Тренажер для машинистов локомотива Советский патент 1980 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение SU771701A1

1

Изобретение касается тренажеров и может быть использовано при обучении водителей транспортных средств.

Известен тренажер для машинистов локомотивов, содержащий соединенные 5 между собой узел управления и электромотор, кинематически связанный через редуктор с макетом местности 1

Однако этот тренажер не позволяет имитировать воздействие рельефа мест-1О ности движению локомотива.

Целью изобретения является повышение качества обучения за счет имитации воздействия рельефа местности на локомотив.

Цель достигается тем, что тренажер содержит генератор, связанный посредством муфты с электромотором, скоростемер- « профильные кулачки, кинематически связанные с редуктором,20 реле, тиристоры, блок управления тиристоров, сельсин с установленным на его валу рычагом, выполненным с возможностью взаимодействия с одним из профильных кулачков, концевой вык- 25 лючатель с толкателем, контакты которого подсоединены к обмотке реле, а толкатель выполнен с возможностью взаимодействия с другим профильным кулачком, регулирующее сопротивле- ЗО

ние и блок питания с подключенным к нему трансформатором, при этом один из выводов обмотки возбуждения генератора подсоединен к средней точке выходной обмотки трансформатора, крайние точки которой подключены к поло- жительным электродг1М тиристоров, причем управляющие электроды тиристоров подсоединены к управляющему выходу блока управления тиристоров, к выходу которого подключены соединенные между собой отрицательные электроды тиристоров и через размыкающий контакт реле - второй вывод обмотки возбуждения генератора, который через замыкающий контакт реле подсоединен к одной из щеток генератора, при этом последняя через регулирующее сопротивление и другой размыкающий контакт реле подключена к другой щетке генератора, которая через другой замыкающий контакт роле подсоединена к выходу блока управления тиристоров, к входу которого подключена обмотка статора сельсина.

С целью имитации инерционности локомотива с вагонами на валу электромотора установлены сменные грузы, выполнен ые в форме диска.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема тренажера; на Лиг.2электромотор с грузами, общий.вид.

Тренажер для машинистов локомотива содержит узел 1 управления, соединенный по схеме серийного локомотива, электромотор 2 с последовательной обмоткой возбуждения, генератор 3, соединенный посредством муфты 4 с электромотором 2, другой конец вала генератора 3 соединен с редуктором 5, Выходные концы валов редуктора соединены со скоростемером 6, макетом местности 7, На выходкой конец вала редуктора 5 насажены профильные кулачки 3 и У, с которыми взаимодействуют толкатель 10 и рычаг 11, Последний установлен на валу ротора.сельсина 12, обмотка статора сельсина 12 подключена к входу блока 13 управления тиристоров 14, выход которого соединен с их управляющими электродами. Тиристоры 14 подают питание от вторичной обмотки трансформатора 15 на обмотку 16 воз буждения генератора. Реле 17 контактами 18 в исходном невключенном положении 3aivajKaeT якорь генератора 3 на генерирующее сопротивление 19.

Аппаратура получает питание от блока 20 питания. На выходной конец вала электромотора 2 насажены сменные грузы 21.

Тренажер работает следунлцим образом.

При помощи узла 1 управления изменяется величина напряжения на электромоторе 2, а это вызывает изменение величины скорости движения подвижного макета местности 7. Напряжение и ток электромотора контролируется контрольно-измерительными приборами-вольтметром и. амперметром, шкалы которых проградуированы в величинах напряжения и тока, протекающих по тяговым электродвигателям, установленных на локомотивах.

Электромотор 2 вращает генератор 3, у которого изменяется величина тока, протекающего через обмотку 16 возбуждения, а изменение тока возбуждения вызывает изменение магнитного потока. Изменение магнитного потока приводит к изменению величины тормозного электромагнитного момента генератора. Регулирование тока возбудения производится тиристорами 14, управляющие электроды которых подключены к блоку 13 управления тиристоров.

Электромотор 2 приводит во вращение редуктор 5, у которого на выходном валу находятся профильные кулачки 8 и 9, закрепленные неподвижн один с другим. Передаточные отношения редуктора 5 выбраны так, чтобы подвижный макет местности 7 и профильные кулачки 8 и 9 сделгши только один оборот. С кулачком 8 .йствует рычаг 11 сельсина 12. Кулачок 8 изменяет угол поворота ро- тора сельсина 12, а это приводит к изменению напряжения на его выходе, которое подается на вход блока 13 управления, где преобразуется в фазу отпирающего импульса тиристоров 14. Контакты 18 реле 17 находятся в исходном положении. Генератор 3 при таком положении работает в генерируемом режиме. Имитируется подъем или площадка профиля пути.

При имитации спуска профильным кулачком 9 и толкателем 10 включается контакт 18, Подается питание на реле 17. Реле включается, размыкающие контакты размыкаются, а замыкающие контакты замыкаются. Генератор 3 переходит в режим двигателя последовательного возбуждения. Инерция веса транспортного средства или веса поезда имитируется посредством сменных массивных грузов 21, закрепленных на валу электрс5мотора 2.

Перед началом обучения на тренажере машинист-инструктор с помогаю сменных грузов 21 и сопротивления 19 задает вес поезда. Обучаочый с помощью узла 1 управления приводит в движение поезд, увеличивая величины напряжения на тяговсяч электромоторе 2 и контролируя его величину по вольтметру. Ток, протекакщий на тяговом электромотора 2, контролируется амперметром А, а имитация движения создается с помощью подвижного макета местности 7.

. При движении по подъему возрастает тормозной MoevfeKT генератора 3, который вызовет возрастание тока тягового электромотора 2, Обучаемый не должен допустить возрастание тока до критической величины, вызвавшего срабатывание защиты пускорегулирующей аппаратуры, а своевременно перейти на низшие позиции; уменьшая напряжение на тяговом двигателе, и в то же время выдерживая перегонное время хода.

При движении по спуску задача машиниста не превысить максимальную ско- рость, контролируемую скоростемером 6, а своевременно применять тормоза. Так как на перегоне подъемы, спуски и площадки непрерывно сменяют друг друга, то/ научившись регулировать силой тяги-величиной электромеханического момента, учитывая инерцию поезда и сопротивление движению, обучаемый в процессе обучения научит ся добиваться плавности разгона и дальнейшего хода поезда, ведения его по Зс1данному расписанию и обеспечивать остановку в требуемом месте.

Тренажер позволяет быстро во время тренировок приобретать навыки управления локомотивом в услориях, приближенных к двигхению по пересеченной

5 местности.

Похожие патенты SU771701A1

название год авторы номер документа
Тренажер водителя транспортного средства 1976
  • Скоробогатов Дий Иванович
  • Осипов Игорь Иванович
SU595767A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВОВ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА 2015
  • Базюк Александр Михайлович
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Шухин Александр Евгеньевич
RU2596042C1
Устройство для контроля работоспособного состояния машиниста поезда 1971
  • Зверев Борис Петрович
SU462756A1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА 2020
  • Попов Юрий Иванович
  • Куренков Алексей Семенович
  • Ройзнер Александр Григорьевич
  • Зеликман Борис Львович
  • Суслов Константин Александрович
  • Рычагов Дмитрий Владимирович
  • Шихер Ян Герцович
  • Певзнер Михаил Афанасьевич
  • Васин Евгений Александрович
RU2807792C2
Однопроводный электропневматический тормоз 1954
  • Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Железнодорожного Транспорта
SU101095A1
Устройство для обучения колебательным движениям 1981
  • Жуков Николай Евгеньевич
  • Стрельников Виталий Георгиевич
SU1001156A1
Тренажер для обучения машиниста локомотива 1980
  • Рубцов Василий Васильевич
  • Дайлидко Антон Антонович
SU928394A1
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР 1989
  • Панов Н.Н.
  • Зобков П.П.
  • Новик И.О.
  • Базаров С.А.
RU1723915C
ИМИТАТОР ВИЗУАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1990
  • Панов Н.Н.
  • Зобков П.П.
RU1759158C
Тренажер водителя транспортного средства 1986
  • Ястребов Гарри Гурьевич
  • Долгий Вера Александровна
  • Хвастунов Рюрик Михайлович
SU1387031A1

Иллюстрации к изобретению SU 771 701 A1

Реферат патента 1980 года Тренажер для машинистов локомотива

Формула изобретения SU 771 701 A1

SU 771 701 A1

Авторы

Дайлидко Антон Антонович

Макаров Виталий Михайлович

Кретинин Алексей Александрович

Сафонов Евгений Алексеевич

Прохоренко Виталий Дмитриевич

Батраченко Анатолий Леонтьевич

Даты

1980-10-15Публикация

1978-06-26Подача