1
Изобретение касается тренажеров и может быть использовано при обучении водителей транспортных средств.
Известен тренажер для машинистов локомотивов, содержащий соединенные 5 между собой узел управления и электромотор, кинематически связанный через редуктор с макетом местности 1
Однако этот тренажер не позволяет имитировать воздействие рельефа мест-1О ности движению локомотива.
Целью изобретения является повышение качества обучения за счет имитации воздействия рельефа местности на локомотив.
Цель достигается тем, что тренажер содержит генератор, связанный посредством муфты с электромотором, скоростемер- « профильные кулачки, кинематически связанные с редуктором,20 реле, тиристоры, блок управления тиристоров, сельсин с установленным на его валу рычагом, выполненным с возможностью взаимодействия с одним из профильных кулачков, концевой вык- 25 лючатель с толкателем, контакты которого подсоединены к обмотке реле, а толкатель выполнен с возможностью взаимодействия с другим профильным кулачком, регулирующее сопротивле- ЗО
ние и блок питания с подключенным к нему трансформатором, при этом один из выводов обмотки возбуждения генератора подсоединен к средней точке выходной обмотки трансформатора, крайние точки которой подключены к поло- жительным электродг1М тиристоров, причем управляющие электроды тиристоров подсоединены к управляющему выходу блока управления тиристоров, к выходу которого подключены соединенные между собой отрицательные электроды тиристоров и через размыкающий контакт реле - второй вывод обмотки возбуждения генератора, который через замыкающий контакт реле подсоединен к одной из щеток генератора, при этом последняя через регулирующее сопротивление и другой размыкающий контакт реле подключена к другой щетке генератора, которая через другой замыкающий контакт роле подсоединена к выходу блока управления тиристоров, к входу которого подключена обмотка статора сельсина.
С целью имитации инерционности локомотива с вагонами на валу электромотора установлены сменные грузы, выполнен ые в форме диска.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема тренажера; на Лиг.2электромотор с грузами, общий.вид.
Тренажер для машинистов локомотива содержит узел 1 управления, соединенный по схеме серийного локомотива, электромотор 2 с последовательной обмоткой возбуждения, генератор 3, соединенный посредством муфты 4 с электромотором 2, другой конец вала генератора 3 соединен с редуктором 5, Выходные концы валов редуктора соединены со скоростемером 6, макетом местности 7, На выходкой конец вала редуктора 5 насажены профильные кулачки 3 и У, с которыми взаимодействуют толкатель 10 и рычаг 11, Последний установлен на валу ротора.сельсина 12, обмотка статора сельсина 12 подключена к входу блока 13 управления тиристоров 14, выход которого соединен с их управляющими электродами. Тиристоры 14 подают питание от вторичной обмотки трансформатора 15 на обмотку 16 воз буждения генератора. Реле 17 контактами 18 в исходном невключенном положении 3aivajKaeT якорь генератора 3 на генерирующее сопротивление 19.
Аппаратура получает питание от блока 20 питания. На выходной конец вала электромотора 2 насажены сменные грузы 21.
Тренажер работает следунлцим образом.
При помощи узла 1 управления изменяется величина напряжения на электромоторе 2, а это вызывает изменение величины скорости движения подвижного макета местности 7. Напряжение и ток электромотора контролируется контрольно-измерительными приборами-вольтметром и. амперметром, шкалы которых проградуированы в величинах напряжения и тока, протекающих по тяговым электродвигателям, установленных на локомотивах.
Электромотор 2 вращает генератор 3, у которого изменяется величина тока, протекающего через обмотку 16 возбуждения, а изменение тока возбуждения вызывает изменение магнитного потока. Изменение магнитного потока приводит к изменению величины тормозного электромагнитного момента генератора. Регулирование тока возбудения производится тиристорами 14, управляющие электроды которых подключены к блоку 13 управления тиристоров.
Электромотор 2 приводит во вращение редуктор 5, у которого на выходном валу находятся профильные кулачки 8 и 9, закрепленные неподвижн один с другим. Передаточные отношения редуктора 5 выбраны так, чтобы подвижный макет местности 7 и профильные кулачки 8 и 9 сделгши только один оборот. С кулачком 8 .йствует рычаг 11 сельсина 12. Кулачок 8 изменяет угол поворота ро- тора сельсина 12, а это приводит к изменению напряжения на его выходе, которое подается на вход блока 13 управления, где преобразуется в фазу отпирающего импульса тиристоров 14. Контакты 18 реле 17 находятся в исходном положении. Генератор 3 при таком положении работает в генерируемом режиме. Имитируется подъем или площадка профиля пути.
При имитации спуска профильным кулачком 9 и толкателем 10 включается контакт 18, Подается питание на реле 17. Реле включается, размыкающие контакты размыкаются, а замыкающие контакты замыкаются. Генератор 3 переходит в режим двигателя последовательного возбуждения. Инерция веса транспортного средства или веса поезда имитируется посредством сменных массивных грузов 21, закрепленных на валу электрс5мотора 2.
Перед началом обучения на тренажере машинист-инструктор с помогаю сменных грузов 21 и сопротивления 19 задает вес поезда. Обучаочый с помощью узла 1 управления приводит в движение поезд, увеличивая величины напряжения на тяговсяч электромоторе 2 и контролируя его величину по вольтметру. Ток, протекакщий на тяговом электромотора 2, контролируется амперметром А, а имитация движения создается с помощью подвижного макета местности 7.
. При движении по подъему возрастает тормозной MoevfeKT генератора 3, который вызовет возрастание тока тягового электромотора 2, Обучаемый не должен допустить возрастание тока до критической величины, вызвавшего срабатывание защиты пускорегулирующей аппаратуры, а своевременно перейти на низшие позиции; уменьшая напряжение на тяговом двигателе, и в то же время выдерживая перегонное время хода.
При движении по спуску задача машиниста не превысить максимальную ско- рость, контролируемую скоростемером 6, а своевременно применять тормоза. Так как на перегоне подъемы, спуски и площадки непрерывно сменяют друг друга, то/ научившись регулировать силой тяги-величиной электромеханического момента, учитывая инерцию поезда и сопротивление движению, обучаемый в процессе обучения научит ся добиваться плавности разгона и дальнейшего хода поезда, ведения его по Зс1данному расписанию и обеспечивать остановку в требуемом месте.
Тренажер позволяет быстро во время тренировок приобретать навыки управления локомотивом в услориях, приближенных к двигхению по пересеченной
5 местности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер водителя транспортного средства | 1976 |
|
SU595767A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВОВ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА | 2015 |
|
RU2596042C1 |
Устройство для контроля работоспособного состояния машиниста поезда | 1971 |
|
SU462756A1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА | 2020 |
|
RU2807792C2 |
Однопроводный электропневматический тормоз | 1954 |
|
SU101095A1 |
Устройство для обучения колебательным движениям | 1981 |
|
SU1001156A1 |
Тренажер для обучения машиниста локомотива | 1980 |
|
SU928394A1 |
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР | 1989 |
|
RU1723915C |
ИМИТАТОР ВИЗУАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1990 |
|
RU1759158C |
Тренажер водителя транспортного средства | 1986 |
|
SU1387031A1 |
Авторы
Даты
1980-10-15—Публикация
1978-06-26—Подача