Изобретение, относится к машиностр ению и может быть использовано в качестве гидростатической трансмиссии с рекуперативным приводом транс.портного средства. Известны гидростатические трансмиссии с рекуперативным приводом, содержащие маховик и автономную, либо установленную на базе транспортного средства зарядную станцию для разгона маховика i. Однако известные гидростатические трансмиссии рекуперативных махович ных приводов конструктивно сложны, требуют механического или гидравлического переключения режимов, из-за этого они малоэкономичны и в управлении. Известна также гидростатическая трансмиссия транспортного средства с рекуперативным приводом, содержащая гидростатический мотор-насосный агрегат, связанный кинематическис маховиком и гидравлически - с гидробаком с нерегулируемой обратимой гид ромашиной привода движителей транспортного средства и при помощи напор ной гидролинии - с регулируемым гид ронасосом, имеющим привод от двигат .ля транспортного средства 2 . Недостатками этой трансмиссии являются конструктивная сложность гидросистемы, наличие гидростатических потерь из-за прохождения рабочей жидкости через гидрораспределитель, сложность управления, обусловленная не-. обходимостью переключения позиций гидрораспределителей Для изменения режимов работы привода. Цель изобретения - повышение КПД трансмисси путем снижения гидростатических потерь. Указанная цель достигается тем, что мотор-насосный агрегат выполнен в виде двух регулируемых реверсивных по потоку рабочей жидкости обратимых гидромашин, роторы которых кинематичёсйй звязаны между собой, гидревлйческая связь мотор-насосного агрегата с нерегулируемой обратимой гидромашиной выполнена в виде двух гидролиний , сообщающих выходы регулируе- tmx. обратимых гидромашин с последней, причем каждая из последних упомянутых гидролиний связана посредством обратных клапанов с напорной гидролинией, последняя сообщена со входами указанных обратных клапанов, гидра влическая связь гидробака с моторнасосным агрегатом выполнена в виде
нары параллельно установленных фильтра слива с обратным клапаном и противоположно ориентированного другого обратного клапана, при этом каждый фильтр сообщен с соответствующей регулируемой обратимой гидромашиной. ,
На фиг. 1 приведена схема гидростатической трансмиссии транспортного средства с рекуперативным приводом; на фиг. 2 - пример конструктивного исполнения подсоединения общего регулиру- JQ кядего органа к регулирующим устройствам гидромашин мотор-насосного агрегата.
Предлагаемая гидростатическая трансмиссия с приводом .содержит маховик . 1 (см. фиг. 1), муфту 2 сцепления, соединяющую общий вал 3 регулируемых реверсивных по потоку рабочей жидкости обратимых гидромашин 4 и 5 моторнасосного агрегата, снабженных регулирующимиустройствами, соответствен- 20 но б и 7, сблокированными на общий ре-« гулируюгдий орган 8, по меньшей мере одну нерегулируемую обратимую гидромашину 9, механически связанную с движителем (не показан) транспортно- 25 го средства, регулируемый гидронасос -10, соединенный своим валом с валом двигателя 11, гидролинии 12 и 13, снабженные фильтрами 14 и 15, обратными клапанами 16 и 17 и противополож- д но ориентированными обратными клапанги«1и 18 и 19, и соединяющие гидромашины 4 и 5 с гидробаком 20, и гидролинии 21 и 22, соединенные с гидробаком 2.0 через обратные клапаны, соот- ,« ветственно 23 и 24, и через обратные клапаны, соответственно 25 и 26 - с напорной гидролинией регулируемого гидронасоса 10. Кроме того, гидравлическая трансмиссия снабжена предохранительными клапанами 27 и 28. Регу- 40 лируекый гидронасос 10 может быть подключен к напорной гидролинии 29 через обратный клапан 30 и быстроразъемное соединение 31.
Регулирующий орган 8 (фиг. 2) ус- 45 тановлен на шарнирной опоре 32 и шарнирно соединен тягами 33 и 34 с регулир уййи1йй устройствами, сОрТ1вётствен- но б и 7, гидромашин 4 и 5.
Гидростатическая трансмиссия с ре- «л куперативным приводом работает следующим образом.
Когда маховик 1 обладает запасом кинетической энергии, при установленном (Общем регулирующем органе 8 в положф1ие, соответствующее нулевым ра- бочимобъемам гидромашин 4 и 5, включаем муфту 2 сцепления. Роторы гидромашин 5 вращаются на холостом режиме, т. е. не перекачивают рабочую жидкость, транспортное средство под- 0 готовлено к рабочемурежиму.
Смещение общего регулирукйцего органа 8 в ту или другую сторону от нуneBOirO положения Происходит при соединении тяги 34 (фиг. 2) с регулиру- 5
ющим органом 8, например как показано на фиг. 2 сплошными линиями. Рабочая жидкость одной из гидромашин моторнасосного- агрегата начинает нагнетаться к гидромашине 9, а другой - отсасываться от-гидромашины 9, что приводит к движению транспортного средства вперед или назад.
Допустим, движению вперед соответствует перемещение регулирующего органа 8 вверх, как показано на фиг. 1 постепенное смещение регулирующего органа 8 в этом направлении приводит к ускорению транспортного средства, так как расход рабочей жидкости через гидромашины 4 и 5 при этом увеличивается. При необходимости торможения транспортного средства на какойто приобретенной им скорости, соответствующей, какому-то положению регулирующего органа 8 (для примера изменением скорости маховика 1 пренебрегаем) , регулирующий орган 8 необходиМ9 остановить и перемещать в исходное (нулевое) положение. При этом расход через гидромешины 4 и 5 становится меньшим, чем требуется на данной скорости для соответствующей скорости вращения ротора гидромашины 9, и гид.ромашина 9 сжимает рабочую жидкость в той магистрали, которая на режиме разгона была сливной для нее, т. е, гидромашина мотор-насосного агрегата, отсасывающая на режиме разгона рабочую жидкость от гидромашины 9, при торможении транспортного средства работает в моторном режиме и разгоняет маховик, чем обеспечивает передачу кинетической энергии транспортного средства Маховику. Вторая же из спаренных гидромашин при это работает в режиме объем ного делителя потока (дозатора).
Для того, чтобы в процессе работы привода в одной из гидролиний 2i или 22 в результате объемных потерь не было снижения давления ниже нуля, эти гидролинии подключены через обратные клапаны 23 и 24 к гидробаку 20, что в случае установки гидробака 20 гидромашин привода, обеспечивает даже небольшой подбор в низконапорной гид ролинии. .
Обратные клапаны 16 и 17 и противоположно им ориентированные обратные клапаны 18 и 19 установлены с целью обеспечения протока рабочей жидкости через фильтры 14 и 15 только при сливе рабочей жидкости от гидромашин 4 и 5 в гидробак 20 и для всасывания рабочей жидкостиэтими гидромашинами из гидробака в обход фильтров 14 и 15
Таким образом, на рабочем режиме транспортного средства управление режимами разгона его вперед и назад и рекуперативного торможения, при любом направлении движения, осуществляется при помощи соответствующих перемещений лишь общего регулирующего органа 3 Разгон маховика осуществляется следующим образом. Тяга 34 переставляется а положени показанное на фиг. 2 пунктиром. Это обеспечивает однонаправленность дви жения рабочей жидкости через гидромашины 4 и 5. Регулирующий орган 8 устанавливается в нужное (для соответствующего направления вращения вала маховика) крайнее положение и в этом положении фиксируется. Включается в работу двигатель 11 и плавным регулированием подачи насоса 10 маховик разгоняется до нужной скорости. Отключением муфты 2 сцепления, выключением двигателя 11, перестано кой тяги 34 в положение, показанное на фиг. 2 сплошной линией, установкой регулирующего органа 8 в нулевое положение и включением муфты 2 обеспечивается подготовка рекуперативного привода транспортного средства к рабочему, режиму. Формула изобретения Гидростатическая трансмиссия тран спортного средства с рекуперативнью приводом, содержащая гидростатический мотор-насосный агрегат, связанны кинематически с маховиком и гидравли чески - с гидробаком, с нерегулируемой обратимой гидромашиной привода движителей транспортного средства и при помощи напорной гидролинии - с регулируемым гидронасосом, имеющим привод от двигателя транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения коэффициента полезного действия трансмиссии путем снижения гидростатических потерь , мотор-насосный агрегат выполнен в виде двух регулируемых реверсивных по потоку рабочей жидкости обратимых гидромашин, роторы которых кинематически связаны между собой, гидравлическая связь мотор-насосного агрегата с нерегулируемой обратимой гидромашиной выполнена в виде двух гидролиний , сообщаклдих выходы регулируемых обратимых гидромашин с последней, причем каждая из последних упомянутых гидролиний связана посредством обратных клапанов с напорной гидролинией, последняя сообщена со входами указанных обратных клапанов, гидравлическая связь гидробака с моторнасосным агрегатом выполнена в виде пары параллельно установленных фильтра слива с обратным клапаном и противоположно ориентированного другого обратного клапана, при этом каждый фильтр сообщен с соответствующей, регулируемой обратимой гидромашиной. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Гулиа И.В. Маховичные двигатели. М., Машиностроение, 1976, с. 87-107. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке 2200000, кл. В 60 К 17/10, 1977.
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1978-11-13—Подача