(54) КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ВЫСОКОВОЛЬТНОГО Ыа1КЛЮЧАТЕЛЯ Изобретение относится к электроаппаратостроению в частности к контактным системам высоковольтных выключателей на большие номинальные то ки. Известна контактная система высоковольтного выключателя на большие н минальные токи, содержащая расположенные концентрично внутри резервуаpa дугогасительную и главную, контакт ные системы, подвижные контакты кото рой выполнены из нескольких параллел но соединенных и симметрично расположенных швеллерообразных шин, размы кающихся во внешние стороны, причем каждая шина снабжена двумя подпружиненными искрогасительными контактами расположенными по краям зоны контактирования шины. Искрогасительные контакты 1 могут быть выполнены в виде одноплечих жестко связанных между собой рычагов установленных снаружи боковых полок швеллера на оси, проходящей через эти полки. Такие подвижные контакты сложны по конструкции и имеют увеличенные размеры вследствие того, что искрогасительные контакты расположены вне шины по ее бокам. Механическая прочность такого контакта при включении работающего на изгиб невысока, так как последний для аппаратов на большие номинальйые токи изготавливается из меди, которой свойственна высокая пластичность. Это обстоятельство вызывает деформацию шины при многократных включениях и тем самым ограничивает эксплуатационный ресурс выключателя. Искрогасительные контакты 2 могут быть также выполнены в виде двуплечих рычагов, закрепленных внутри швеллера на плавающей оси, проходящей через боковые полки, при этом одно плечо рычага проходит в отверстие в средней полке, а другое . опирается на ее внутреннюю поверхность. Механическая прочность такого контакта невысока по тем же причинсМ, что и у аналога. Кроме того, конструкция контакта сложна, так как требует наличия на конце шины двух фигурных подпружиненных контактов. Целью изобретения является повышение механической прочности н упроадение конструкции подвижного контактаЭто достигается тем, что в контактной системе выключателя, содержа щей расположенный внутри контактной щвеллерообразной шины искрогасительн фигурный подпружиненный контакт, оди конец которого в отключенном положении выходит за наружную поверхность средней полки шины, а второй опирает ся на ее внутреннюю поверхность, это контакт расположен по оси швеллерооб разной шины, а пружина вьтолнена в виде П-образной скобы, один конец ко торой опирается на искрогасительный контакт, образуя плечи контакта таким образом, что на внутреннюю поверхность шины опирается меньшее пле чо контакта, а второй конец скобы опирается в зоне контактирования про тивоположного конца шины на внутреннюю поверхность полки швеллера непосредственно ( в случае поворотного движения подвижного контакта или через такой же дополнительный искрогасительный контакт (в случае поступательного перемещения подвижного ко такта)в направлении, перпендикулярно к контактной поверхности шины) при Этом средняя часть пружины имеет упор на ось, проходящую через отверс тия в боковых полках швеллера. Средняя полка шины может быть выполнена с проемом на торце, ограничивающем боковое смещение искрогасительного контакта. На фиг. 1 приведен пример выполнения контактной системы с одним искрогасительным контактом гпри пово ротном движении шин)на фиг. .2 - вид по стрелке А на фиг, 1; на фиг. 3 контактная система с дополнительным искрогасительным контактом (при поступательном движении шин). Контактная система, изображенная на фиг. 1 и 2, содержит неподвижные контакты 1 и 2 со стойкой 3 и подвижный контакт в виде швеллерообразной шины 4, закрепленный на стойке 3 контакта 2 посредством оси 5. Под вижный контакт включает в себя Побразную пружинную скобу 6, один конец которой опирается на внутреннюю поверхность средней полки шины в зоне контактирования с контактом 2, а другой конец - в искрогаситель ный контакт 7 таким образом, что на внутреннюю поверхность полки шины 4 опирается меньшее плечо контакта 7. Натяг пружинной скобы 6 обеспечивается посредством оси 8, проходяще через шлицеобразные отверстия в средней части боковых полок шины 4. Шина выполнена с проемом 9 на ее то це, ограничивающим боковое смещение контакта 7. Контакт приводится в движение посредством тяги (направление движе ния показано стрелкой) П-образная пружинная скоба 6, об ладающая .большей жесткостью по сравнению с медной шиной 4, передает при включении давление на полку шины в зонах ее контактирования с неподвижными контактами, таким образом, шина разгружена от усилий, передаваемых тягой 10,и на изгиб не работает. Разделение контакта 7 на плечи таким образом, что на внутреннюю поверхность полки швеллера опирается меньшее плечо, обеспечивает ход искрогасительного контакта в несколько миллиметров ( до уровня наружной поверхности этой полки во включенном положении ) при незначительном рабочем прогибе пружинной скобы 6. Контактная система, показанная на фиг. 3, состоит из неподвижных контактов 1 и 2 и подвижного контакта в виде шины 4, содержащего кроме искрогасительного контакта 7 дополнительный искрогасительный контакт 11, подпружиненный П-образной скобой 6 посредством оси 8 таким же образом, как и контакт 7. Подвижный контакт приводится в движение посредством изоляционной тяги 10 (направление движения показано стрелкой) При отключении вначале размыкаются контакты 1 и 4( либо 1,2 v 4 во втором случае) Искрогасительный контакт 7 и контакт 1(или соответсотвенно во втором случае 1 и 7 и 11) остаются замкнутыми под действием П-образной пружинной скобы 6, при этом происходит сброс тока в искрогасительный контакт. После захвата полкой швеллера шины 4 контакта 7 контакты 7 и 1 размыкаются, на них возникает коммутационная дуга. Аналогично размыкаются контакты 11 и 2. При включении замыкаются сначала искрогасительные контакты, а затем подвижный контакт - шина 4. Контактная система позволяет повысить механическую прочность подвижного контакта за счет применения Побразной пружины, одновременно использованной для создания давления на искрогасительный контакт и упростить конструкцию за счет сокращения числа искрогасительных контактов вдвое, а также ликвидации йндивидуальных пружин этих контактов. Формула изобретения 1. Контактная система высоковольтного выключателя на большие номинальные токи, содержащая неподвижные и подвижные контакты, выполненные из параллельно соединенных и симметрично расположенных контактных швеллерообразных шин, размыкающихся во внешние стороны, каждая из которых снабжена расположенным внут рк швеллерообраэного профиля подпружиненным фигурным искрогасительным контактом, один конец которого в отключеннсЗм положении выходит за наружную поверхность средней полки швеллера, а другой лежит на ее внутренней поверхности, о т л ичающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения механической прочности подвижного контакта, искрогасительный контакт расположен по оси швеллерообразной шины, а пружина выполнена в виде ПЪбразной скобы один из концов которо опирается на искрогасительный контак образуя плечи контакта таким образом, что на внутреннюю поверхность шины опирается меньшее плечо контакта, а второй конец скобы опирается в зоне контактирования противоположного конца шины на внутреннюю
поверхность полки швеллера непосредственно или через дополнительный искрогасительный контакт, при этом средняя часть пружины имеет упор на ось, проходящую через отверстия в брковых, полках швеллерообразной шины.
2. Контактная система по п. 1, отличающаяся тем, что средняя полка шины выполнена с проемом на торце, который ограничивает
0 боковое смещение искрогасительного контакта.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 5 по заявке 2582928/07, кл. Н 01 Н
33/74, 1977.
2,Авторское-свидетельство СССР по заявке № 2582926/07,
кл. Н 01 Н 33/74, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Контактная система высоковольтного многоамперного выключателя | 1977 |
|
SU748554A1 |
Контактная система высоковольтного многоамперного выключателя | 1977 |
|
SU726602A1 |
Высоковольтный выключатель на большие номинальные токи | 1983 |
|
SU1078485A1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ | 2009 |
|
RU2399982C1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ГАЗОВЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 1969 |
|
SU245191A1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ГАЗОВЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 1971 |
|
SU290342A1 |
Дугогасительное устройство | 1979 |
|
SU792350A1 |
Контактная система высоковольтного выключателя на большие номинальные токи | 1985 |
|
SU1302345A1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ НОЖОМ ЗАЗЕМЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2416838C2 |
ЙСЕС^ЮЗНАЯ I | 1973 |
|
SU368662A1 |
Авторы
Даты
1980-10-30—Публикация
1978-12-18—Подача