Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к вентиляционны устройствам индивидуального пользования, в которых регулируется величина .и направление воздушного потока По основному авт. св. № 462747 из вестно устройство индивидуального рбдува пассажира в транспортном сред стве, содержащее сферический корпус с установленным в нем соплом, оканчивающимся со стороны выходного от-, верстия цилиндрическим насадком, и элемент для регулирования проходного сечения заборного отверстия сопла, при этом торец заборного отверстия сопла расположен под углом к его продольной оси, внутренняя поверхность сопла выполнена криво хинейной/ а элемент для регулирования проходного сечения заборного отверстия роп ла выполнен в виде сферического козырька, образующего продолжение одной из сторон корпуса 1. Недостаток данного устройства зак лючается в том, что после прис.оедане ния его к воздуховоду часть сферичес кого корпуса и сопла выступают в салон транспортного средства на значительное расстояние. Эти части яв.ляются травмоопасными. Кроме того, устройство обеспечивает малое аэродинамическое сопротивление только при движении воздуха в воздуховоде сзади вперед, а при обратном направлении потока воздуха в воздуховоде сферический козырек препятствует прямому попаданию воздуха в устройство и резко снижает производительность вентиляции. В случае перестановки козырька на противоположное направление устройство полностью не закрывается. Целью изобретения является снижения травмоопасности устройства и улучшение его аэродинамических свойств в зависимости от направления потока воздуха в воздуховоде. Эта цель достигается тем, что центр сферы корпуса смещен в сторбиу iвоздуховода относительно нижней плос|кости панел на расстояние, превышающее величину наружного радиуса сопла, верхняя часть сферического корпуса выполнена со срезами в двух плоскостях, проходящих через центр сферы с образованием на стенках корпуса двух одинаковых посадочных мест, а сферический козырек установлен на одном из посадочных мест и обращен внутренней поверхностью навстречу потоку воздуха в воздуховоде. С целью обеспечения максимальной величины проходного сечения заборног отверстия и полного его перекрытия угол,образованный плоскостями посадочных мест, направлен вершиной ввер а величина внутренней поверхности сферического козырька составляет от -т до : поверхности сферы. 43 На фиг. 1 изображена установка устройства индивидуального обдува в воздуховоде вентиляционной системы транспортного средства при разном направлении движения потока воздуха в воздуховоде на фиг. 2 - узел I на фиг. 1, в рабочем положении в увеличенном масштабе; на фиг. 3 - то же, в закрытом положении; на фиг. 4 - узел II на фиг. 1 в рабочем положении в увеличенном масштабе; на фиг. 5 - то же, в закрытом положении. Устройство индивидуального обдува пассажира состоит из панели 1 со сфе рически корпусом 2,в котором установ лено сферическое сопло 3, оканчивающееся со стороны выходного отверстия 4 цилиндрическим насадком 5. Заборное отверстие 6 сопла 3 расположено под углом к его продольной оси, а внутренняя поверхность сопла, прилегающая к цилиндрическому насадку 5, имеет криволинейную форму. Центр 7 сферического корпуса 2 имеет криволи нейную форму . Цент 7 сферического корпуса 2 смешен в сторону воздуховода 8 относительно нижней плоскости 9 панели 1 на расстояние ,превышающее э величину наружного радиуса R сопла. 3, а со стороны салона в панели 1 вы полнена конусообразная выемка 10, обеспечивающая возможность изменения положения насадка 5, т.е. изменения направления струи воздуха. Такое выполнение снижает травмоопасность дл пассажиров, так как выступающие час ти корпуса и сопла, утоплены вовнутрь воздуховода 8.Верхняя часть сферичес кого корпуса 2 выполнена со срезами в двух плоскостях, проходящих через центр 7 сферы. В этих плоскостях на стенках сферического корпуса 2 выпол нены посадочные места 11 и 12 для установки сферического козырка 13.В зависимости от направления движения потока воздуха в воздуховоде казыре 13 устанавливается на.одном из посадочных мест 11 или 12 таким образом, чтобы его внутренняя поверхнос была обращена навст1 ечу движению по тока воздуха в воздуховоде 8. Для п лучения максимальной величины прохрдных сечений заборных отверстий 6 и полного их перекрытия при различной установке сферического козыр ка 13, плоскости посадочных мест 11 и 12 расположен между собой под уг ом, вершина 14 которого направлена верх, а величина внутренней поверхности сферического козырька 13 составляет от Д° а поверхности сферы. ля плавного вращения сопла внутренние сферические поверхности корпуса 2 и козырька 13 обтянуты тканью 15. Устройство работает следую11шм образом. После присо.единения устройства к воздуховоду 8, в котором движется воздушный поток, воздух, отражаясь от козырька 13, поступает в сопло 3, выпрямляется в цилиндрическом насадке 5 и направляется на пассажира. Направление выходящей струи изменяется поворотом сопла вокруг центра 7 сферы корпуса 2. Для регулирования количества воздуха, выходящего из сопла без изменения направления струи необходимо поворачивать сопло вокруг продольной оси, благодаря чему регулируется расстояние между козырьком и стенкой сопла. В том случае, когда сопло полностью перекрывает заборное отверстие, прекращая доступ воздуха, и устройство занимает нерабочее полржение(фиг. 3 и фиг. 5) . Таким образом,перестановкой сферического ..казырька на корпусе устройство обеспечивает минимальное аэродинамическое сопротивление и полное перекрытие его при различных направлениях движения воздуха в воздуховодах:, и может использоваться в разных схемах систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также для повышения травмобезопасности пассажиров. Формула изобретения 1.Устройство-индивидуального обдува пассажира в транспортном средстве по авт. св. № 462747, отличающееся тем, что, с целью снижения его травмоопасности и улучшения аэродинамических свойств в зависимосjTH от направления потока воздуха в воздуховоде,центр сферы корпуса смещён в сторону воздуховода относительно нижней плоскости панели на расстояние, превышакядее величи 1у наружного радиуса Сопла, верхняя часть сферического корпуса выполнена со срезами в двух плоскостях, проходящих через центр сферы с образованием на стенках корпуса двух одинаковых посадочных мест, а сферический козырек установлен на одном из пЬсадочных мест и обращен внутренней поверхностью навстречу потоку воздуха в воздуховоде. 2.Устройство по п. 1, отли чающееся тем, что, с целью обеспечения максимальной величины .проходного сечения заборного отверстия и полного его перекрытия угол.
образованный плоскостями посадочных мест, направлен вершиной вверх, а величина внутренней поверхности сферического козырька составляет от до i поверхности сферы. ft J
Источники информации. принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР W 462747, кл. В 60 Н 1/24, 1972 (прототип).
Узеа Л
Фие
Фиг.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство индивидуального обдува пассажира в транспортном средстве | 1972 |
|
SU462747A1 |
Воздухораздатчик пластмассовый | 2018 |
|
RU2690141C1 |
"Устройство "ОТУО-4" для улавливания пылевого аэрозоля и очистки воздуха от пыли" | 1989 |
|
SU1706735A1 |
Воздухораздатчик металлический | 2018 |
|
RU2686585C1 |
Автономная система вентиляции транспортного средства | 2015 |
|
RU2626789C2 |
ПОЛЯРНЫЙ ЭКРАНОЛЕТ КАШЕВАРОВА "ПЭК" | 1995 |
|
RU2096210C1 |
ЭКРАНОПЛАН С НОСОВЫМИ ПОДДУВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ | 2003 |
|
RU2253580C2 |
Компактная система приточной вентиляции (устройство в целом), устройство для принудительной подачи воздуха и вентиляционная решетка (самостоятельные части устройства) | 2018 |
|
RU2708105C1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ПОМЕЩЕНИЙ И САЛОНОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2015 |
|
RU2600015C1 |
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ | 2010 |
|
RU2466061C2 |
Авторы
Даты
1981-04-15—Публикация
1979-04-05—Подача