(54)
ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU947899A2 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU748494A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU997061A1 |
Устройство для контроля психофизиологических характеристик операторов систем управления | 1983 |
|
SU1161983A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1980 |
|
SU928393A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1982 |
|
SU1132302A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Устройство для контроля знаний оператора | 1976 |
|
SU616651A1 |
Устройство для контроля психофизиологических характеристик операторов | 1977 |
|
SU732970A1 |
Устройство для контроля деятельности операторов автоматизированных систем управления | 1980 |
|
SU936011A1 |
Изобретение относится к техничес КИМ средствам, предназначенньом для определения уровня подготовки опера торов, отбора операторов и комплектования однородных групп операторов Известно устройство, содержащее блок выдачи информации, логический блок, блок ввода ответов, блок инди кации, блок вычисления корреляции задач и правильных решений, блок контроля уровня подготовки операторов и блок оценки. Совместная реали зация в устройстве принципов информационной теории различения гипотез и последовательного анализа позволяет за гарантированное число циклов обучения оценить уровень подготовки операторов с заданной достоверностью flj . Недостатком устройства является ограничение на профиль деятельности операторов, уровень подготовки которых оценивается. Так, устройство применимо либо для оценки знаний учащихся, либо операторов, выполняю щих набор дискретных операций без учета ограничений на время их выполнения. Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство, содержащее блок вьщачи информации, логический блок, блок ввода, блок индикации, блок вычисления взаимной корреляции задач и правильных решеНИИ, блок оценки и блок контроля времени решения задач. Контроль уровня подготовки операторов в устройстве .производится по вероятности правильного и своевременного решения задач оператором , Недостатком устройства является оценка уровня подготовки только по интегральному критерию без учета данных о распределении точностных и временных параметров обучаемости, что не позволяет судить о психофизиологических характеристиках оператора и использовать устройство для психофизиологического отбора операторов и, особенно, комплектования однородных групп операторов. Цель изобретения - повышение точности обучения. Указанная цель достиг,ается тем, что-в известное устройство, содержащее блок предъявления учебной инфорации, подключенный к блоку контроя времени решения задач, блоку контоля точности решения задач и блоку анализа учебной информации, подключённому к блокам контроля времени решения задач и точности решения задач, блоку ввода ответов г блоку индикации и блоку вычисления взаимной корреляции количества задач и правильных решений, который соединен с блоком регистрации, блоком индикации и с блоком контроля уровня подготовки операторов, подключенным к блокам индикации и регистрации, блок ввода ответов соединен с блоками контроля време ни решения задач и точности решения задач, подключенными к блоку регистрации, введены блок классификации параметров контроля знаний, подключенный к блоку регистрации и к блокам контроля времени решения задач, точности решения зада и уровня подготовки операторов и содержащий узел задания времени решения задач, подключенный к одному из пороговых элементов и сумматорам, соединенным с соответствующими пороговыми элементами, которые через соответствующие счетчики подключены к группе ключей, соединенных через соответствующие элементы задержки с входом блока, а непосредственно - с выходом блока.
Такое конструктивное решение поз)воляет помимо интегральной оценки уровня подготовки операторов по вероятности правильных, своевременных и точных решений получить и вывести на печать распределения точностных и временных характеристик деятельности по нормативным классам, а также вывести на печать количество невыполненных по точности и времени . задач и все промежуточные значения точности и времени задачи и наблюдать на блоке индикации в каждом цикле обучения количество проведенных циклов и интегральное количество ошибочных решений в настоящий момент. Все это значительно повышает полноту контроля уровня подготовки операторов и расширяет функциональные возможности устройства.
На фиг. 1 приведен состав блоков предлагаемого устройства; на фиг. 2 - функциональная схема блока классификации параметров контроля знания; на фиг. 3 - функциональная схема блока регистрации.
Обучающее устройство содержит блок 1 предъявления учебной информации, блок 2 анализа учебной информации , блок 3 ввода ответов, блок 4 индикации, блок 5 вычисления взаимной корреляции задач и правильных решений, блок 6- контроля уровня подготовки операторов, блок 7 контроля времени решения задач, блок 8 контроля точности решения задач, блок 9 регистрации, блок 10 классификации параметров контроля знаний, узел 11 задания времени решения задач, пороговые элементы 12-14, сумматоры 15 и 16, счетчики 17-20, элементы 21-23 задержки, узел 24 печати и группу ключей 25-30.
Устройство работает следующим образом.
Экспериментатор устанавливает в блоке 7 допустимое время решения одной задачи, в блоке 8 - допустимую. точность, в блоке б - нормативы на уровни подготовки и максимальное
количество задач, достаточное для
оценки уровня подготовки с заданной достоверностью, а в блоке 10 на узле 11 единичный норматив на время решения задачи. Испытуемый получает информацию .о поставленной задаче
5 через блок 1 и вводит свои ответы через блок 3. В зависимости от ответов испытуемого и методической информации с блока 1 блок 2 вырабатывает сигналы на предъявление
0 следующей информации блоком 1, индикацию хода учебного процесса блоком 4, а также сигнала о введенном ответе и правильности ответа, которые поступают на блок 5. Если испытуемый не решил задачу за допустимое время с заданной точностью, то блоки 7 и 8 вырабатывают сигнал в блок 2, который воспринимается как ошибочный ответ. Блок 5, в зависимости от сигналов, поступающих из блока 2, принимает либо решение об уровне подготовки, либо решение о продолжении испытаний. В первом случае, сигнал от итоговой оценке поступает в блок 4 индикации и отображается
там. Во втором случае, вырабатывается сигнал на продолжение испытаний, который поступает в блок 2. Из блока 5 в блок 6 непрерывно поступают сигналы о количестве предъявленных
задач и ошибочных решений. Если количество задач равно максимально допустимому, блок б определяет уровень подготовки оператора, который отображается в блоке 4. Сигнал об уровне подготовки испытуемого, который вырабатывается либо в блоке 5, либо в блоке 6, поступает также в блок 9 на узел печати 24, ключи 29 и 30 и блок 10, на ключ 25 и элементы 21-23.
Сигналы о времени решения каждой задачи из блока 7 и точности ее решения из блока 8 поступает в блок 9 и в блок 10, на пороговые элементы 12-14 , цепи классификации времени и соответствующие элементы цепи классификации точности (на фиг. 2 эта цепь не указана).
Блок 10 работает следующим образом.
Сигнал от узла 11, соответствующий единичному нормативу времени решения одной задачи, поступает на первый вход элемента 12, на другой вход которого поступает сигнал о времени, которое испытуемый затратил на
решение последней задачи. Если затраченное время меньше или равно но мативному, то с элемента 12 поступа ет сигнал в счетчик 17. В противном случае сигнал, соответствующий нормативному времени, проходит на вход сумматора 16, на другой вход которо го такойже сигнал поступает непоср ственно от узла 11. На выходе сумма тора 16 формируется сигнал, равный двойному нормативу, поступакяций на вход элемента 13, на другой вход ко торого, как и на элемент 12, поступает сигнал о величине времени, зат раченного испытуемым на решение задачи из блока 7. Таким образом, на счетчиках 17-20 подсчитывается количество задач, по которым испытуемый уложился в единичный, двойной, тройной и четырех кратный и больше норматив соответственно. Сигналы с этих счетчиков поступают на вход ключей 25-28, которые после прихода сигнала с блоков 5 или 6 о прекращении испытаний начинают открыват ся последовательно через определенное время, благодаря нгшичию элементов 21-23. В результате сигналы со счетчиков 17.-20, через ключи 29 и 30 последовательно поступают на узел 24, на который поступают также сигналы о количестве нерешенных по времени и точности задач с блоков 7 и В через ключи 29 и 30, которые открываются сигналом о прекра щении испытаний с блока 5 или блока 6. Таким образом, узел 24 после решения испытуемым каждой задачи печатает время и- точность ее решени а после предъявления всех задач гистограмму распределения времени решения задачи по нормативам и гистограмму распределения точности решения задачи по нормативам, а также количество нерешенных по точност и времени защач. Положительный эффект от использо вания предлагаемого устройства заключается в повышении полноты контроля уровня подготовки испытуемых за счет получения помимо интегральной оценки уровня подготовки испытуемых параметров, качества их рабо ты в каждом цикле контроля и распре деления этих параметров (времени ре шения и точности решения задачи) , не существующим на них нормативным классам, что позволяет проанализировать по результатам работы устройст ва объективные причины, определяющие тот или иной уровень подготовки а также составить психофизиологический портрет испытуемого. Все это расширяет функциональные возможности устройства. Появляется возможность использовать устройство при отборе операторов с определенными психофизиологическими свойствами, комплектования однородных групп и коллективов операторов. i Формула изобретения 1. Обучающее устройство, содержащее блок предъявления учебной информации, подключенный к блоку контроля времени решения задач, блоку контроля точности решения задач и блоку анализа учебной информации, подключенному к блокам контроля времени решения задач и точности решения задач, блоку ввода ответов, блоку индикации и блоку вычисления взаимной корреляции количества задач и правильных решений, который соединен с блоком регистрации, блоком индикации и с блоком контроля уровня подготовки операторов, подключенным к блокам индикации и регистрации, блок ввода ответов соединен с блоками контроля времени решения задач и точности решения задач, подключенными к блоку регистрации, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности обучения, оно содержит блок классификации параметров контроля знаний, подключенный к блоку регистрации и к блокам контроля времени решения задач, точности решения задач и уровня подготовки операторов . 2. Устройство по п. 1, о т л ич ающееся тем, что в нем блок классификации параметров контроля знаний содержит узел задания времени решения задач, подключенный к одному из пороговых элементов И сумматорам, соединенным с соответствующими пороговыми элементами, которые через соответствующие счетчики подключены к группе ключей, соединенных через соответствующие элементы задержки с входом блока, а непосредственно - с выходом блока. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР по заявке 2635623/18-24, Л. G 09 В 7/02, 1978. 2.Авторское свидетельство СССР о заявке 2728877/18-24, Л. G 09 В 7/02, 23.02.1979 (протоип) .
2V
Юf.f
Авторы
Даты
1981-02-28—Публикация
1979-05-31—Подача