Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотора-колеса транспортных, дорожных и других передвижных средств.
Известен мотор-колесо, содержащее встроенную в колесо асинхронную электрическую машину, при этом статор с магнитопроводом неподвижно закреплен на оси колеса, на магнитопроводе статора размещены магнитные элементы статора, ротор установлен подвижно по оси колеса и имеет магнитопровод с короткозамкнутыми обмотками [1] Мотор-колесо имеет ряд недостатков: плохие тепловой режим и регулировочные характеристики, высоковольтное питание, сложную систему управления и другие.
Известен мотор-колесо, который в силу наибольшей сложности по технической сущности и общим признакам выбрано за прототип, содержащий обод, ось, электропривод с электродвигателем и блок регулируемого напряжения, статор электродвигателя жестко закреплен на оси, на статоре размещен магнитопровод статора с электромагнитами статора, образованными катушками, размещенными на сердечниках, соединенных с магнитопроводом статора, или на зубцах магнитопровода статора, ротор электродвигателя с магнитопроводом ротора, установленный на оси колеса с возможностью вращения относительно статора и несущий обод, на магнитопроводе ротора размещены магнитные элементы ротора, обращенные к магнитным элементам статора так, что магнитные элементы статора и ротора имеют магнитное взаимодействие, распределительный коллектор, токосъемники с минимум двумя элементами токосъема [1]
Однако в прототипе имеется недостаток: через распределительный коллектор и щетки протекает большой ток, обусловленный необходимостью создания мощных электромагнитов, что приводит к уменьшению долговечности и надежности за счет возможности пробоя и кругового огня, не позволяет достичь большой мощности и хороших регулировочных свойств.
Избежать указанного недостатка можно путем подачи высокого напряжения на неподвижные электромагниты статора и его управления мощными коммутаторами.
Цель изобретения повышение долговечности, надежности и мощности, улучшение регулировочных свойств мотора-колеса.
На фиг. 1 изображен мотор-колесо и его разрез; на фиг. 2 электрическая схема и конструкция некоторых блоков.
Мотор-колесо (фиг. 1) содержит закрепленный на оси 1 якорь (статор) 2 с магнитопроводом 3 и группами электромагнитов 4.1 и 4.2. На якоре закреплены кольцевой контакт 5 и основной 6.1 и дополнительный 6.2 распределительные контакты, соответствующие группам электромагнитов 4.1 и 4.2 и состоящие из токопроводных изолированных пластин 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3 и 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3 соответственно. Пластины 6.1.1, 6.1.2 и 6.2.1, 6.2.2 соединены каждые (через одну) электрически между собой в группы. Пластины 6.1.3 и 6.2.3 являются промежуточными и могут быть как токонепроводными, так и токопроводными, но изолированными. Индуктор (ротор) 7 имеет обод 8, магнитопровод 9 с постоянными магнитами 10, расположенными равномерно с чередующимися полярностями, токосъемники 11 и 12 с элементами 13 и 14, имеющими электрический контакт с пластинами распределительных коллекторов 6.1 и 6.2 соответственно, и токосъемник 15 с элементом 16, имеющий электрический контакт с контактом 5. Элементы 13, 14 и 16 соединены электрически. Выводы электромагнитов группы 4.1 и 4.2 соединены с выходами коммутаторов 17.1 и 17.2 соответственно, входы которых соединены с соответствующими выходами блока регулируемого напряжения 18 (на фиг. 1 не показано), а управляющие входы с соответствующими группами пластин соответствующих распределительных коллекторов.
Р выбрано равным 45о (360/8).
Электрическое соединение и частные конструкции коммутаторов 17.1 и 17.2 и блока регулируемого напряжения 18 показаны на фиг. 2. В общем случае число групп электромагнитов якоря равно общему числу распределительных коллекторов. Наиболее оптимальным является вариант равномерного распределения электромагнитов в группах и постоянных магнитов по окружности индуктора.
Мотор-колесо работает следующим образом.
При включении напряжения блока 18 напряжение подается на коммутаторы 17.1 и 17.2. Это напряжение через соответствующий коммутатор (17.1) подается на те электромагниты (4.1), элемент токосъемника которых находится на электрически соединенных между собой пластинах. В зависимости от того, какой группе принадлежит указанная пластина, электрический сигнал (блок 18 контакт 5 элемент 16 элемент 13 пластины 16.1.2) подается на тот или иной управляющий вход коммутатора (17.1). При этом осуществляется прямое или инверсное подключение блока 18 к электромагнитам (4.1), зависящее от направления движения и подходящего к электромагнитам группы постоянных магнитов. После прохождения над электромагнитом очередного постоянного магнита, элемент (13) переходит на пластину другой группы (16.1.1) пластин этого же распределительного коллектора (6.1), перекоммутируя напряжение на электромагнитах (4.1) (т. к. следующий постоянный магнит имеет противоположную полярность), меняя их намагниченность и обеспечивая требуемое электромагнитное взаимодействие. При этом, когда электромагниты одной группы (4.2) не участвуют в силу обесточенности в создании вращающегося момента, его создают электромагниты другой группы (4.1) и наоборот.
Величину вращающегося момента можно менять за счет изменения напряжения блока 18. Блок 18 может быть реализован на источнике стабильного напряжения и аккумуляторах (на фиг. 2 шины питания коммутаторов не указаны). Коммутаторы могут быть стандартно реализованы на электронных аналоговых коммутаторах, например КР590КН.
Таким образом в данном устройстве распределительный коллектор осуществляет функцию управления коммутацией напряжения, а не коммутирует его, что сразу позволяет, во-первых, избежать кругового огня, подгорания щеток, замыканий, испарения покрытий, что ведет к повышению надежности и долговечности, во-вторых, поднять рабочее напряжение на электромагнитах (т.к. большие токи коммутируются специальными блоками), что ведет к увеличению мощности, в-третьих, регулировочные характеристики улучшаются за счет увеличения крутизны управляющих импульсов и, следовательно, более жестких характеристик сигналов управления (напряжения) за счет детерминированности работы ключей.
Предлагаемое изобретение позволяет значительно повысить надежность и мощность мотора-колеса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОР-КОЛЕСО | 1990 |
|
RU2035114C1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2038985C1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2038984C1 |
ИМПУЛЬСНО-ИНЕРЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2285997C1 |
ПОЛНОПРИВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2290328C1 |
ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2340994C1 |
МОТОР-ГЕНЕРАТОР С МАГНИТНЫМИ КОНЦЕНТРАТОРАМИ | 2019 |
|
RU2708635C1 |
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2129965C1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2303536C2 |
НИЗКОВОЛЬТНЫЙ КВАНТОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2800228C1 |
Использование: в качестве мотора-колеса транспортных средств. Сущность изобретения: мотор колесо содержит закрепленный на оси 1 якорь 2 с магнитопроводом 3 и группами электромагнитов 4.1 и 4.2. На якоре закреплены кольцевой контакт 5 и основной 6.1 и дополнительный 6.2 распределительные контакты, соответствующие группам 4.1 и 4.2 и состоящие из токопроводных изолированных пластин, соединенных через одну между собой в группы. Индуктор 7 имеет магнитопровод с постоянными магнитами 10, расположенными равномерно с чередующимися полярностями, и токосъемники, имеющие электрический контакт с пластинами распределительных коллекторов 6.1 и 6.2, и токосъемник 15, имеющий метрический контакт с контактом 5. При этом токосъемники осуществляют коммутацию низковольтного напряжения на управляющих входах коммутаторов, коммутирующих высоковольтное напряжение на катушках электромагнитов статора. За счет этого на электромагнитах ротора можно увеличить напряжение, так как большой ток не течет через щетки, а непосредственно в катушках. Это приводит к увеличению сил электромагнитного взаимодействия и повышению надежности за счет резкого снижения тока через щеточно-коллекторный узел. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Патент СССР N 1725780, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Авторы
Даты
1995-05-10—Публикация
1990-10-31—Подача