1
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для применения преимущественно в резьбовых соединениях, подверженных знакопеременным нагрузкам и влиянию релаксации.
Известна гайка со стопорным элементом в виде тарельчатой шайбы и конца из пластичного материала ll.
Однако указанная гайка не обеспечивает выборку зазора в соединении в процессе эксплуатации вследствии остаточной деформации шайбы при знакопеременных нагрузках.
Известна гайка, состоящая из двухреэьбовых корпусов, соединенных между собой с помощью упругого элемента, причем один из корпусов эластичен относительно резьбового стержня. Эта гайка обеспечивает стопорку зазора в соединении в процессе эксплуатации, например, за счет снятия неровностей, температурных влияний и т.п. 23.
Однако в случаях ослабления соединения вызванного явлением релаксации, эта гайка устраняет зазор недостаточно эффективно.
Цель изобретения - повышение эффективности утсранения зазоров между соединяемыми деталями в процессе эксплуатации и вследствие релаксации.
Поставленная цель достигается тем, что упругий элемент выполнен в виде эластичной, например резиновой, втулки, жестко соединенной с торцами
0 обоих корпусов. - На чертеже изображена гайка.
Гайка состоит из последовательно и соосно расположенных силового . корпуса 1с резьбой, упругого элемента 2 и стопорного корпуса 3.
Торцы силового 1 и стопорного 3 корпусов жестко соединены с упругим элементом 2. Для поваиения надежности этого соединения торцы силового 1 и стопорного 3 корпусов могут быть
в выполнены фигурными.
Гайка работает следующим образом. Силовой корпус 1 навинчивают на 15 резьбовой стержень, (на чертеже не показан) и затягивают. Стопорный корпус 3 поворачивают в сторону иавинчивания относительно резьбового стержня и силового корпуса 1, тем 0 самым окручивают упругий элемент 2
ля получения необходимого крутящего момента с целью подтягивания силового корпуса 1 во время эксплуатации. Стопорный корпус 3 фиксируют относительно резьбового стержня одним из известных способов.
При демонтаже стопорный корпус 3 освобождают, упругий элемент 2 приобретает близкую к первоначальной форму, после чего силовой корпус 1 свинчивают с резьбового стержня.
Предлагаемая гайка обеспечивает надежное соединение деталей друг с другом, автоматически ликвидирует появляющиеся зазоры во время эксплуатации. Собственно эффективна в условиях вибрационных знакопеременных нагрузок, когда необходимей крутящий момент для затягивания резьбового соединения составляет 10-20% от первоначального.
Изобретение может применяться во всех областях машиностроения и в строительстве.
Формула изобретения
Гайка, содержащая два соосно расоложенных корпуса, силовой с резьой и стопорный, соединенных между собой упругим элементом, о т л и чающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем исключения влияния релаксации на ее самоподтягивание, упругий элемент выполнен в виде эластичной, например резиновой, втулки, жестко соединенный с торцами обоих корпусов, причем стопорный корпус выполнен с гладким внутренним отверстием, диаметр которого больше диаметра
резьбы силового корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 554425, кл. F 16 В 39/24, 1972.
2.Патент ФРГ 1007566, кл. кл. 47а 12, 1962 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Болтовое соединение | 1979 |
|
SU842253A1 |
Тяга торсионного стабилизатора вагона | 2020 |
|
RU2743601C1 |
Самостопорящаяся гайка | 1990 |
|
SU1751483A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СТЕНД | 2014 |
|
RU2597630C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ ЗАТЯЖКИ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-РЕЗЬБОВОМ СОЕДИНЕНИИ ДЕТАЛЕЙ | 2014 |
|
RU2568172C1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2006 |
|
RU2321784C1 |
Стопорное устройство | 1975 |
|
SU597872A2 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПАКЕТ ТАРЕЛЬЧАТЫХ УПРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ЭКРАНА РАЗРУШАЮЩЕЙСЯ ЧАСТИ ВЗРЫВОЗАЩИТНОГО ОГРАЖДЕНИЯ ЗДАНИЙ | 2014 |
|
RU2545191C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТАЮЩИХ НА СЖАТИЕ ЭЛАСТИЧНЫХ УПРУГИХ И УПРУГО-ДЕМПФИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПОВОДКОВОЕ УСТРОЙСТВО. ЛЮЛЕЧНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТАНОВКИ НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ. АМОРТИЗИРУЮЩИЙ БЛОК (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2120873C1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2001 |
|
RU2224928C2 |
Авторы
Даты
1981-02-15—Публикация
1977-09-22—Подача