Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к статорам крупных электрических машин, например турбогенераторов. Известна конструкция статора элек рической машины, содержаще-о заполненный газом корпус, обмотку, токоведущие выводные шины, концевые выводы и гибкие (для компенсации перемещения шин обмотки при вибрации сердечника относительно неподвижных концевых выводов) перемычки, установ ленные между выводными шинами и концевыми выводами и размещенные в коробке выводов, примыкающей к корпусу l Однако гибкие перемычки, Hcnojjibзуемые в конструкции без принудительного охлаждения, для снижения потерь в переходных контактах выполнены массивньали, что существенно сказывается на увеличении габаритов статора и повышении расхода материала (меди и серебряного припоя). Наиболее близкой кпредлагаемой является конструкция статора злектр ческой машины, содержащего заполнен ный газом корпус, обмотку с непосре ственным охлаждением, полые токовед -щие шины, полые концевые выводы и закрепленные между каждой выводной шиной и концевым выводсм гибкие токопроводящие пepe влчки с принудительИ1 охлаждением 2. Недостатками конструкции являются большие габариты, низкая ремонтопригодность и отсутствие визуальногх) контроля за состоянием токоведущих ции без разборки узла. Цель изобретения - снижение габаритов статора электрической машины. Указанная цель достигается тем, что между гибкими токопроводяадими перемычками размечен газораспределительный гпатрубо, закренленньй одним концсж на токовеяутай шине, а д тимвяутри nojroro коицевого вывода, причем в стенках патрубка напротив гибких токопроводящих иерелвачек расположены отверстия для выхода охлаждакхцего газа. На фиг. 1 изображен предлагаемый статор, общий вид;.на фиг. 2 - узел I на фиг-. 1; на фиг. .3.- вид А на фиг. 2. Статор 1 содеркит обмотку 2, полые токоведуадие выводные шины 3, полые концевые выводы 4, закрепленные между выводной шиной 3 и концевым выводом 4 гибкие перемычки 5, обра3S mHe . прост нственный контур 6, внутри которого размещен газораспределительный патрубок 7, в стенках 8 которого выполнены вентиляционные отверстия 9, расположенные напротив гибких, перемычек 5. Один конец 10 газораспределительного патрубка 7 жестко закреплен на выводной шине 3, а другой конец 11 помещен внутри вентиляционного канала 12 концевого вывода 4 и уплотнен прокладкой 13. Концевые выводы 4 жестко крепятся к коробке выводов 14 корпуса 15 статора. Газораспределительный патрубок 7 может быть вьшолнен из листового, немагнитного металла.
При эксплуатации электрической машины охлаждающий газ, циркулирующий по проводникам обмотки статора, по каналам полых токоведущих шин,в зоне выводных- шин входит внутрь газораспределительного патрубка.Из газораспределительного патрубка осно ная часть охлаждающего газа попадает в вентиляционный канал 12 концевого вывода 4, а остальная - через вентиляционные отверстия 9, выполненные в стенках 8, обдувает изнутри гибкие перемычки 5.
Применение предлага ;мой конструкции статора электрической мгииины поз воляет за счет повышения токовых нагрузок гибких перемычек снизить габариты статора, повысить те хнологичность и ремонтопригодность его, не снижая при этом надежности.
Формула изобретения
Статор электрической машины, содержащий заполненный газом корпус, обмотку с непосредственным охлаждением, полые токоведущие шины, полые концевые выводы и закрепленные между каждой выводной шиной и концевым выводом гибкие токопроводящие перемычки с принудительным охлаждением, предназначенным для компенсации деформаций токоведущих шин, отличающийся тем, что, с целью снижения габаритов, между гибкими токопроводящими перемычками размещен газораспределительный патрубок закрепленный одним концом на токоведущей шине, а другим - внутри полого концевого вывода, причем в стенках патрубка напротив гибких токопроводящих перемычек расположены отверсти для выхода охлаждающего газа.
ИсточНИКИ информации, принятые во внимание при экспертизе.
1.Гринченко Н. Г. и др. Турбогенераторы 500 и 800 МВт. Киев, Техника, 1977, с.15, рис. 9.
2.Патент Франции № 2248766, кл. Н 02 К 3/22, 1975.
Фиг./
8м9 газа
Фиг. 2
&ид А
Фо.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Токовывод электрической машины | 1990 |
|
SU1746475A1 |
Вводное устройство электрических машин | 1986 |
|
SU1396211A1 |
Электрическая машина с газовымОХлАждЕНиЕМ | 1979 |
|
SU811413A1 |
Электрическая машина | 1981 |
|
SU1098078A1 |
Петлевая обмотка ротора турбогенератора с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1735969A1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1070648A1 |
ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, В ЧАСТНОСТИ ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВНУТРИПРОВОДНИКОВОЙ ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 1973 |
|
SU386470A1 |
Коробка выводов трехфазной электрической машины | 1980 |
|
SU920966A1 |
Многослойная обмотка ротора турбогенератора двойного питания | 1984 |
|
SU1159110A1 |
Узел соединения высоковольтной обмотки статора генератора | 1978 |
|
SU942207A1 |
Авторы
Даты
1981-04-23—Публикация
1979-07-04—Подача