РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Советский патент 1996 года по МПК H02K9/197 H01L39/02 

Описание патента на изобретение SU656157A1

Изобретение относится к области электротехники, к разделу роторов криогенных электрических машин, имеющих сверхпроводящую или гиперпроводниковую вращающуюся обмотку возбуждения, преимущественно к генераторам различной мощности.

Известен ротор криогенной электрической машины с глубоким охлаждением, имеющим токовводы и элементы с каналами охлаждения, в том числе и тепловой экран, в каналах одного из которых расположены токовводы.

Известен также ротор криогенной электрической машины с глубоким охлаждением обмотки возбуждения, содержащий корпус, в котором размещена обмотка возбуждения, механическую подвеску с каналами охлаждения, соединяющую корпус обмотки с валом, тепловой экран с каналами охлаждения и токовводы.

Однако во всех известных конструкциях роторов криогенных электрических машин обратный поток хладагента, использованного для термостатирования обмотки магнитной системы возбуждения, поступает на охлаждение всех или выборочно-механической подвески, тепловых экранов и токовводов, представляющих раздельные конструктивные узлы ротора.

При таком конструктивном исполнении роторов возникает необходимость многократного разветвления обратного потока хладагента, что приводит к появлению большого числа каналов, имеющих неравнозначные гидравлические характеристики, в значительной мере влияющие на процессы теплообмена в охлаждаемых элементах. При этом возникает неравномерное распределение температурного поля, что также приводит к увеличению расхода хладагента, поступающего на термостатирование обмотки и охлаждение конструкционных элементов ротора, Кроме того, расположение механической подвески, передающей вращающий момент, с торцов магнитной системы возбуждения приводит к увеличению осевых размеров ротора.

Целью изобретения является улучшение весогабаритных характеристик ротора при одновременном повышении надежности и эффективности.

Цель достигается тем, что тепловой экран соединен с корпусом обмотки в центральной по длине его части и служит механической подвеской, а полость корпуса обмотки выполнена сообщающейся с каналами теплового экрана через каналы в месте соединения теплового экрана с корпусом обмотки, причем токовводы размещены в каналах теплового экрана.

На чертеже изображен ротор криогенной электрической машины с сечением по длине.

Ротор имеет наружную оболочку 1, являющуюся одновременно и герметизирующим корпусом криостата, полувалы 2 и 3, расположенную в корпусе 4 сверхпроводящую или гиперпроводниковую обмотку 5, термостатируемую при криогенных температурах, тепловой экран 6, выполняющий роль механической подвески и предназначенный для передачи вращающего момента от полувалов 2 и 3 к корпусу 4 и для защиты данной системы от теплопритока за счет излучения от оболочки 1 ротора. Обратный поток хладагента, подаваемого на термостатирование обмотки 5 по центральному вводу 7, поступает в тепловой экран 6 в центральной по длине части ротора через отверстия в элементах 8 крепления корпуса с тепловым экраном 6, причем эти элементы 8 могут иметь сплошное, или периодическое по окружности сечение. Токовводы 9 и 10 размещены в каналах охлаждения 11 теплового экрана 6. Проходя через каналы охлаждения 11 теплового экрана 6, хладагент одновременно охлаждает и токовводы 9 и 10, также выведенные через элементы 8 крепления.

Отработанный хладагент отводится из ротора через выводные трубы 12 и 13, в которых также уложены токовводы 9 и 10. В торцовых частях ротора по обе стороны от корпуса 4 установлены тепловые экраны 14 и 15, имеющие механический контакт с тепловым экраном 6, который может быть осуществлен, например, посредством болтового соединения, сварки или пайки.

Таким образом, в данной конструкции роль механической подвески выполняет тепловой экран, и обратный поток хладагента, использованного для термостатирования обмотки магнитной системы возбуждения, выходя из корпуса магнитной системы через отверстия в элементах крепления теплового экрана к корпусу магнитной системы, распределяется на два разнозначных потока в каналах охлаждения теплового экрана, охлаждая при этом и токовводы, уложенные в этих же каналах. Поскольку упомянутые каналы полностью симметричны относительно друг друга, то обеспечивается и равнозначность гидравлических характеристик обоих потоков хладагента.

Такое конструктивное исполнение механической подвески позволяет существенно уменьшить осевые размеры роторов криогенных электрических машин при остающихся практически без изменения радиальных, так как толщина стенки теплового экрана, имеющего каналы для охлаждения, рассчитанная из условий устойчивости цилиндра, достаточна для механической прочности теплового экрана при использовании его в качестве механической подвески, передающей вращающий момент.

Такое конструктивное исполнение ротора позволяет значительно упростить его, снизить трудоемкость изготовления и существенно повысить надежность его работы при одновременном уменьшении осевых размеров, соответственно веса и улучшении его теплофизических характеристик.

Похожие патенты SU656157A1

название год авторы номер документа
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1987
  • Барбашев Э.В.
  • Душков Н.С.
  • Коварский М.Е.
  • Матвейчук П.А.
  • Трусов Н.Б.
  • Цырлин А.Л.
SU1517692A1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1979
  • Барбашев Э.В.
  • Веселовский А.С.
  • Душков Н.С.
  • Плещунов Н.Н.
  • Самойлов С.Ф.
SU784662A1
Электрическая машина с глубоким охлаждением 1974
  • Кучинский Владислав Петрович
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Кильдищев Василий Семенович
  • Чигиринский Александр Абрамович
  • Третевич Роман Илларионович
SU525203A1
Установка для исследования теплофизических параметров криогенных хладагентов в поле центробежных сил 1983
  • Гриненко Николай Сидорович
  • Ищенко Лидия Антоновна
  • Пестряков Владимир Александрович
  • Рева Владимир Федорович
  • Савельев Владимир Игоревич
  • Федотов Анатолий Михайлович
SU1165956A2
Индуктор электрической машины 1989
  • Барбашев Эдуард Валентинович
  • Васюков Сергей Афанасьевич
  • Душков Николай Сергеевич
  • Круглин Вадим Алексеевич
  • Рубинраут Александр Моисеевич
  • Самойлов Савосьян Федорович
  • Косяков Константин Юрьевич
SU1713021A1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1984
  • Трусов Н.Б.
  • Душков Н.С.
  • Коварский М.Е.
SU1208994A1
Электрическая машина 1977
  • Гаврилов Леонид Аркадьевич
  • Белов Владимир Борисович
  • Трусов Николай Борисович
SU678598A1
Криогенный токоввод 1980
  • Скибенко Е.И.
  • Скрыпик С.И.
  • Юферов В.Б.
SU854216A1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1980
  • Веселовский А.С.
  • Душков Н.С.
  • Лебедева Е.В.
  • Плещунов Н.Н.
  • Самойлов С.Ф.
SU898936A1
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО СВЕРХПРОВОДНИКОВЫМИ ОБМОТКАМИ 1990
  • Болюх Владимир Федорович[Ua]
  • Данько Владимир Григорьевич[Ua]
  • Кожемякин Сергей Михайлович[Ua]
  • Станкевич Анатолий Иванович[Ua]
RU2086067C1

Иллюстрации к изобретению SU 656 157 A1

Реферат патента 1996 года РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

1. Ротор криогенной электрической машины с глубоким охлаждением обмотки возбуждения, содержащий корпус, в котором размещена обмотка возбуждения, механическую подвеску с каналами охлаждения, соединяющую корпус обмотки с валом, тепловой экран с каналами охлаждения и токовводы, отличающийся тем, что, с целью улучшения весогабаритных характеристик ротора при одновременном повышении надежности и эффективности, тепловой экран соединен с корпусом обмотки в центральной по длине его части и служит механической подвеской, а полость корпуса обмотки выполнена сообщающейся с каналами теплового экрана через каналы в месте соединения теплового экрана с корпусом обмотки.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что токовводы размещены в каналах теплового экрана.

Формула изобретения SU 656 157 A1

1. Ротор криогенной электрической машины с глубоким охлаждением обмотки возбуждения, содержащий корпус, в котором размещена обмотка возбуждения, механическую подвеску с каналами охлаждения, соединяющую корпус обмотки с валом, тепловой экран с каналами охлаждения и токовводы, отличающийся тем, что, с целью улучшения весогабаритных характеристик ротора при одновременном повышении надежности и эффективности, тепловой экран соединен с корпусом обмотки в центральной по длине его части и служит механической подвеской, а полость корпуса обмотки выполнена сообщающейся с каналами теплового экрана через каналы в месте соединения теплового экрана с корпусом обмотки. 2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что токовводы размещены в каналах теплового экрана.

SU 656 157 A1

Авторы

Белов В.Б.

Веселовский А.С.

Гаврилов Л.А.

Самойлов С.Ф.

Трусов Н.Б.

Даты

1996-05-27Публикация

1976-07-01Подача