1
Изобретение относится к электротехнике, в частности, к средствам для соединения электрических цепей, а именно, к электрическим разъемам и может быть использовано для подключения электрических цепей на подвижных объектах.
Известны электрические разъемы для питания подвижных объектов, например, для аэродромного питания самолета ГО .
Указанный разъем содержит вилку с корпусом, закрепленную на элементах конструкции самолета, и розетку.
Корпус вилки закрыт бортовым лючком самолета на петле. Бортовой лючок обеспечивает надежную защиту контактных штырей вилки от атмосферных воздействий. Другим недостатком является то, что разъем не имеет замка, запирающего розетку в сочлененном состоянии разъема, что может привести к непроизвольной отстыковке розетки при вибрациях, создаваемых работающими двигателями.
Из известных электрических разъемов наиболее близким по технической сущности является штепсельный разъем аэродромного питания электрическим током, подвижного объекта, в
частности летательного аппарата типа ШРАП-400-Зф f27.
Указанный разъем содержит розетку с пазом для замка, вилку, корпус которой выполнен с фланцем, закрепленным на объекте, крышку и замок. Во фланце вилки размещен замок в виде механической защелки, запирающий розетку в сочлененном состоянии разъема. При отстыковке розетки необхо10димо отжать одной рукой защелку и одновременно другой рукой сдвинуть розетку со штырей на размер не менее ширины паза в ее корпусе. Это затруднительно, так как усилие со15членения и расчленения розетки с вилкой составляет 30-45-КГС. В эксплуатационных условиях расстыковка производится при работающих двигателях, что требует быстрых действий.
20 Для размещения и подхода к защите требуется пространство во фланце, что увеличивает габариты и вес разъема.
25
После отстыковки розетки вилка разъема закрывается крышкой шарнирно прикрепленной к фланцу и запирается замком, расположенным в крышке. Отмеченные недостатки ухудшают
30 эксплуатационные характеристики лета тельного аппарата. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик уменьшение габаритов и веса электрического разъема. Указанная цель достигается тем, что в известном электрическом разъеме, содержащем вилку, корпус которой выполнен с Фланцем, закрепленным на объекте, крышкой и замком, и розетку с пазом для замка, замок выпол нен в виде ползуна с клиновым зубом на одном из торцов и наклонной прорезью, подпружиненного движка со штырем, расположенным в наклонной прорези ползуна, а крышка выполнена с пазом, при этом замок установлен на фланце с возможностью контактиро вания ползуна с пазом розетки и ско шенной поверхностью зуба с пазом крышки. . . На фиг.1 изображен разъем в сочлененном положении на фиг.2 показа вилка разъема, закрытая крышкой; на фиг.З - вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.2. Электрический разъем состоит из розетки 1 и закрепляемой на объекте вилки 2 с фланцем 3, контактными штырями 4, размещенными в изоляторе 5. Розетка 1 имеет паз 6, с которым контактирует торец 7 ползуна 8, выполненного с клиновым зубом 9 и наклонной прорезью 10, в которой расположен штырь 11 подпружиненного движка 12. Крышка 13 шарнирно закре плена на фланце 3 и выполнена с паз 14, с которым контактирует скошенной поверхностью зуб 9. Для плотног закрытия разъема крышка 13 окантова на уплотняющей прокладкой 15. Днижок замка 12 установлен в гнезде 16 фланца 3, имеет пружину 17, опор ные плечики 18, опорную площадку для пружины 19, корпус 20. Разъем работает следующим образом. Для расчленения разъема нажимают на движок замка 12 и перемещают его в положение ОТКР, в котором он фик сируется пружиной 17. При перемещении движка штырь 11, взаимодействуя с пазом 10 ползуна 8, выводит торец 7 ползуна из паза 6 розетки 1. После этого розетка может быть свободно отстыкована и вилка 2, установленная на борту объекта, закрывается .крышкой 13. Нажимают на движок 12 и перемещают его в положение ЗЛКР, в котором он фиксируется пружиной 17. При этом ползун, перемещаясь внутрь корпуса вилки 2, контактирует клиновым зубом 9 с пазом 14 крышки 13 и плотно запирает ее с подтягом. Благодаря скошенной поверхности зуба и прокладке 15, обеспечивается виброустойчивое и водонепроницаемое соединение крышки с корпусом вилки. Указанное выполнение электрического разъема с замком, совмещающим, две функции, повышает его эксплуатаиионные характеристики, а конструктивное исполнение разъема позволяет значительно уменьшить габариты и вес, Формула изобретения Электрический разъем, преимущественно для подвижного объекта, содержащий вилку, корпус которой выполнен.с фланцем, закрепленным на объекте, крышкой и замком, и розетку с пазом для замка, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, уменьшения габаритов и веса, замок выполнен в виде ползуна с клиновым .зубом на одном из торцов и наклонной прорезью, подпружиненного движка со штырем, расположенным в наклонной прорези ползуна, а крышка выполнена с пазом, при этом замок установлен на фланце с возможностью контактирования ползуна с пазом розетки и Скошенной поверхностью зуба с пазом крышки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Техническая информация ЦАГИ, № 2 М., 1973, с.12-19. 2.АВО. 364. 024.ТО. Разъемы ШРАП-ЮОО и ШРАП-400-Зф.Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1998 |
|
RU2122966C1 |
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОРАЗЪЕМ | 1970 |
|
SU265210A1 |
ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2158050C1 |
Электрический разъем для соединения кабельной линии передачи энергии на объект в море | 1979 |
|
SU884011A1 |
Пылевлагозащитное устройство для электрических разъемов | 1974 |
|
SU556524A1 |
ШТЕПСЕЛЬНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2242069C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗЪЕМ | 1979 |
|
SU820584A1 |
Электрический разъем | 1979 |
|
SU855806A1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ МНОГОКОНТАКТНЫЙ РАЗЪЕМ | 2010 |
|
RU2408116C1 |
Электрический разъем | 1990 |
|
SU1810945A1 |
3 J
Авторы
Даты
1980-12-30—Публикация
1978-12-22—Подача