1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, для регулировочных элементов агрегатов системы топливопитания двигателей внутренне.го сгорания.
Известен регулируемый винтовой механизм, содержащий стержень с резьбой на одном конце, ввинченном в неподвижную гайку с продольными шлицами на другом конце, на котором насажена рукоятка, причем рукоятка подпружинена относительно стержня, а на торцах гайки и рукоятки радиальные треугольные шлицы 1.
Недостатком указанного винтового, механизма является то, что радиальные шлицы не обеспечивают необходиму надежность фиксирования рукоятки относительно гайки, так как всегда существует момент сил на рукоятке, при превыиемйи которого она проворачивается. Этот момент сил зависит от усилия затяжки пружины и уменьшается по мере отварачивания винта. Следовательно, при ударных и вибрационных перегрузках возможны случаи самопроизвольного поворота рукоятки и резьбового стержня от oTperyjTMpOBaHHoro положения.
Известна регулировочная головка, содержащая корпус с наружными шлицами, часть которых находится в зацеплении с внутренними шлицами заплечиков подпружиненного фиксатора, связанного с регулировочным винтом и удерживаемого в зацеплении с одной стороны стопорным кольцом, а с другой стороны - замком, которые установле ны в цилиндрических канавках корпуса, делящих его шлицы на две части 2 ..
Однако заплечики фиксатора охватывают только часть шпиц корпуса,
5 а остальные шлицы не участвуют в зацеплении и не защищены от механичес. ких повреждений, возможных при эксплуатации. При повреждении шлиц исключается стопорение фиксатора по
0 месту повреждения, что снижает точность подрегулировки выходных параметров регулируемого устройства, например частоты враццения ротора газотурбинного двигателя, поэтому ре5гулировочная головка не обладает необходимой надежностью. Заплечики фик сатора определяют габариты корпуса регулировочной головки и для вращения фиксатора необходимо значитель0ное свободное пространство на корусе регулируемого устройства. Крое того, регулируемая головка не имет лимба с угловыми делениями, неободимого для более, точной регулирови, а также для определения положеия фиксаторов в отрегулированном с оложении. Применение же лимба для ее увеличивает габариты и вес устройства, так как на корпусе для нанесения угловых делений необходимо выполнить круглый диск диаметром С «п больше максимального габаритного размера фиксатора.
Цель изобретения - повышение надежности , уменьшение габаритов и веса стопорного ьстройства.
Поставленная цель достигается 15 тем, что корпус снабжен диском с внутренними шлицами и двумя перемычками, жестко соединенными с диском, шлицы которого зацеплены с шлицами фиксатора, а стопорное кольцо и за- 20 мок размещены в цилиндрических канавках фиксатора.
На фиг.1 изображено стопорное устройство, разрез- на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг.З - то же, вид 55 справа.
Стопорное устройство содержит корпус 1, соединенный перемычками 2 и 3 с диском 4, имеющим внутренние шлицы 5:, взаимодействующие с наружными шлицами 6 фиксатора 7, связанного посред Г ством квадрата 8 с регулировочным винтом 9, ввернутным в резьбовое отверстие корпуса 1,. Фиксатор 7 поджат пружиной 10 и удерживается в шлицевом -зацеплении с корпусом 1 с одной 5 стороны стопорным кольцом 11, а с другой стороны пружинным замком 12, которые размещены в цилиндрических канавках 13 и 14 фиксатора 7. На наружном торце диска 4 равномерно по 40 окружности нанесен ряд рисок 15, а на наружной поверхности фиксатора 7 нанесена риска 16, причем для начала отсчета оборотов одна из рисок 15 отличается от остальных рисок, на- 45 пример, красным цветом.
Количество рисок 15 кратно числу шлиц. Лепестки 17 и 18 замка 12 снабжены отверстиями 19 для обвязки и контровки проволокой.50
При выполнении регулировки снимается замок 12, нажатием на фиксатор 1 сжимается пружина 10 до выхода шлиц 6 фиксатора 7 из зацепления со шлицами 5 диска 4 и производится пово- сг рот фиксатора 7 вместе с регулировочным винтом 9 в нужном направлении на определенный угол, отсчитываемый по
рискам 15. Затем фиксатор 7 OTnycj aется, шлицы 5 и 6 входят в зацепЪение и производится постановка замка 12 с последукяцей контровкой проволокой при необходимости.
Применение предлагаемого устройства позволяет повысить надежность регулировочного эдемента, так как одновременно в зацеплении учавствуют все шлицы фиксатора и диска корпуса при этом они надежно защищены от случайных механических повреждений. Наружная часть фиксатора имеет небольшие габариты и не требует большого свободного пространства для своего вращения, следовательно, уменьшаются габариты и вес всего устройства , и повышается точность регулировки и отсчета положения фиксатора по имеющимся угловым делениям.
Применение указанного стопорного устройства в агрегатах система топливопитания газотурбинных двигателей ГДТ позволит повысить надежность и точность регулировки выходны параметров, например частоты вращения ротора, а также уменьшить вес и габариты агрегатов, что имеет большое значение для летательных аппаратов.
Формула изобретения
Стопорное устройство, содержащее корпус с подпружиненным фиксатором регулировочного элемента, находящиеся с корпусом, в шлицевом соединении, стопорное кольцо и замок, установленные по обе стороны этого соединения, в цилиндрических канавкс1Х корпуса, отличающееся тем/ что, с целью повышения надежности, уменьшения габаритов и веса, корпус снабжен диском с внутренними шлицами и двумя перемычками, жестко соединенными с диском, шлицы которого зацеплены с шлицами фиксатора, а стопорное кольцо и замок размещены в цилиндричес их канавках фиксатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 487423, кл. f 16 В 39/02, 1976.
2.Угромов В. Г. и Березкин В. Ф. Система топливопитания газотурбинного двигателя ГТД-ЗФ,М., Машиностроение , 1967, с.30-40 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2000 |
|
RU2170906C1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК И КОДОВАЯ СИСТЕМА "ВЕТО" | 1994 |
|
RU2081280C1 |
Бесключевой кодовый замок | 1985 |
|
SU1294956A1 |
КРЕПЕЖНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2217629C1 |
Замковое устройство | 1979 |
|
SU838102A1 |
ЗАМОК КРЕПЛЕНИЯ НОСОВОГО ОБТЕКАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 2012 |
|
RU2521076C2 |
МАГНИТНЫЙ ЗАМОК, МАГНИТНЫЙ КЛЮЧ И ИХ КОМБИНАЦИЯ | 2009 |
|
RU2527379C2 |
ЗАПИРАЕМЫЙ ШТИФТОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ РАЗДВИЖНЫХ ДВЕРЕЙ | 2007 |
|
RU2425940C2 |
СЕКРЕТНЫЙ ЗАМОК | 1992 |
|
RU2043475C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ РУК | 1989 |
|
RU2011391C1 |
риг.2
/7
фиеЭ
Авторы
Даты
1981-03-15—Публикация
1979-04-26—Подача