Изобретение относится к криогенным электрическим машинам, в частности к роторам этих машин, имеющим сверхпроводящую обмотку.
Известен ротор криогенной электрической машины, содержащий сверхпроводящую обмотку, заключенную в низкотемпературную полость, две тепловые подвески, тепловой экран и полуоси, в котором каждая из двух тепловых подвесок выполнена в виде трубы, одна часть которой по длине охватывает сверхпроводящую обмотку, а вторая часть расположена за торцом ее, при этом между внутренним диаметром тепловой подвески, наружным диаметром обмотки, торцом обмотки и внутренним торцом полуоси образована полость, в которую вставлена вакуумная заглушка.
Тепловой экран выполнен в виде целиковой трубы, концы которой жестко закреплены на подвесках.
В указанном роторе размещение вакуумной заглушки между внутренним диаметром тепловой подвески и наружным диаметром обмотки приводит к увеличению внешнего диаметра ротора и, в свою очередь - к увеличению весогабаритных показателей машины.
Выполнение экрана в виде целиковой трубы, концы которой жестко закреплены на подвесках, приводит к дополнительным механическим напряжениям в нем и в подвесках за счет их различных рабочих температур и коэффициентов линейных расширений материалов.
Известен также ротор криогенной электрической машины, конструкция которого выбрана за прототип, содержащий сверхпроводящую обмотку, заключенную в низкотемпературную полость, две тепловые подвески, тепловой экран и полуоси. В данной конструкции ротора низкотемпературная полость выполнена в виде цилиндра, образованного трубой и двумя боковинами, а каждая из двух подвесок является продолжением длины вышеуказанной трубы в обе стороны от низкотемпературной полости, при этом одна из подвесок прикреплена к полуоси, а друга - к опорной стойке, которая связана с другой полуосью.
Тепловой экран выполнен в виде целиковой трубы, концы которой жестко закреплены на подвесках.
В таком роторе длина тепловых подвесок является составной частью общей длины ротора и составляет существенную часть этой длины (до 50% - без полуосей).
Выполнение экрана в виде целиковой трубы, концы которой жестко закреплены на подвесках, приводит, как и в аналоге, к дополнительным механическим напряжениям в нем и в подвесках за счет их различных рабочих температурах и коэффициентов линейных расширений.
Целью изобретения является уменьшение весогабаритных показателей ротора и снижение теплопритока к низкотемпературной полости.
Цель достигается тем, что в известном роторе, содержащем сверхпроводящую обмотку, заключенную в низкотемпературную полость, две тепловые подвески, тепловой экран и полуоси, низкотемпературная полость выполнена в виде полого цилиндрического кольца, снабженного выступом на внутренней поверхности, каждая тепловая подвеска выполнена из двух труб, жестко соединенных между собой скрепляющим элементом, который может быть выполнен в форме диска, при этом одна из труб выполнена охватываемой упомянутым кольцом и жестко прикреплена к его выступу, а другая труба расположена вне кольца со стороны его торца и жестко связана с полуосью вторым скрепляющим элементом, который может быть выполнен в виде диска, тепловой экран выполнен из двух продольных труб, каждая из которых жестко связана с тепловой подвеской и имеет каналы для прохода хладагента.
На чертеже изображен общий вид ротора криогенной электрической машины (продольное сечение).
Ротор содержит сверхпроводящую обмотку 1, расположенную в низкотемпературной полости 2, образованной внешней трубой 3, двумя боковинами 4 и внутренней трубой 5 с выступом 6, имеющим отверстие 7 и каналы выхода хладагента 8, две тепловые подвески 9, каждая из которых состоит из двух труб: трубы 10 с каналом 11 и трубы 12 с каналом 13, двух скрепляющих элементов: элемента 14 с каналом 15 и элемента 16 с каналом 17, тепловой экран 18, состоящий из двух труб с каналами подвода хладагента 19 и каналом выхода хладагента 20, две полуоси 21, внешнюю оболочку 22, трубку подачи хладагента 23, две трубки выхода хладагента 24, два радиационных экрана 25 и вакуумную полость 26, образованную внешней оболочкой 22 и полуосями 21. Трубы 10 и 12 и скрепляющие элементы 14 и 16 жестко связаны между собой и совместно образуют тепловую подвеску 9, которая жестко связана с выступом 6 и полуосью 21.
Скрепляющие элементы 14 и 16 могут быть выполнены, например, в виде диска, обода со спицами. В конкретном устройстве скрепляющие элементы выполнены в виде диска.
Каждая из двух труб теплового экрана 18 жестко связана своим торцом с торцом трубы 12 тепловой подвески 9.
Экран может быть выполнен из материала с высокой теплопроводностью без каналов. Внешняя труба 3, две боковины 4 и внутренняя труба 5, совместно образующие низкотемпературную полость 2, жестко соединены между собой, например, вакуумноплотным швом.
Радиационный экран 25, предназначенный для снижения теплопритока, соединен с тепловой подвеской 9 любым известным способом, обеспечивающим надежный тепловой контакт.
При криостатировании сверхпроводящей обмотки 1 хладагент подается по трубке 23, установленной в отверстие 7, в низкотемпературную полость 2 для охлаждения обмотки. Отработанный хладагент из полости 2 поступает двумя параллельными потоками в каналы 8 и последовательно проходит по каналам 11 трубы 10, каналам 15 диска 14, каналам 19, затем каналам 20 теплового экрана 18, каналам 13 трубы 12, каналам 17 диска 16 и по трубке выхода хладагента 24 выводится в газгольдер.
Изобретение позволяет уменьшить весогабаритные показатели ротора за счет выполнения тепловой подвески, часть длины которой охватывается низкотемпературной полостью. В таком выполнении ротор обеспечивает возможность увеличить длину подвески по сравнению с прототипом в 1,5-2 раза, а длину ротора (исключая полуоси) - уменьшить на 10-15% и соответственно снизить теплопритоки к низкотемпературной полости и уменьшить расход хладагента по сравнению с известным ротором, например, для ротора криомашины мощностью 2000 кВт с заявленным устройством потребуется на 12% меньше хладагента по сравнению с прототипом.
Выполнение теплового экрана охлаждаемым и состоящим по длине из двух труб позволяет снизить теплопритоки к низкотемпературной полости и обеспечивает тепловую компенсацию без введения в его конструкцию термокомпенсатора. (56) Авторское свидетельство СССР N 542305, кл. Н 01 L 39/04, 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1976 |
|
SU656157A1 |
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1980 |
|
SU898936A1 |
Установка для исследования теплофизических параметров криогенных хладагентов в поле центробежных сил | 1983 |
|
SU1165956A2 |
Электрическая машина с криогенным охлаждением | 1976 |
|
SU629599A1 |
Ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения | 1976 |
|
SU588596A1 |
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1984 |
|
SU1208994A1 |
Электрическая машина с криогенным охлаждением | 1973 |
|
SU614503A1 |
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1979 |
|
SU776483A1 |
Ротор электрической машины | 1977 |
|
SU629602A1 |
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО СВЕРХПРОВОДНИКОВЫМИ ОБМОТКАМИ | 1990 |
|
RU2086067C1 |
Авторы
Даты
1994-04-30—Публикация
1979-07-23—Подача