Статор электрической машины Советский патент 1981 года по МПК H02K3/46 

Описание патента на изобретение SU815841A1

(54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЬЬ

Похожие патенты SU815841A1

название год авторы номер документа
Статор электрической машины 1977
  • Маламуд Римма Ефимовна
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Шумовская Галина Евгеньевна
SU746822A1
Способ изготовления стержня обмотки статора 1990
  • Хаймович Лев Львович
SU1787306A3
ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1998
  • Хольмстрем Йеран
  • Йеран Бенгт
  • Леийон Матс
RU2195065C2
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2002
  • Кади-Оглы И.А.
  • Ваксер Б.Д.
  • Пинчук Н.Д.
  • Петров В.В.
  • Чибриков А.Н.
  • Андрусив О.П.
  • Кийло О.Л.
  • Перминов В.Л.
RU2236740C2
Статор многофазной высоковольтной электрической машины 1991
  • Ваксер Борис Давидович
  • Коган Виктор Овшиевич
  • Петров Владимир Васильевич
  • Антонов Юрий Федорович
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Чернявский Владимир Павлович
SU1823078A1
Статор высоковольтной электрической машины 1989
  • Хаймович Лев Львович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU1781779A1
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1998
  • Лейён Матс
  • Ертмар Ларс
  • Нюгрен Ян-Андерс
  • Темплин Петер
RU2201027C2
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ РЕАКТИВНОГО НАМАГНИЧИВАЮЩЕГО ТОКА В ЭЛЕМЕНТАХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Беляев Евгений Фролович
  • Цылёв Павел Николаевич
RU2422967C1
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1993
  • Коган В.О.
  • Алишева Н.П.
  • Петров В.В.
  • Кади И.А.
RU2088024C1
ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ 1999
  • Лейён Матс
  • Кюландер Гуннар
RU2221165C2

Иллюстрации к изобретению SU 815 841 A1

Реферат патента 1981 года Статор электрической машины

Формула изобретения SU 815 841 A1

1

Изобретение относится к высоковольтным электрическим машинам, в частности к статорам электрических машин с обмотками полностью илк частично вынесенными в рабочий зазор машины.

Известна конструкция статора электрической машины с высоковольтной обмоткой, расположенной в рабочем зазоре и крепящейся к беззубцовому шихтованному сердечнику м.агнитопровода с помош,ью электроизоляционных элементов 1.

Недостатком такой конструкции является то, что в высоковольтное поле обмотки статора попадает вся система крепления обмотки в зазоре, что приводит к необходимости изготовления ее из материалов с высокими диэлектрическими свойствами.

Известен также статор электрической машины, содержащий сердечник и многослойную обмотку, которая полностью или частично размешена в рабочем зазоре машины и имеет на длине активной зоны статора поверх изоляции полупроводяш.ие оболочки, соединенные электрически с сердечником 2}Недостатком этой конструкции является то, что в ней не предусмотрены конструктивные меры по ограничению паразитных токов в полупроводяших оболочках и выравниванию потерь от емкостных токов в полупроводяших оболочках слоев обмотки.

Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения отвода емкостных токов всех слоев обмотки в сердечник и ограничения потерь в полупроводяш,их оболочках обмотки.

Цель достигается тем, что полупроврдяшие оболочки вышележаш,их слоев обмотки, контактирующие с оболочками нижележащих слоев обмотки, выполнены с сопротивлениями, уменьшающимися по направлению к сердечнику обратно пропорционально квадрату номера слоя (считая от зазора). Так как токи, протекающие по полупроводящим оболочкам нижележащих слоев обмотки, увеличиваются пропорционально номеру слоя, то при выдерживаНИИ указанного соотнощения сопротивления оболочек, потери от протекания в них емкостных токов будут распределены равномерно и, следовательно, могут быть выбраны оптимальными. На чертеже показан обмоточный слой статора электрической машины, поперечный разрез. . На шихтованном сердечнике 1 расположены вынесенные в рабочий зазор слои 2 и 3 обмотки. Стержни обмотки имеют поверх изоляции полупроводящие оболочки 4 и 5. Обмотка крепится со стороны зазора системой элементов 6, обеспечивающих надежный электрический контакт оболочек слоев обмотки между собой и с сердечНИКОМ статора. При -работе машины емкостные токи изоляции стержней верхнего слоя обмотки 3 отводятся через полупроводящие оболочки 4 и 5 в сердечник 1. При этом емкостные токи слоя 2 .суммируются с емкост.ными токами слоя 3 в полупроводящей оболочке 5, имеющей в данном случае сопротивление в четыре раза меньще, чем сопротивление оболочки 4, что обеспечивает равенство потерь от емкостных токов в оболочках слоев обмотками. Так как индукция магнитного поля наиболее высока в области верхних слоев обмотки статора, предложенное распределение .сопротивления полупроводящих оболочек по слоям обмотки, при котором наиболее высоким будет сопротивление оболочки верхнего слоя, способствует также ограничению и выравниванию потерь от «паразитных токов, наводящихся в полупроводящих оболочках обмоток магнитными полями машины. Предлагаемое решение может быть распространено не только на обмотки с шахматным расположением стержней, но и на обмотку со стержнями, расположенными один над другим. Для дальнейшего ограничения токов, наводящихся Б полупроводящих оболочках магнитными полями машины, материал оболочек может быть выполнен с анизотропным электрическим сопротивлением, меньшим в радиальном направлении и большим в аксиальном. Анизотропия свойств может быть достигнута, например, применением для образования полупроводящих .оболочек нитей из медьсодержащего стекловолокна или углеродосодержащих графитовых нитей, пропитанных электроизоляционным связующим. Возможно также изготовление оболочек на основе асбестовой или стеклоткани, пропитанных полупроводящим термореактивным компаундом с наполнителями, например, сажей или графитом, Выравнивание таким образом потерь в слоях обмотки статора позволяет повысить надежность работы машины. Формула изобретения 1. Статор э 1ектрической машины, содержащий, сердечник и многослойную обмотку, которая полностью или частично размещена в рабочем зазоре машины и имеет на длине активной зоны статора поверх изоляции полупроводящие оболочки, соединенные электрически с сердечником, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения отвода емкостных токов всех слоев обмотки в сердечник и ограничения потерь, полупроводящие оболочки вышележащих слоев обмотки, контактирующие с оболочками нижележащих слоев обмотки, выполнены с сопротивлениями, уменьщающимися по направлению к сердечнику обратно пропорционально квадрату номера слоя. 2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что упомянутые полупроводящие оболочки выполнены анизотропными по электрическому сопротивлению так, что .в радиальном направлении оно минимально, а в аксиальном - максимально, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Великобритании № 881468, кл. 35 А, 1958. 2.Патент Великобритании № 837546, кл. 35 А, 1958.

SU 815 841 A1

Авторы

Маламуд Римма Ефимовна

Даты

1981-03-23Публикация

1977-06-14Подача