1
Известна обмотка ротора электрической маШИНЫ, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения, выполненная в виде катушек, соединенных между собой посредством перемычек.
Для повышения надежности в .предлагаемой обмотке в каждой из перемычек выполнен канал - гидрозатвор У-образной формы, на,прав.ленный своим перегибом в сторону, противоположную оси вращения машины, и соединенный одним концом с выводом витка последуюшей катушки, а другим с патрубком подвода жидкости.
На фиг. 1 изображена лобовая часть описываемой обмотки в а.ксонометрии; на фиг. 2- схема соедин1ения обмотки и лобовой части междукатушечными перемычками и разрез по А-А; на фиг. 3 - первая катушка обмотки в аксонометрии; на фиг. 4 - схема электрических соединений катушек и соединений подводов и сбросов охлаждаюшей жидкости.
Отводы / (см. фиг. ) для сброса неиспарившейся жидкости из концов верхних витков 2 катуш-ек обмотки ротора расположены в пространствах 3, образованных перегибами витков в лобовой части при переходе их из нижележаш:его слоя 4 в вышележащий слой 5. Отводы изолированы от нижележащих Витков Обмотки, например, П-образными гильзами 6. Так как сам отвод / не является токоведущим, его высота мсжет быть уменьшена на толщину изоляции гильзы 6 для того, чтобы наружная поверхность отвода не выступала вад диаметром лобовой части обмоткж Междукатушечные перемычки 7 (см. фиг. 2) расположены в лобовой части обмотки и соединяют верхний виток предыдущей катушки с нижним витком последующей катущки. Перемычки (см. фиг. 3) электрически присоеди нены (-припаявы) к концу верхнего витка 2 катушки, продолжение которого после места присоединения к перемычке выполняет роль отвода неиСпарившейсяжидкости из катушки.
В перемычке 7 выполнен внутренний канал 8, соединенный с одной стороны с патрубком 9 подвода жидкости, а с другой с .каналом Ю последующей катушки. Ввутренние каналы перемычки и «онца верхнего витка предыдущей катушки между собой не сообщаются. Первая катушка обмотки имеет также пароотводы 111 и токоподвод 12, присоединенный к ее нижнему витку, через который подаются ток возбуледения в обмотку ротора и одновременно охлаждающая жидкость в первую катушку обмотки.
В сечении вала 13 ротора выполнены отверстия а для размещения подводов охлаждающей жидкости и пазы б для токоподводов.
Верхние витки последних катущек полюсов
ротора электрически соединены между собой полой междуполюсной перемычкой 14. Такое соединение позволяет получить одинаковые симметрично расположенные полюсы обмотки ротора. Перемычка 14 соединена электричеCKHI и своим внутренним каналом со стороны слива из нее охлаждающей жидкости с верхним концом витка (отводом 1 жидкости) последней катушки первого полюса обмотки, а со стороны подвода к ней охлаждающей жидкости перемычка электрически соединена с концом BepxHeix) витка последней катушки второго полюса обмотки и имеет V-образный канал, не .присоединяемый к каналу этого витка и направленный перегибом к наружному диаметру. V-образный каяал может быть выполнен IB одной детали 15.
Таким же образом, все междукатушечные перемычки 7 могут быть выполнены в 1виде одной детали с V-образным каналом, что позволяет уменьшить осевые размеры лобовой части обмотки, так как в этом случае обе части перемычки, содержащие как восходящую, так и нисходящую ветви V-образного канала, являются токоведущими HI благодаря этому можно уменьшить сечение перемычки и разместить ее в пространстве между углами катушек в местах их перехода из продольного еа-правления в поперечнюе.
На схеме (см. фиг. 4) стрелками на линиях показано направление движения охлаждающей жидкости, а внутренними стрелками Б и В - направление электрического тока в полюсах обмотки. Подводы 9 и 16 охлаждающей жидкости расположены оо обе стороны от оси OOi каждого из полюсов ротора, что обеспечивает достаточное место для размещения их в отверстиях а вала ротора.
Пепосредственное охлаждение катушек обмотки ротора осуществляется следующим образом.
Из подводов 9 п 16 охлаждающая жидкость поступает в каналы перемычек 7, полностью
заполняет V-образную часть этих каналов и вытекает в нижний виток последующей катущки. Количество жидкости, .поступающей в НИЖНИЙ виток последующей катущки, всегда
равно количеству жидкости, поступающей из подводов в V-образный канал перемычки. Перемычки охлаждаются за счет отвода в У-образиом канале поступающей в обмотку охлаждающей жидкостью. Жидкость, поступающая в каналы катушек, заполняет их частично. Часть ее испаряется, три этом пар отводится через пароотводы //, а неиспаривщаяся часть сливается из верхнего витка каждой катущки через отвод 1. Для электрического соединения катушек между собой концы ВИ1ТКОВ 2 каждой катушки припаяны к междукатушечной перемычке, соединяющей их с нижним витком последующей катушки. Междуполюсная перемычка 14 охлаждается отдельно аналогично охлаждению перемычек 7. Предлагаемая обмотка может быть использована не только для испарительного, но и для жидкостного охлаждения ротора. В этом случае пароотводов не выполняют, а патруб1ки
отводов неиспарившейся жидкости используют для слива или подачи жидкости в обмотку.
Предмет изобретения
Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения, выполненная в виде катущек, соединенных
между собой посредством перемычек, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности обмотки в каждой ив перемычек выполнен канал-гидрозатвор V-образной формы, направленный своим перегибом в сторону,
противоположную оси1 вращения, машины, и соединенный одним концом с выводом витка последующей катушки, а другим с патрубком подвода жидкости. 5 6 fi/г. f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНБ1 | 1971 |
|
SU304885A1 |
ОБМОТКА РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1971 |
|
SU304886A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙОХЛАЖДЕНИЯ | 1967 |
|
SU202300A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ В ПУСТОТЕЛЫЕ ПРОВОДНИКИ ОБМОТКИ ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1968 |
|
SU211628A1 |
ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1972 |
|
SU332541A1 |
Ротор электрической машины | 1989 |
|
SU1781773A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙОХЛАЖДЕНИЯ | 1969 |
|
SU233066A1 |
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1969 |
|
SU237245A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2046499C1 |
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВНУТРИПРОВОДНИКОВЫМ ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТКИ | 1969 |
|
SU235168A1 |
Л /
/J
3
а Полюс и
Фиг 2
2 Полшс /
Ю
Фиг 5
Фиг 4 flSJfJ-CClI
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация