Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при конструировании крупных электрических машин с беспазовым сердечником статора. Известен статор электрической машины, в зазоре которой закреплена посредством электроизоляционных эле ментов крепления с изоляцией, имеющей полупроводящее покрытие, соединенное электрически с сердечником 1 . Однако отмечаются повышенные потери в цепях электрического соединения .полупроводящего покрытия с сердечником, которые вызваны наличием переменных магнитных полей в зазоре машины и которые в свою очередь увеличивают нагрев и снижгют надежность машины. Предлагаемый статор отличается тем, что электрическое соединение полупроводящего покрытия с сердечником выполнено посредством элементов крепления, причем последние содержат полупровсйящие слои. Полупроводящие слои могут быть ра мещены на поверхностях элементов крепления в направлении, параллельном продольной оси статора, Кроме того, CciMH элементы .крепления могут быть выполнены в виде чередуняцихся электроизоляционных и полупроводящих слоев, плоскости которых расположены перпендикулярно продольной оси статора. На фиг. 1 изображен статор электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 - конструкция токопроводящего элемента крепления. В сердечнике статора выполнены треугольные пазы, в которых уложены нижние стержни 2 обмотки, а поверх них - верхние стержни 3 обмотки. Каждый изолированный стержень обмотки поверх изоляции имеет гголупроводящее покрытие 4. О.бмотка закреплена с помощью клиновых элементов крепления 5 и 6 между сердечником статора 1 и немагнитным кольцом 7. Элемент крепления 5 содержит полупроводящий наружный слой 8, размещенный на поверхйостях элемента крепления 5 в направлении, параллельном продольной оси статора. Электроизоляционная серцевина элемента крепления можен быть выполнена. например, на основе электроизоляцио , нсэго стеклопластики, а наружный полупроводящий .слой образован, на пример, электроизоляционной тканью, стеклянной или асбестовой, пропитанной полупроводящим компаундом на основе синтетической смолы, и полупроводящего наполнителя, например сажи или графита. Наружный полупроводящий слой может быть также образован полупроводящей тканью, например на основе медьсодержащей пряжи .или углеродосодержащих, графитовых волокон, пропитанной электроизоляционной синтетической смоло В этом случае для наилу пиего осуществления контактов поверхности элемента крепления примыкающие к стальному сердечнику и граням обмотки прошлифовываются для снятия поверхностного слоя электроизоляцио ного компаунда. Для улучшения конта та после прошлифовки на упомянутые поверхности целесообразно -нанести полупроводящий слой. Элементы крепления в аксиальном направлении может быть набран из че редующихся полупроводящих 9 и электроизоляционных 10 тонких слоев, пл кости которых перпендикулярны продольной оси машины. В элементе крепления могут быть предусмотрены аксиальные каналы 11 радиальные для охлаждения или други целей.., Ем1 остные токи изоляции обмотки собираются на примыкающий к обмотке полупроводящий слой 8 и затем, распределяясь между параллельными полу проводящими слоями-9, протекают по Ним к примыкающему к сердечнику Про водящему слою 8. . Предложенная конструкция статора обеспечив aieT надежные электрические .4 контакты между полупроводяиц ми оболОчками стержней обмотки и сердечником. При этом выполнение электрических соединений пол у проводящей оболочк.и обмотки с сердечником в виде полупроводящих слоев в элементах крепления, толщину которых можно регулировать и задаватьдостаточно малой, позволяет предотвратить наведение значительных токов и потерь в них от электромагнитных полей машины, что повышает надежность и КПД машины. Формула изобретения . 1. Статор электрической машины, в зазоре которой закреплена посредством электроизоляционных элементов крепления обмотка с изоляцией, имеющей полупроводящее покрытие, соединенное электрически с сердечником, о т л и чающийся тем,что,с целью повышения надежности и сокращения потерь, электрическое соединение полупроводящего покрытия с сердечником выполнено посредством упомянутых элементов крепления,причем последние содержат полупроводящие слои. . 2. Статор ПОП.1, отличающийся тем, что полупроводящие слои размещены на поверхностях эл ементов крепления в направлении , параллельном продольной оси статора. 3. Статор по пп.1 и 2, о т л и чающийся тем, что элементы крепления выполнены в виде чередующихся электроизоляционных и полупроводящих слоев, причем плоскости упомянутых слоев расположены перпенди7 кулярно продольной оси статора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Англии 9В37546, . кл, Н 02 К, I960.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU815841A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБРАБОТКИ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2284302C1 |
Обмотанный статор высоковольтного турбогенератора | 1990 |
|
SU1793517A1 |
Статор высоковольтной электрической машины | 1989 |
|
SU1781779A1 |
Способ ремонта термореактивной изоляции | 1978 |
|
SU771813A1 |
СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2072115C1 |
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2236740C2 |
Изоляция обмоток электрических машин | 1979 |
|
SU864447A1 |
ПОЛИМЕРНЫЙ ИЗОЛЯТОР | 1994 |
|
RU2074425C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2018 |
|
RU2687560C1 |
11
Авторы
Даты
1980-07-05—Публикация
1977-08-23—Подача