(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ
1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в часэгности к устройствам для моделирования учебно-оперативных ситуаций, и может быть применено в практике прогРс1ммированного обучения.
Известны устройства 1 - З, в которых используются магнитофон и диапроектор, управляемый магнитофоном, или магнитофон, диапроектор или кинопроектор, управляекые автоматически, или магнитофон, диапроектор-и электрифицированная карта.
В этих устройствах раскрытие деталей учебно-оперативных ситуаций осуществляется путем проецирования на экран отдельных кадров (слайдов) или фрагментов фильма с изобргикением элементов обучгиощей пгограмкы и пу- тем моделирования на карте или плане местности различных фрагментов учебно-оперативной ситуации в виде подсветки определенных конфигураций линий, знаков, а также их сочетаний.
Воспроизведение изображений на экран осуществляется блоком воспроизведения изобрс1жений, в состав которого входит либо диапроектор, либо ки нопроектор, либо одновременно диапроектор и кинопроектЪр. ПРОЦЕССОВ
При использовании кинопроектора носителями визуальной (наглядной) информации являются либо специально изготовленные учебные кинофильмы по избранной теме, либо учебные кинофильма многоцелевого назначения
Наиболее близким решением к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является уст10ройство t.4 J, содержащее блок воспроизведения изображения, кинопроектор, диапроектор, блок магнитной записи и блок звукового сопровождения, блоки управления, программные блоки, ге15нератор меток, распределитель, пульт управления, ключи и реле времени.
Это устройство обеспечивает совместную работу магнитофона, диапроектора, кинопроектора и электрифициро20ванной карты, что дает наглядность результата моделирования учебно-оперативных ситуаций. Недостаток известного устройства состоит в значительной сложности процесса подготовки
25 учебной программы из-за невозможности осуществления выбора и подготовки к демонстрации требуемого по теме очередного фрагмента фильма без остановки процесса обучения в случаях ис30пользования фильмов многоцелевого
назначения. Эти трудности обусловлены тем, что в известном устройстве нет возможности управлять включением и выключением лампы кинопроектора по ррограмме, без выключения лентопротяжного механизма. В результате этого затруднено использование в качестве демонстрационного материала учебных фильмов многоцелевого назначения, на которых требуемые по теме фрагменты фильма могут быть разнесены по длине рулона фильма. Поэтому по каждой теме необходимо изготавливать отдельные учебные фильмы или йроизводить монтаж фильмов из отдельных фрагментов многоцелевого назначения.
Целью изобретения являются расширение дидактических возможностей устройства, упрощение процесса подготонки учебной прогрс1ммы и расширение методических возможностей технических средств обучения.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержа щее последовательно включенные генератор, блок памяти, распределитель импульсов, первый формирователь кодов, блок подсветки и-электрифицированную карту, последовательно включенные второй формирователь кодов, первый блок управления и два блока предъявления учебной информации, пульт управления, соединенный первым выходом с вторым входом первого блока управления и первым входом ключа, выход которого подключен к второму входу одного из блоков предъявления учебной информации, третий вход которого через блок звукового сопровождения информации соединен с вторым выходом второго формирователя кодов, второй вход блока памяти соединен с вторым выходом блока звукового сопровождения информации, третий выход блока памяти через второй блок управления подключен к второму выходу пульта управления, соединенного третьим выходом с вторым входом блока подсветки, а четвертым выходом и входом - с вторыми входом и выходом распределителя импульсов соответственно, введены элемент ИЛИ и последовательно включенные первый триггер, элемент И и второй триггер, соединенный выходом с вторым входом ключа, а вторым входом - с выходом элемента ИЛИ и первого триггера под,ключены к одному из первых выходов JBTOporo формирователя кодов, второй выход которого соединен с входом элемента ИЛИ,а третий выход с вторым входом элемента И, второй вход первого триггера подключен к второму выходу первого блока управления, причем первый блок управления содержит реле времени и последовательно подключенные группу триггера и группу ключей, выходы и вторые
входы которых соединены с первыми выходами и первым входом блока соответственно, входы триггеров являются первыми входами блока, выход одного из триггеров группы подключен к входу реле времени, выход которого является вторым выходом блока и соединен с вторым входом одного из триггеров. На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройст
Устройство содержит блок 1 памяти,
состоящий из магнитной записи и воспроизведения, генератор 2 (меток), распределитель 3 импульсов/ первый формирователь кодов 4 (программы),
блок 5 подсветки, электрифицированную карту 6, второй формирователь 7 кодов, первый блок 8 управления и блоки 9 и 10 предъявления учебной информации, кинопроектор и диапроектор
пульт 11 управления, второй блок 12 управления, блок 13 звукового сопровождения, ключи 14,15,16,17, триггеры 18,19,20 и 21, реле 22 времени, ключ 23, триггер 24, элемент И 25,
триггер 26 и элемент ИЛИ 27.
Ключи 14-17, триггеры 18 - 21 и реле 22 времени объединены в блок 8. Блок 1 предназначен для записи и воспроизведения фонограммы пояснительного, текста и для синхронизации
работы кинопроектора блока 9, диапроектора блока 10 и электрифицированной карты 6.
Генератор 2 предназначен для формирования меток, записанных в блок 1 при подготовке обучающей программы. Распределитель 3 служит для преобразования временной последовательносЗги командных меток, поступаквдих
с блока 1 в пространственно-временную последовательность меток. Формирователь 4 совместно с блоками 5 по командам, поступающим с распределителя 3, устанавливает определенную
временную последовательность включения элементов подсветки электрифицированной карты 6.
Формирователь 7 по командам, поступающим с распределителя 3, устанавливает определенную временную последовательность работы блоков 10 и 13. Блок 13 по командам формирователя 7 обеспечивает включение звукового сопровождения с блока 9 с одновременным отключением звукового сопровождения с блока 1. Кроме того, он обес- . печивает по командам с формирователя 7 отключение звукового сопровождения с блока 9 с одновременным включением
звукового сопровождения с блока 1.
Блок 8 предназначен для управления работой блоков 9 и 10. Блок 12 предназначен для управления работой блока 1, Триггеры 24,26, ключ 23,элемент И 25 и ИЛИ 27 включает и выклю faeT лампу кинопроектора блока 9 пр. программе формирователя 7.
При подготовке обучающей програмкы необходимо:
подготовить кинофильм по выбранной теме;
записать в блок 1 фонограмму пояснительного текста, при озвученном кинофильме можно использовать фонограмму кинофильмаV
сделать запись в блок 1 командные метки, соответствующие данной обучаемой программы;
установить диапозитивы в кассету диапроектора блока 10 в соответствующей последовательности;
набрать в формирователе 4 последовательность включения и выключения элементов подсветки электрифицированной карты б;
иметь в формирователе 7 последовательность работы блоков 13 и 9,10. .
При включении устройства по выбранной теме командные метки с блока 1 поступают в распределитель 3, где происходит усиление и распределение по управляющим цепям. С соответствующих выходов распределителя 3 командные метки поступают в формирователи 4 и 7. С формирователя 4 командные метки поступают в блок 5, который вырабатывает команды на включение и выключение элементов подсветки электрифицированной карты 6. С формирователя 7 командные метки в определенной временной последовательности поступгиот в блок 8 который вырабатывает команды включения и выключения кинопроектора блока 9, слюны очередного диапозитива в диапроекторе блока 10, включения и выключения лампы диапроектора блока 10.
Включение и выключение лампы диапроектора блока 9 осуществляется по nporpciMMe формирователя 7. Сигнал включения лампы кинопроектора блока 9 с выхода формирователя 7 поступает на единичные входы триггеров 20 и 21 Эти триггеры устанавливаются в единичное состояние, в результате чего срабатывают ключи 16 и 17, включающие лентопротяжный механизм кинопроектора блока 9 в режим пуска. Триг гер 21, кроме того, включает реле 22 на выходе которого формируется сигнал, устанавливающий триггер 21 в нулевое состояние.
В результате этого ключом 17 выкч Лючается режим пуска и включается рабочий режим лентопротяжного механизма.
Кроме того, этот сигнал устанавливает триггер 26 в единичное состояние, на выходе которого формируется сигнал, включающий элемент И 25.
Сигнал включения лампы кинопроексгора блока 9 с выхода формирователя согласно программе поступает че- рез элемент И 25 на единичный вход
триггера 24, устанавливая его в единичное состояние. На выходе триггера 24 формируется сигнал, включающий ключ 23, а следовательно, и лампу кинопроектора блока 9. . Сигнал -включения лампы поступает с выхода формирователя 7 через элемент ИЛИ 27 на нулевой вход триггера 24. Триггер 24 устанавливается в нулевое состояние, в результате чего включается ключ 23 и леципа кинопроек0тора блока 9.
СигнсШ включения кинопроектора блока 8 поступает с формирователя 7 на нулевые входы триггеров 20 и 26 и через элемент ИЛИ 27 на нулевой
5 вход триггера 24. Эти триггеры устанавливаются в нулевое состояние, в результате чего включается и лентопротяжный механизм и лампа кинопроек тора блока 9, если OHai не была включена ранее по команде с формирователя 7.
Выполнение устройства рассмотренным выше образом позволяет упростить процесс подготовки учебной программы, расширяет методические возможности технических средств обучения, дает возможность создать различные варианты обучающих программ.
30
Формула изобретения
1.Устройство для моделирования учебных процессов, содержащее последовательно включенные генератор, блок памяти, распределитель импульсов, первый формирователь кодов, блок подсветки и электрифицированную карту, последовательно включенные второй формирователь кодов, первый блок управления и два блока предъявления
учебной информации, пульт управления, соединенный первым выходом с вторым входом первого блока управления и первым входом Ключа, выход которого
подключен к второму входу одного из блоков предъявления учебной информации, третий вход которого чррез блок звукового сопровождения информации соединен с вторым входом второго формирователя кодов, второй вход блока памяти соединен с вторым выходом блока звукового сопровождения информации, третий выход блока памяти через второй блок управления подключен к
второму выходу пульта управления, соединенного третьим выходом с вторым входом блока подсветки, а четвертым выходом и входом - с вторыми входом и выходом распределителя импульсов соответственно, отличающеес я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройст,ва, введены ИЛИ и последовательно включенные первый триггер, элемент И и второй триггер, соединенный выходом с вторым входом ключа, а вторым входом - с выходом элемента ИЛИ, первые входы элемента ИЛИ и первого триггера подключены к одному из первых выходов второго формирователя кодов, второй выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ, а третий выход - с вторым входом элемента И, второй вход первого триггера подключен к второму выходу первого блока управления,
2.Устройство по п.1,0 т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем первый бло управления содержит реле времени и последовательно включенные группу триггеров и группу ключей, выходы и вторые входы которых соединены с первыми выходами и первыми входами
блока соответственно, входы триггеров группы являются первыми входами блока, выход одного из триггеров группы подключен к входу реле времени, выход которого является вторым входом блока и соединен с вторым входом одного из триггеров группы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Патент США 3227814, кл, 179-100,1, опублик, 1974.
2. Патент США 3475088,
(.352-133, опублик, 1974,
кл
3.Авторское свидетельство СССР № 413523, кл. G 09 В 19/00, 1972,
4.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2666502/18-24,
кл. G 09 В 19/00, 1979 (прототип).
I
J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU989569A1 |
Устройство для моделирования учебно-оперативных ситуаций | 1981 |
|
SU982067A2 |
Устройство автоматического управления диапроекторами | 1987 |
|
SU1453361A1 |
Устройство автоматического управления диапроекторами | 1987 |
|
SU1515136A1 |
Устройство для моделирования учебнооперативных ситуаций | 1978 |
|
SU728159A1 |
Устройство для группового обучения | 1974 |
|
SU506905A1 |
Устройство для синхронизации раздельных носителей звука и изображения | 1979 |
|
SU930201A1 |
ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА | 1973 |
|
SU388295A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU985813A1 |
Способ озвучивания кинофильмов и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1705793A1 |
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1980-03-28—Подача