ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, В ЧАСТНОСТИ ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВНУТРИПРОВОДНИКОВОЙ ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ Советский патент 1973 года по МПК H02K9/16 

Описание патента на изобретение SU386470A1

1

Известна обмотка ротора электрической маШИНЫ, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения, выполненная в виде катушек, соединенных между собой посредством перемычек.

Для повышения надежности в .предлагаемой обмотке в каждой из перемычек выполнен канал - гидрозатвор У-образной формы, на,прав.ленный своим перегибом в сторону, противоположную оси вращения машины, и соединенный одним концом с выводом витка последуюшей катушки, а другим с патрубком подвода жидкости.

На фиг. 1 изображена лобовая часть описываемой обмотки в а.ксонометрии; на фиг. 2- схема соедин1ения обмотки и лобовой части междукатушечными перемычками и разрез по А-А; на фиг. 3 - первая катушка обмотки в аксонометрии; на фиг. 4 - схема электрических соединений катушек и соединений подводов и сбросов охлаждаюшей жидкости.

Отводы / (см. фиг. ) для сброса неиспарившейся жидкости из концов верхних витков 2 катуш-ек обмотки ротора расположены в пространствах 3, образованных перегибами витков в лобовой части при переходе их из нижележаш:его слоя 4 в вышележащий слой 5. Отводы изолированы от нижележащих Витков Обмотки, например, П-образными гильзами 6. Так как сам отвод / не является токоведущим, его высота мсжет быть уменьшена на толщину изоляции гильзы 6 для того, чтобы наружная поверхность отвода не выступала вад диаметром лобовой части обмоткж Междукатушечные перемычки 7 (см. фиг. 2) расположены в лобовой части обмотки и соединяют верхний виток предыдущей катушки с нижним витком последующей катущки. Перемычки (см. фиг. 3) электрически присоеди нены (-припаявы) к концу верхнего витка 2 катушки, продолжение которого после места присоединения к перемычке выполняет роль отвода неиСпарившейсяжидкости из катушки.

В перемычке 7 выполнен внутренний канал 8, соединенный с одной стороны с патрубком 9 подвода жидкости, а с другой с .каналом Ю последующей катушки. Ввутренние каналы перемычки и «онца верхнего витка предыдущей катушки между собой не сообщаются. Первая катушка обмотки имеет также пароотводы 111 и токоподвод 12, присоединенный к ее нижнему витку, через который подаются ток возбуледения в обмотку ротора и одновременно охлаждающая жидкость в первую катушку обмотки.

В сечении вала 13 ротора выполнены отверстия а для размещения подводов охлаждающей жидкости и пазы б для токоподводов.

Верхние витки последних катущек полюсов

ротора электрически соединены между собой полой междуполюсной перемычкой 14. Такое соединение позволяет получить одинаковые симметрично расположенные полюсы обмотки ротора. Перемычка 14 соединена электричеCKHI и своим внутренним каналом со стороны слива из нее охлаждающей жидкости с верхним концом витка (отводом 1 жидкости) последней катушки первого полюса обмотки, а со стороны подвода к ней охлаждающей жидкости перемычка электрически соединена с концом BepxHeix) витка последней катушки второго полюса обмотки и имеет V-образный канал, не .присоединяемый к каналу этого витка и направленный перегибом к наружному диаметру. V-образный каяал может быть выполнен IB одной детали 15.

Таким же образом, все междукатушечные перемычки 7 могут быть выполнены в 1виде одной детали с V-образным каналом, что позволяет уменьшить осевые размеры лобовой части обмотки, так как в этом случае обе части перемычки, содержащие как восходящую, так и нисходящую ветви V-образного канала, являются токоведущими HI благодаря этому можно уменьшить сечение перемычки и разместить ее в пространстве между углами катушек в местах их перехода из продольного еа-правления в поперечнюе.

На схеме (см. фиг. 4) стрелками на линиях показано направление движения охлаждающей жидкости, а внутренними стрелками Б и В - направление электрического тока в полюсах обмотки. Подводы 9 и 16 охлаждающей жидкости расположены оо обе стороны от оси OOi каждого из полюсов ротора, что обеспечивает достаточное место для размещения их в отверстиях а вала ротора.

Пепосредственное охлаждение катушек обмотки ротора осуществляется следующим образом.

Из подводов 9 п 16 охлаждающая жидкость поступает в каналы перемычек 7, полностью

заполняет V-образную часть этих каналов и вытекает в нижний виток последующей катущки. Количество жидкости, .поступающей в НИЖНИЙ виток последующей катущки, всегда

равно количеству жидкости, поступающей из подводов в V-образный канал перемычки. Перемычки охлаждаются за счет отвода в У-образиом канале поступающей в обмотку охлаждающей жидкостью. Жидкость, поступающая в каналы катушек, заполняет их частично. Часть ее испаряется, три этом пар отводится через пароотводы //, а неиспаривщаяся часть сливается из верхнего витка каждой катущки через отвод 1. Для электрического соединения катушек между собой концы ВИ1ТКОВ 2 каждой катушки припаяны к междукатушечной перемычке, соединяющей их с нижним витком последующей катушки. Междуполюсная перемычка 14 охлаждается отдельно аналогично охлаждению перемычек 7. Предлагаемая обмотка может быть использована не только для испарительного, но и для жидкостного охлаждения ротора. В этом случае пароотводов не выполняют, а патруб1ки

отводов неиспарившейся жидкости используют для слива или подачи жидкости в обмотку.

Предмет изобретения

Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения, выполненная в виде катущек, соединенных

между собой посредством перемычек, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности обмотки в каждой ив перемычек выполнен канал-гидрозатвор V-образной формы, направленный своим перегибом в сторону,

противоположную оси1 вращения, машины, и соединенный одним концом с выводом витка последующей катушки, а другим с патрубком подвода жидкости. 5 6 fi/г. f

Похожие патенты SU386470A1

название год авторы номер документа
ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНБ1 1971
SU304885A1
ОБМОТКА РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА 1971
SU304886A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙОХЛАЖДЕНИЯ 1967
  • Барбашев, Н. Г. Гринчеико, В. С. Кильдишев, Б. Л. Коновалов, Л. Я. Станиславский, А. А. Чигиринский, Л. А. Юдицка М. И. Земл Ной
SU202300A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ В ПУСТОТЕЛЫЕ ПРОВОДНИКИ ОБМОТКИ ТУРБОГЕНЕРАТОРА 1968
  • Э. В. Барбашев, В. Ф. Воробьев, М. И. Земл Ной, Л. А. Юдицка Е. Глидер, В. Г. Данько, Д. Б. Карпман, В. С. Кильдишев
  • Б. В. Спивак
SU211628A1
ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1972
  • Чигиринский, Глидер, О. Градов, Карпман,
  • В. С. Кильдишев, Коновалов, Рудиицкий, Спивак, Л. Я. Стаииславский Шульга
SU332541A1
Ротор электрической машины 1989
  • Антонов Юрий Федорович
  • Чашник Павел Израильевич
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Абрагим Ахмедович
SU1781773A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙОХЛАЖДЕНИЯ 1969
  • Д. Б. Карпман, Б. Л. Коновалов, Б. В. Спивак, А. А. Чигиринский,
  • Е. Глидер, О. Б. Градов, В. Г. Данько, В. С. Кильдишев, Б. И. Лютый, В. Ф. Воробьев, Э. В. Барбашев Л. А. Юдицка
SU233066A1
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА 1969
SU237245A1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046499C1
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВНУТРИПРОВОДНИКОВЫМ ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТКИ 1969
  • Н. П. Иванов, И. Ченко, Ю. В. Арошидзе, Г. М. Хуторецкий,
  • А. А. Салий Б. П. Чаплин
SU235168A1

Иллюстрации к изобретению SU 386 470 A1

Реферат патента 1973 года ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, В ЧАСТНОСТИ ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВНУТРИПРОВОДНИКОВОЙ ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ

Формула изобретения SU 386 470 A1

Л /

/J

3

а Полюс и

Фиг 2

2 Полшс /

Ю

Фиг 5

Фиг 4 flSJfJ-CClI

SU 386 470 A1

Авторы

Д. Б. Карпман, Б. Л. Коновалов, Б. В. Спивак, А. А. Чигиринский, Е. Глидер, О. Б. Градов, Н. Г. Гринченко, В. С. Кильдишев, В. Ф. Воробьев, Э. В. Барбашев Л. А. Юдицка

Даты

1973-01-01Публикация