1
Изобретение относится к области строительных машин, применяемых при сооружении дорог, насыпей, дамб, каналов, аэродромов и т. д.
Известна самоходная машина, содержащ,ая уплотняюш,ие плиты с укрепленными на них подшипниками, в которых смонтирован кривошипный вал со звездочками, соединенными цепной передачей через редуктор с двигателем 1.
Недостатком этой машины является недостаточно интенсивное уплотнение грунта.
Известна также самоходная трамбующая машина, содержащая уплотняющие плиты и размещенный между ними поворотный относительно вертикальной оси штамп, соединенный с уплотняющими плитами, по крайней мере, одним кривошипным валом со звездочками, соединенными цепной передачей с установленным на раме приводом через приспособления свободного хода уплотняющих плит и штампа, обеспечивающими в процессе перемещения машины удары штампом и уплотняющими плитами 2.
В этой машине динамические воздействия на грунт ударами трамбующих органов производятся без предварительного его уплотнения, что при уплотнении насыпных грунтов приводит к снижению эффективности трамбования, так как удары рабочего органа амортизируются рыхлым грунтом, и к значительному снижению сжимающих напряжений, завиваемых в нем. Как
следствие, снижается толщина уплотненного слоя и производительность машины. Силовое оборудование и привод машины установлены на раме, закрепленной на рабочем органе ударного действия, чем обуславлпваются тяжелые условия их работы, низкая надежность и долговечность машины в целом.
В результате различных просадок грунта под уплотняющими плитами и штампом
имеют место косые удары штампом о грунт, приводящие к снижению эффективности трамбования и увеличению динамических нагрузок на машину.
Цель изобретения - повышение эффективности уплотнения грунта за счет чередования статических и динамических воздействий, повышение долговечности и надежности машины. Достигается это тем, что в самоходной
трамбующей машине, содержащей уплотняющие плиты и размещенный между ними поворотный относительно вертикальной оси штамп, соединенный с уплотняющими плитами кривошипными валами с приспособлениями свободного хода для его падения, привод, установленный на раме и соединенный со звездочками, закрепленными на кривошипных валах, уплотняющие плиты закреплены на раме, а ось их симметрии размещена в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось машины, кроме того, она может быть снабжена выравнивателем в виде опорной плиты, соединенной с основанием одной из уплотняющих плит, и приводом вертикального перемещения опорной плиты, при этом уплотняющие плиты закреплены на раме шарнирно и имеют ограничители их поворота, а привод перемещения опорной плиты выполнен в виде винтового механизма или силового цилиндра.
На фиг. 1 схематически изображена самоходная трамбующая машина, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3- то же, в различных положениях уплотняющих плит и штампа.
Самоходная трамбующая машина содержит раму 1, уплотняющие плиты 2 и поворотный трамбующий штамп 3, соединенные между собой кривошипными валами, коренные шейки 4 которых установлены в подшипниках 5, прикрепленных к раме 1, а шейки 6 - в подшипниках 7, прикрепленных к верхней обойме поворотной роликовой опоры 8, нижняя обойма которой жестко соединена с штампом 3.
Коренные шейки одного из двух кривошипных валов 4 связаны с двигателем 9 через гидропривод (или с любым другим приводом) посредством симметрично расположенных к продольной оси машины цепных передач 10, звездочки И которых установлены на валах 12 гидромоторов 13, а звездочки 14 установлены на стаканах муфт сцепления с поворотными шпонками 15, обеспечивающих свободный ход (сбрасывание) штампа и плавное перемещение рамы с уплотняющими плитами.
Мащина снабжена выравнивателем, состоящим из опорной плиты 16, соединенной штоками 17 с основанием одной из уплотняющих плит 2 и оборудованной устройством вертикального перемещения опорной плиты в виде гидроцилиндров 18 или винтового механизма.
Уплотняющие плиты 2 для лучщей приспосабливаемости их оснований к рельефу грунта в зоне работы мащины имеют ограничители поворота 19 и связаны с рамой 1 посредством шарниров 20.
Работает самоходная трамбующая машина следующим образом.
От привода крутящий момент передается кривошипным валам, синхронное вращение которых обуславливает поочередное перемещение рамы 1 с уплотняющими плитами 2 и щтампа 3 по траектории полуокружностей радиусом, равным плечу кривошипного вала. При перемещении рамы 1 с уплотняющими плитами 2 опорой мащины служит штамп 3, а при перемещений штампа опорой служит рама с уплотняющими плитами 2.
До начала работы машина находится в состоянии, когда уплотняющие плиты 2 и штамп 3 опираются на грунт (фиг. 1 и 3 а), а муфта сцепления 15 включена.
Вращением кривошипных валов производится подъем и перемещение вперед рамы 1с уплотняющими плитами 2 по круговой траектории до крайнего верхнего положения (фиг. 36) и далее их плавное опускание на грунт (фиг. Зв), после чего начинается подъем и перемещение вперед штампа 3 также по круговой траектории до крайнего верхнего положения (фиг. Зг). В этот период давление массы штампа через раму и уплотняющие плиты передается на грунт, создавая удельные давления, близкие удельным давлениям, создаваемым уплотняющими машинами статического действия, чем обеспечивается предварительное уплотнение грунта передней уплотняющей плитой машины впереди штампа. В момент,
когда штамп достигает крайнего верхнего положения (фиг. Зг), муфта сцепления 15 автоматически выключается и под воздействием развитой окружной скорости и гравитационных сил штамп по круговой траектории свободно падает на предварительно уплотненный передней уплотняющей плитой грунт, осуществляя его трамбование (фиг. Зд). Задняя уплотняющая плита, работающая синхронно с передней, производит уплотнение верхнего небольшого слоя грунта, разрыхленного щтампом 3 в процессе интенсивного трамбования, и сглаживание его поверхности. Далее машина находится в состоянии покоя до тех
пор, пока полуцилиндрические пазы непрерывно вращающегося стакана муфты сцепления 15 выравняются с опередившими их во время падения поворотного штампа, т. е. до автоматического включения муфты сцепления 15. Далее процесс повторяется. Вместо муфты сцепления с поворотными шпонками на машине может быть установлена муфта сцепления со скользящими пальцами, кулачковая муфта или другое механическое устройство свободного хода, обеспечивающее плавное перемещение рамы и свободное падение (сбрасывание) штампа. В зависимости от разницы в величинах просадки уплотняемого грунта под уплотняющими плитами, воздействующими на грунт статическим давлением и щтампом, производящим удары по предварительно, уплотненному грунту, производится регулировка выравнивателя путем вертикального
перемещения опорной плиты 18 по отношению к уплотняющей плите 2 с помощью гидроцилиндров 19, корпусы которых прикреплены к уплотняющей плите, а щтоки-- к опорной плите 18. Благодаря этому разница в величинах просадок под опорной плитой и штампом компенсируются и, как следствие, рама 1 машины занимает положение, параллельное поверхности грунта, чем исключаются косые удары штампа о грунт, возникновение дополнительных динамических нагрузок на машину и снижение эффективности уплотнения. При транспортировке машины и ее погрузке на транспортные средства муфта i .„ .,Ajvj,u сцепления 15 замыкается, чем обеспечивается плавное перемещение уплотняющих плит и штампа, т. е. машины в целом. Изобретение позволяет: -повысить эффективность уплотнения грунта путем чередования статических и динамических воздействий на него; -обеспечить уплотнение задней уплотняющей плитой небольшого слоя грунта сзади штампа разрыхленного его интенсивными ударами; -повысить надежность и долговечность машины вследствие размещеиия силового оборудования н привода на раме, перемещающейся безударно; - повысить уплотняющую способность ..J. динамические нагрузки на машину благодаря исключению косых ударов штампа по грунту; -обеспечить работоспособность машины при больших просадках грунта; -обеспечить лучшую приспособляемость оснований уплотняющих плит к рельефу уплотняемого грунта. Формула изобретения35 , 1. Самоходная трамбующая машина, содержащая уплотняющие плиты и размещенСССРСССР ный между ними поворотный относительно вертикальной оси штамп, соединенный с уплотняющими плитами кривошинными валами с приспособлениями свободного хода для его падения, привод, установленный на раме и соединенный со звездочками, закрепленными на кривошипных валах, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности уплотнения грунта uiv tirin . уплитИсИИИ ГруНТа за счет чередования статических и динамических воздействий, повышения надежности и долговечности машины, уплотняющие плиты закреплены на раме, а ось их симметрии размещена в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось f н н -лильнущ ось машины. 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена выравнивателем в виде опорной плиты, соединенной с основанием одной из уплотняющих плит, и приводом вертикального перемещения. 3. Машина по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что уплотняющие плиты закреплены на раме шарнирно и имеют ограниители их поворота, а привод перемещения опорной плиты выполнен в виде винтового механизма или силового цилиндра. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1- Авторское свидетельство № 84675, кл. Е 01С 19/34, 1946. 2. Авторское свидетельство № 523155, кл Е 01С 19/34 1953
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА | 1997 |
|
RU2135683C1 |
Устройство для уплотнения грунтовых откосов | 1989 |
|
SU1749332A1 |
Самоходная трамбующая машина | 1953 |
|
SU523155A1 |
Механизм перемещения рабочих органов самоходной трамбующей машины | 1980 |
|
SU968137A1 |
Самоходная трамбующая машина | 1977 |
|
SU740887A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА | 1994 |
|
RU2079595C1 |
УКЛАДЧИК ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1993 |
|
RU2076167C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА | 1962 |
|
SU222433A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВЫХ ОТКОСОВ | 2004 |
|
RU2278209C1 |
Шагающая машина для уплотнения дна траншей | 1980 |
|
SU876822A1 |
.
--.
х
K: / :yy fy//fy:/fy/ fy
.} /f /fSf/iyVtC /y / / //iy/f /i /y //f: //
Авторы
Даты
1981-04-07—Публикация
1977-08-15—Подача