1
Изобретение относится к техничесКИМ средствам программированного обу чения и может быть применено для индивидуального обучения по любым предметам в системе образования и при подготовке кадров разных специальностей в производстве.
Известны фоно-визуальные устройства с применением магнитного йосителя для записи и воспроизведения Фбногрс1мм и различных управляющих сигналов (например вопроса, .сигнала Стоп и т. п.). В таких устройствах отдельные части фонограмм отделяются друг от друга меткой Стоп,которая об спечивает синхронную работу внешних устройств, например диапроектора для делюнстрации кадров. Эти устройства содержат лентопротяжный механизм, магнитный носитель, устройство записи, устройство воспроизведения,устройство управления, диапроектор llj,
2 и З.
Недостатком данных устройств является низкая надежность, так как при длительной эксплуатации магнитного носителя, износе или загрязиеНИ.И магнитных головок величина сигнала стоп-метки уменьшается и сигнал становится недостаточным для срабатывания порогового устройства (формирователя импульсов).
Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее лентопротяжный механизм, магнитный носитель, устройство записи, головку воспроизведения, избирательный усилитель, триггер управления, ключ,а
0 также усилитель воспроизведения и динамик (наушники) 41.
Однако это устройство характеризуется недостаточной надежностью работы при изменении величины воспро5изводимого сигнала.
Цель изобретения - повьвиение надежности устройства.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее блок воспроизведения учебной ин0формации, соединенный через последовательно включенные избирательный усилитель,формирователь, импульсов, триггер и ключ с лентопротяжным механизме, а через широкополосный уси5литель - с блоком предъявления учебной информации, введены детектор и интегрирующий.фильтр, соединенный со входом избирательного усилителя непосредственно и через, детектор 0
С выходом широкополосного усилите.ля.
На чертеже представлено схематическое изображение устройства.
Устройство содержит блок 1 воспроизведения учебной информации, широкополосный усилитель 2, блок 3 предъявления.учебной информации,избирательный усилитель 4, детектор 5, интегрирующий Фильтр 6, формирователь 7 импульсов, триггер 8, ключ 9 и лентопротяжный механизм 10.
Обучающее устройство работает следующим образом.
Сигнал, записанный на магнитной ленте, представляет собой фонограмму речи, музыки или другого звукового сопровождения, предназначенного для озвучивания последовательно сменяемы кадров визуальной информации (диапозитивы, диафильмы и т. п.). После каждого отрезка фонограммы, связанного с определенным кадром визуальной информации, на магнитной ленте записывается служебный сигнал стоп-метка, представляющая собой несколько периодов синусоидального .сигнала определенной частоты с прямоугольной огибающей. Фонограмма записывается с уровнем,обеспечивающим отсутствие нелинейных искажений при наиболее громких звуках, т.е. со средним уровнем 50-70% от максимального Служебные сигналы записываются значительно большей величины так как наличие нелинейных искажений не имеет существенного значения для работы избирательного усилителя, выделяющего основную гармонику служебного сигнала.
Сигнал с блока 1 усиливается широкополосным усилителем 2 и поступает в блок 3. Одновременно сигнал с выхода блока 1 поступает на первый вход избирательного усилителя 4,ча.стотная характеристика которого согласована с частотой сигнала стоп-метки С выхода избирательного усилителя 4 сигнал поступает на формирователь 7 импульсов. Порог чувствительности формирователя 7 устанавливается таким образом, что он срабатывает только при поступлении на его вход сигнала стоп-метки и не реагирует на прошедшие через избирательный усилитель 4 случайные сигналы фонограмм, имеющие ту же частоту, что и служебный сигнал, но имеющие амплитуду меньшую, чем у служебных сигналов. Сигналы с блока 1 через усилитель 2 поступают также на детектор 5, р котором производится выделение их огибаквдей. Напряжение с выхода детекто.ра 5, которое пропорционально мгновенной амплитуде воспроизводимых сигналов , поступает на интегрирующий фильтр б с большой постоянной времени. После начала воспроизведения фонограммы напряжение на выходе
фильтра б начинает нарастать и приближается к наибольшему уровню воспроизведенных сигналов фонограммы. Во время воспроизведения служебной стоп-метки, которая следует непосредственно за фонограммой, величина выходного напряжения фильтра б остается практически такой же,как и при воспроизведении фонограммы кратковременности служебного сигнала). Сигнал с выхода фильтра б поступает на второй вход избирательного усилителя 4 и изменяет его коэффициент усиления таким образом, чтобы формирователь 7 срабатывал только от служебного сигнала. При уменьшении уровня воспроизводимых сигналов головкой 1, что нередко встречается в процессе эксплуатации из-за износа магнитного носителя, направляющих ленты, магнитной головки, загрязнения головки и носителя и т.п., уменьшается напряжение н выходе фильтра 6 и коэффициент усиления избирательного усилителя 4 увеличивается, чтобы скомпенсировать первоначальное угутеньшение воспроизводимых сигналов. В результате обеспечивается надежное отделение служебных сигналов от фонограммы в процессе длительной эксплуатации аппаратуры. С выхода формирователя 7 сигнал поступает на вход триггера 8, устанавливая его в единичное состояние. Триггер 8 управляет ключом 9, который при единичном состоянии триггера 8 размыкает цепь управления лентопротяжного механизма 10 и останавливает его. После смены кадра визуальной информации на второй вхрд (на чертеже не показан триггера 8 поступает сигнал и возвращает тр}1ггер 8 в исходное состояние. Сигнал с выхода триггера 8 за№лкает ключ 9 и приводит в движение лентопротяжный механизм 10, в результате чего происходит воспроизведение следующеЧ го отрывка фонограммы.
Описаннсэе устройство показывает, что введение новых элементов позволяет повысить надежность работы обучающего устройства, так как при изменении уровней сигналов, снимаемых с фонограммы, связанных с длительной эксплуатацией магнитного носителя, изменяется коэффициент усиления избирательного усилителя и устройство не создает пропусков сигнала стоп-метки.
Формула изобретения
Обучающее устройство, содержащее блок воспроизведения учебной информации, соединенный через последовательно включенные избирательный усилитель, формирователь импульсов.
триггер и ключ с лентопротяжным меха измом, а через ишрокополосный усилитель - .с блоком предъявления учеб ной информации, отличающеес я тем, что, с целью повышения надежности устройства, оно содержит детектор и интегрирующий фильтр/соединенный со входом избирательного усилителя непосредственно и через детектор - с выходом широкополосного усилителя.
Ис- очники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское Свидетельство СССР 490159, кл. G 09 В 7/00, 1976.
2.Авторское свидетельство СССР № 553650, кл. G 09 В 7/00, 1977.
3.Акцептованная заявка Великобртании 1356509, кл G 09 В 7/00, 1972.
4.Патент Франции № 2157229, гкл. G 09 В 7/00, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для моделирования учебных процессов | 1980 |
|
SU888176A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU989569A1 |
Формирователь синхроимпульсов | 1978 |
|
SU746712A1 |
Формирователь синхроимпульсов сигналов воспроизведения с магнитного носителя | 1988 |
|
SU1569898A1 |
Аппарат магнитной записи | 1982 |
|
SU1064312A1 |
Тренажер оператора энергетических объектов | 1980 |
|
SU985815A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU798955A1 |
Диапроектор | 1976 |
|
SU748330A1 |
Устройство для контроля контакта магнитной головки с магнитной лентой | 1987 |
|
SU1508279A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU858069A1 |
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1979-02-28—Подача