Коллектор электрической машины Советский патент 1980 года по МПК H01R39/04 

Описание патента на изобретение SU783894A1

Изобретение относится к электррмашиностроеиию, а именно к конструк ции токосъемных устройств. Известен коллектор, содержащий ламели, выполненные из профильной меди и имеющие в поперечном сечении различную форму для лучшего крепления с несущим элементом, например/ трапецеидальную, Т-, П-образную и т.д. Cl . Недостатком этих коллекторов является большой объем при выполнении уравнительных соединений.. Известен коллектор электрической Мсциины, содержащий изолированные ламели, расположенные равномерно по окружности вокруг несущего каркаса с образованием контактной поверхнос и хвостовых частей, которые объедин ны при соединении с секциями обмотки в электрически связанные группы уравнительными соединениями, причём соседние ламели соединены между собой при помощи изолирующего клейкого вещества 2. Недостатком указанного коллектор является высокая износостойкость ла мелей в зоне контакта со щеткой, та как коллектор может быть изготовлен из проводников, сравнительно легко поддающихсй деформации при навивке на несущий каркас, а следовательно и не обладающих достаточной твердостью и износостойкостью. Целью изобретения является увели чение долговечности коллектора за счет повышения износостойкости зоны контакта со щетками, повышение предельных числе оборотов,- а также обеспечение точности расположения ламелей и улучшение коммутации машины. Достигается это тем, что ламели выполнены из двух частей, соединенных между собой, плоскость контакта между кэторь1ми в зоне токосъема расположена под углом к направлению вращения. Плоскость контакта разъема МРжду двумя частями ламелей выполнена под прямым углом к направлению вргидения ламели в месте разъема. Плоскость контакта ламелей имеет взаимно совпадающие пазы и выступы. Несущий каркас содержит равномерно расположенные по окружности пазы (или выступы) или фиксации ламелей. Несущий каркас выполнен ферромагнитным. На фиг. 1 изображен предлагаемый коллектор электрической мгшины, общкК вид, аксонометрия; на фиг.2 -. вид по стрелке л иа фиг. 1; на фйг.Звид по стрелке Б иа фиг. 1; на фиг.4вариант стыковки ламелей, разрез{ на фиг. 5 - вид по стрелке В на фи1. 1, сопряжение хвостовых 4acTeiet ламелей; на фиг. б - общий вид коллектора при выполнении разъема, аксонометрия на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг. б, йвсущнй каркас, содержащий равномерно . расположенные по окружности паз (выступы) для фиксации ламалей, .

Коллектор электричео:кой ,ма |1МнИ имеет несущий каркас 1, на котором расположены ламели 2/ которые с н&рУжной стороны Каркаса 1 {в зоне контакта со щетками) образу;ют собственно ламели 3, а с внутрёйнбй - xfoefoebie . части 4, являющиеся уравнительными соединениями 5 (фиг. 1, 3, 4, б, .7). При неосходимости каркас 1 мрЖбФ быть покрыт изоляцией б, а ламелями 2 и хвостовыми чайтйми 4 могут быть установлены йэолиру|одие ,ки 7. - .V

Таким образом, на HecVtitidM каркасе 1 располагаются группы лшелей 3/ объединенных уравнительными соединениями 5/ ....... ., . . ,

Ламели 2 могут быть получены ycifaновкой на несущем каркасе 1 , т Оловин леъмелай 3 (фиг. б).1а)й ЙШк их хвостовые части 4 отогнуфы д противоположные стороны (фиг. 4), то совпадают торцы хвостовых частей ламелей 2, принадлежащих о а1Мой 9;teKTpiHt(ec кй связанной группе. Лежащие друг против друга места 8 совпадений (фиг. 1 2, б) и д (фиг. 1, 4, б) Ой диняк)тся электрической сваркой, пайкой, механическим осаживанием и П. способами.

Для повышения идгйбной жестМбсти предельных чисел оборотов ламели 3.могут быть впрессованы стальные штифты 10 (фиг. 1, 3),.а плЬскость разъема может представлять взаимно совпадающие пазы (Фиг. 5).

Для увеличение долговечности за счет повышения износостойкости места 8 совпадений между лa дeлями 3 могут быть под углом к направлению вргикения лгмелй 3 (фиг. 2). ,

Изготовление несущего каркаса 1 ферромагнитным улучшает коммутацию машины с помбщью егулирования трансформаторной ЭДС в витке коммутационной секции из1№нением потока в каркасе 1.

Таким образом, данный коллектор содержит ламели обычного традиционного исполнения, которые могут быть изготовлены из специально для этих целей предназначенных сплавов, отличающихся высокой износостойкостью.

Изготовление ламелей разъемными и .отгиб их хвостовых частой позволяет выполнить также уравнительные соединения 5.

Как следует из вышеизложенного, достоинством данного коллектора является и практически полное использование установившейся традиционной технологии изготовления.

Формула изобретения

1.Koj eKTop электрической машины, содержащий изолированные ламели, расположенные равномерно по окружности

вокруг несущего каркаса с образованием контактной поверхности и хвостовых частей, которые объединены при соединении с секциями обмотки в электрически связанные группы уравнитёльными соединейи ми, причем соседние ламели соединены между собой при помощи изолирующего клейкого вещества, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности коллектора за счет повышения износостойкости зоны контакта со щетками, ламели выполнены из двух частей, соединенных между собой, плоскость койтакта между которыми в зоне токосъема расположена под углом к направлению

вращения.

2.Коллектор по П.1, о т л и ч аю щ.и и с я тем, что, с целью увеличения долговечности, плоскость .контакта разъема между двумя частями

ламелей выполнена под прямым углом к направлению враицения ламели в месте разъема.

3.Коллектор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с

целью повышения предельных чис. оборотов, плоскость контакта ламелей имеет взаимно совпадающие пазы и выступы.

4.Коллектор по пп. 1-3, отличающийся тем, что, с целью

повышения долговечности за счет более точного размещения ламелей, несущий каркас содержит равномерно расположенные по окружности пазы или выступыдля фиксации .

5. Коллектор по пп. 1-4, отличающийся тем, что, с целью улучшения коммутации, несущий каркас выполнен ферромагнитным.

Источники информации,

пр йнятые во внимание при экспертизе

1.Фиш А.Я. и др. Коллекторы электрических машин на пластмассе. М.-Л., ГЭИ, 1963.

2.Авторское свидетельство СССР пи заявке I 2001756/24-07,

кл. Н 01 R 39/04, 1978.

гл

Похожие патенты SU783894A1

название год авторы номер документа
Коллектор электрической машины 1978
  • Коваль Юрий Владимирович
  • Маслов Павел Павлович
SU748598A1
Коллекторно-щеточный узел электрической машины 1989
  • Хлыстов Михаил Филиппович
  • Левашов Юрий Сергеевич
  • Степанов Юрий Андреевич
SU1684841A1
Щеточно-коллекторный узел машины постоянного тока 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
SU1823050A1
КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2006
  • Долгошеев Эдуард Антонович
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2319267C1
МОТОР-КОЛЕСО 1990
  • Шкондин Василий Васильевич
  • Молчанов Константин Владимирович
RU2035115C1
Щеточно-коллекторный узел электрической машины 1984
  • Смазнов Петр Петрович
  • Реморов Андрей Алексеевич
  • Мезинов Владислав Васильевич
  • Степанов Владимир Петрович
  • Чикунов Олег Владимирович
  • Шестопалов Александр Сергеевич
  • Козлов Леонид Григорьевич
  • Щербаков Виктор Гаврилович
SU1243056A1
МОТОР-КОЛЕСО 1991
  • Шкондин Василий Васильевич
  • Молчанов Константин Владимирович
RU2038985C1
МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА 1999
  • Алиев И.И.
RU2168835C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОКОСЪЕМА 1980
  • Золотарев П.А.
  • Комарец Т.П.
SU931069A1
Щеточно-коллекторный узел электрической машины 1988
  • Арсентьев Олег Васильевич
  • Бекишев Рудольф Фридрихович
  • Качин Сергей Ильич
SU1661885A1

Иллюстрации к изобретению SU 783 894 A1

Реферат патента 1980 года Коллектор электрической машины

Формула изобретения SU 783 894 A1

SU 783 894 A1

Авторы

Казанский Василий Михайлович

Лабецкий Станислав Брониславович

Маслов Павел Павлович

Даты

1980-11-30Публикация

1979-01-29Подача