Изобретение относится к строительным конструкциям, а именно к конструкциям мачт различного назначения, например радиомачт и осветительных вышек.
Известла мачта/ включающая ствол, с жестко прикрепленными к нему яруСс1ми реями , оттяжки , связывающие концы ре;й и фундамент, у которого ствол смонтирован на башмаке, при этом на нижних концах оттяжек, пропущеных чарез концы башмака, подвешены грузы, а у опорных частей на концах башмака на оттяжках закреплены имеющие внешнюю резьбу втулки, наокоторые навинчены фиксирующие гайки. При :этом каждый груз расположен под башмаком, а втулка - между башмаком и грузом 1 .
Недостаток такого решения - значител.ьный расход материала на грузы.
Цель изобретения - снижение материалоемкости .
Поставленная цель достигается тем, что в мачте, включающей установленный на фундаменте ствол, оттяжки и реи, жестко прикрепленные к стволу, другие концы которых
л ..--закреплены к оттяжкам, баимак с отверстиями, которые пропущены оттяжки и грузы, прикрепленные к концам башмака, в фундаменте заанкерены хомуты, охватывающие башмак, на который со стороны ствола установлены,упоры, причем башмак Прикреплен к стволу шарнирно, а отверстия в башмаке для пропуска
10 оттяжек размещены между стволом и грузами.
На фиг. 1 изображена мачта, общий вид; на фиг. 2 - узел А на фиг. 1.
Мачта включает ствол 1 с жестко
15 прикрепленными к нему ярусами реями 2, оттяжки 3, связывающие концы рей 2, и фундамент 4, у которого к стволу 1 прикреплены консольные части башмака 5 при помощи шарни20ров 6, имеющих возможность поворота в плоскостях консольных частей башмака 5. Нижние концы оттяжек ,3 закреплены к консольным частям башмака 5 между стволом 1 и грузами 7,
25 прикрепленными к концам башмака 5. При этом консольные части башмака 5 пропущены внутри хомутов 8, установленных между стволом 1 и нижними концами оттяжек 3. Нижние концы
30
хомутов 8 эаанкерены в фундаменте 4, На верхних поясах башмака 5 закреплены, например, сваркой упоры 9, установленные вплотную к хомутам 8 и расположенные между хомутами 8 и стволом 1. .
После неподвижного закрепления нижних концов оттяжек 3 на консольных частях башмака 5 (например, при помощи винтовых анкеров, заливных .анкеров и т.п.) на свободных торцах консольных частей беиимака 5 закреп-ляют грузы 7 за пределами расстояния между стволом 1 и местом крепления нижних концов оттяжек 3. Так как консольные части башмака 5 прикреплены к стволу 1 при помощи шарниров 6, то под действием веса грузов 7 консольные башмака перемещаются вниз, поворачиваясь вокруг шарниров б в своих плоскостях. При этом оттяжки 3 закрепленные непЪдвижно на башмаке 5 натягиваются (происходит их лредварительное напря жение) . Вес груза 7 и плечо его приложения по отношению к оси ствола 1 и нижнему концу оттяжки 3 рассчитывается таким образом чтобы создать в оттяжке 3 расчетную силу предварительного напряжения. При этом учитывается также и собственный вес консольной части башмака 5, также создающий дополнительное натяжение оттяжки 3. Соотношение между весом груза 7 и соответствующим натяжением оттяжки 3 определяется по правилу рычага.
После создания в оттяжках 3 расчетных сил предварительного напряжения положение консольных частей башмака 5 фиксируется установкой хомутов 8. При этом хомуты 8, охватывая консольные част-и башмака 5 сверху, препятствуют их возможному перемещению вверх при действии на мачту горизонтальных, например ветровых, нагру- . зон. Таким образом, нижние концы оттяжек 3 фиксируются и не могут перемещаться вверх, следовательногВ них сохраняется полученная расчетная сила предварительного напряжения.
.При действии йа мачту горизонтальных, например ветровых, нагрузок заветренные оттяжки не могут расслабиться, так как консольные части башмака 5, поворачиваются вокруг шарниров 6 вниз, при этом вес грузов 7 и плечи их приложения остаются без изменения, что гарантирует постоянство сил предварительного натяжения в оттяжках 3,
Для фиксации положения хомутов 8 на консольных частях башмака 5, т.е. для предотвращения проскальзывания хомутов 8 вдоль верхних поясов, на последних закрепляют, например, сваркой упоры 9 со стороны ствола 1 Нижние концы хомутов 8 закреплены к фундаменту 4 мачты при помощи приварки к металлическим закладным деталям, заанкеренным в фундамент 4.
Эффект,который может быть получен при использовании изобретения, заключается в снижении веса грузов до 30-40% и, следовательно, в уменьшении материалоемкости мачты в целом .
Формула изобретения
Мачта, включающая установленный на фундаменте ствол, оттяжки и реи, жестко прикрепленные к стволу, другие концы которых закреплены к оттяжкам, башмак с отверстиями, через которые пропущены оттяжки и грузы, прикрепленные к концам башмака, отличающаяся тем, что, с снижения материалоемкости, в фундаменте заанкерены хомуты, охватывающие башмак, на который со стороны ствола установлены упоры, причем башмак прикреплен к стволу шарнирно, а отверстия в башмаке для пропуска оттяжек размещены между стволом и грузами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 652304, .кл. Е 04 Н 12/00, 1979.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мачта | 1977 |
|
SU672319A2 |
Мачта | 1977 |
|
SU652304A1 |
Мачта | 1975 |
|
SU524898A1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ ВЫСОКОЙ БАШНИ | 1996 |
|
RU2105853C1 |
МАЧТА | 2011 |
|
RU2473762C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ УСТРОЙСТВА ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ | 1993 |
|
RU2068916C1 |
Устройство для контроля усилия натяжения оттяжек мачты | 1983 |
|
SU1099038A1 |
Морская стационарная платформа мачтового типа | 1983 |
|
SU1138455A1 |
Устройство для регулирования натяжения оттяжек мачт | 1988 |
|
SU1643692A1 |
Башня | 1978 |
|
SU947369A1 |
Авторы
Даты
1980-10-23—Публикация
1979-04-23—Подача