Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в различных учебных заведениях. Известны обучающие устройства, содержащие блок связи с вычислителем дешифратор, блок ввода, управляемый диапроектор, экран, блок фотодатчиков, логический блок, блок оценок, блок индикации и вычислитель jjl} . Недостатком этого устройства яв ляется его сложность. Известны также обучающие устройс ва, содержащие блок представления информации, блок считывания кодов, блок ввода ответов, блок сравнения ответов, логический блок, блок индикации и оценки, узел управления, а также блок предварительного анали за ответов, состоящийИЗ узла памяти , дешифратора и ключа 2 . Недостатком автоматизированного класса, состоящего из этих устройст является невозможность оказания пом щи отстающим учащимся самими учащимися, т.е. отсутствие элемента взаимопомощи при машинном обучении. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является обучающее устройство,, содержащее пульты обучаемых, пульт преподавателя и блок помощи.В пультах обучаемых блок ввода ответов связан с логическим блоком и блоком памяти, соединенным с логическим блоком и блоком воспроизведения, подключенным к логическому блоку, связанному с блоком регистрации,и содержат клавишу запроса помощи, индивидуальное переговорное устройство, клавишу оказания помощи и индикатор вызова помощи. Блок помсвди содержит коммутатор оказания помощи, блок подключения помогающих и блок определения помогакиаих, входы которого подключены к блоку воспроизведения и клавише запроса помощи, а выходы подключены к индикатору вызова помощи и блоку подключения помогающих, вход которого подключен к клавише оказания помощи, а выход подключен к коммутатору оказания помощи, входы которого подключены к блоку вое-, произведения, выходы - к логическону блоку, а также связанному с индивидуальным переговорным устройством , и пультом преподавателя. Это устройство позволяет вводить элементы взаимопомощи среди учащихся
при групповом обучении. Передача преуспевающим учащимся функции по оказанию помощи другим учащимся груп при обучении на маиШнах позволяет повысить качество обучения, сделать обучение более интересным и оптимально загрузить всех учащихся группы р .
Недостатком дс(яного устройства является то, что для управления обучением не учитываются запроса учащихся в дополнительном разъяснекиии мат риала и показатели активности учащихся по оказанию помощи pffvrftM учащимся группы. Однако такая информация позволяет преподавателю более точно организовать процесс обучения, более точно оценивать качество изученного учащимися материала, точнее выставлять оценку и определять качество nporpaNBrt.
Причиной указанных недостатков является отсутствие возможности определять активность учащихся, характер и трудность материала, по которому осуществляется помощь.
Цель изобретения - расшшре ие дидактических возможностей устройства.
Поставленная цель достигается тем что .в известное устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к логическому блоку и блоку памяти , соединенному через блок воспроизведения учебной информации с блоком формирования справочной информации и с логическим бпоком, подключенным к блоку регистрации и к бло- ку формирования справочной информации, соединенному с индикатором, пультом преподавателя и с блоком ввода-вывода учебной информации, введен счетчик и формирователь сигналов запроса консультаций, подключенный к блоку формирования Справочной информации и к счетному, соединенному со входами пульта преподавателя и блока регистрации и выходом блока воспроизведения учебной информации.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.
Обучающее устройство содержит пульт 1 преподавателя, блок 2 формирования справочной инфо1 ации и пуль 3 обучаемого, в котором содержатся блок 4 ввода ответов, логический блок 5, блок 6 памяти, блок 7 воспроизведения учебной информации, блок 8 регистрации, блок 9 ввода - вывода учебной информации, индикатор 10, клавиша 11 запроса помощи, клавиша 12 оказания помощи и счетчик 13 сигналов оказания помощи.
Блок 4 состоит из цифробуквенных кнопок ввода ответов, дешифратора, триггеров запоминания ответов и реле запуска лентопротяжного механизма (на чертеже не показаны). Логический блок 5 представляет собой устройство осуществляющее управление поиском
-нужных кадров. Блок 6 памяти содердит носитель информации на кинопленке с нанесенными на нем кадрами и коДс1ми у правления, и автоматический диа проектор (на чертеже не показаны). Блок 7 состоит из зкрана и фотоэлек.трических датчиков , считывающих коды кинопленки (на чертеже не показаны
Блок 2 определяет среди учащихся группы пару запросивший помощь-помогающий, устанавливает ей переговорную связь и выдает помогающему учащемуся соответствующий кадр, по которому запрашивается помощь.
Переключатели 11 и 12 объединены в формирователе 14 сигналов запрос 1 консультаций.
Обучающее устройство работает следующим образом. После ввода учащимся ответа блок 4 подает код от- . вета в логический блок 5 и подает сигнал запуска автоматического диапроектора блока б памяти. Во время движения кинопленки управляющие коды проход 1Г мимо фотодатчиков блока 7, считываются и подаются в логический блок 5, которь я на основании кода, ответа и считываемых с кинопленки кодов осуществляет управление блоком 6 памяти и занесением весов правильного или неправильного ответа в блок 8 регистрации.
Если при работе над учебным материалом учащемуся необходима помощь, то он нажимает клавишу 11 запроса помощи. Блок 2 передает запрос о помощи на индикатор 10 того учащегося , который лучше усваивает материал. Один из преуспевающих учащихся, который первым выразил хселание оказать помощь,нажимает клавишу 12 оказания помощи. Блок 2 подает код кадра учеицегося, запросившего помощь в логический блок 5 пульта 3 преуспевающего учащегося для поиска этого кадра и подключает блоки 9 учащегося, запросившего помощь, и преуспевающего учащегося, первым выразившего желание оказать эту помощь. Таким образом оказывается взаимная помощь самими учащимися.
В счетчике 13 подсчитываются сигналы, свидетельствующие о том,сколь ко раз учащийся оказывал помощь другим учащимся группы. Запись в счетчик 13 производится при нажатии на клавишу 12 оказания помощи и при наличии сигнала из блока 7 о том, что помогающему учащемуся предъявлен кадр учащегося, запросившего помощь. В счетчике 13, кроме того, подсчитываются сигналы, поступающие от кнопки 11 запроса помощи и свидетельствуквдие о числе запросов помощи учащимся. В счетчике 13 при нажатии клавиш 11 или 12 суммируется код, поступающий из блока 7 и свидетельствующий о характере и сложности материала в предъявленном кадре.
В блок 8 для коррекции оценки и в пульт 1 для управления обучением поступает код, свидетельствующий о числе запросов помощи, об активности помогающего учащегося, характере и трудности материала, по которому оказана помощь.
Применение предлагаемого устройства позволяеь более точно управлять нроцессом обучения и более точно оценивать качество усвоенного учащим ся материала. Например, большое число проведенных консультаций по разделу программы свидетельствует о.лучше понимании и прочности знаний по этом разделу материала, а значительное число запросов дополнительного разъяснения материала свидетельствует о необходимости перевода учащегося на более легкую подпрограмму обучения.
При обучении с использованием автоматизированного класса имеется возможность определять качество программ (большое число запросов о помощи свидетельствует о плохом качестве программ) , выявлять наиболее активных учащихся. Формула изобретения
Обучаквдее устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный
к логическому блоку и блоку памяти, соединенному через блок воспроизведения учебной информации с блоком формирования справочной информации с логическим блоком, подключенным к блоку регистрации и к блоку формирования справочной информации, соединенному с индикатором, пультом преподавателя и с -блоком ввода-вывода 5гчебной информации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройствз, оно сОдержит счетчик и формирователь сигналов запроса консультаций, подключенный к блоку формирования справочной информации и к счетчику, соедвненному со входами пульта преподавателя и блока регистрации и выходом блока воспроизведения учебной информации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторо ое свидетельство СССР 327510, кя. G 09 В 7/02, 1972.
2.Авторское свидетельство СССР 287424, кл. G 09 В 7/02, 1970.
3.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2701064/18-24,
кл. 6 09 В 7/02, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU894780A2 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU842921A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU746692A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU767814A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU809316A2 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU868816A2 |
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя | 1979 |
|
SU841018A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU746690A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU860111A2 |
Адаптивное обучающее устройство | 1978 |
|
SU802985A1 |
Авторы
Даты
1981-01-23—Публикация
1979-02-23—Подача