1
Изобретение относится к электрическим машинам переменного тока, в частности к двигателям с цилиндрическими катушками возбуждения Г
Известен электродвигатель переменного тока, статор которого выполнен из магнитомягкого материала и состоит из двух одинаковых половинок, внутри которых размещается обмотка возбуждения, выполненная в виде цилиндрической катушки. На каждой половине статора имеются зубцы (выступы), равномерно распределенные по окружности. На валу закреплен плоский цилиндрический магнит с выемками, число которых равно числу зубцов одной половины статора Магнит ротора намагничен таким образом, что центргшьное отверстие имеет одну полярность, а все выступы, обращенные к воздушному зазору, противоположную Tin
Недостатком этого электродвигателя является неопределенность направления вргицения вала, так как оно зависит от положения ротора и от полярности напряжения в момент включения.
Известны также электродвигатели переменного тока, содержащие статор в виде магнитопроводящего сердечника с кольцевыми канавками, в которых размещены кольцевые катушки, соединенные последовательно с вентилями и фазосдвигающими элементами, и эксцентрично расположенный относительно статора полый ротор Г23 .
to
Недостатками данных электродвигателей являются сложность устройства статорной системы, что делает конструкцию нетехнологичной; ограниченность функциональных возможно15 ртей из-за того, что частота вращения определяется только четным числом; ограниченность эксплуатационных возможностей, обусловленная тем, что нельзя изменить частоту вращения
0 двигателя путем замены одного лншь ротора при неизменном статоре.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей, состоящее в получении частоты вращения 5 кратной целому числу .(в том числе и нечетному).
У1«аэанная цель достигается тем, что ротор выполнен из разделенных немагнитными промежутками магнито0 проводящих полос, установленных по
винтовой линии с углом подъема,определяемым из соотношения
N1
ci arctgjjrg ,,
- длина рабочей части ротогде I ра,м;
D - диаметр- ротора,м; N - число магнитопроводящих полос .
На фиг. 1 представлен двигатель, общий вид; на фиг, 2 - развертка ротора; на фиг. 3 - электрическая схема включения катушек обмотки статора ; на фиг. 4 - графики, определяющи характер токов в катушках.
Статор 1 электродвигателя содержит шесть катушек 2-7, намотанных на магнитопроводящий сердечник 8. Ротор 9, установленный эксцентрично относительно статора 1, содержит магнитопроводящие полосы 10, каждая из которых направлена по винтовой линии и отделена друг от друга немагнитными промежутками 11. Как видно из фиг.2, верхний срез каждой магнитопроводящей полосы 10 расположен над нижним срезом соседней с ней полосы 10.Угол подъема винтовой линии при этом равер
N1
oL arctgj,,
-осевая длина рабочей части
где ротора, м;
N
-число магнитопроводящих полосок ротора;
D - диаметр ротора, м. Ротор 9, изображенный на фиг.1 и 2, содержит восемь магнитопроводящих полос 10, т.е. N 8, однако в общем случае может быть любым целым числом. Последовательно с каждой катушкой 2-7 включен соответствующий вентиль 12. В катушках 2-4 вентили включены встречно по отношению к вентилям катуиюк 5-7. Кроме того, к паре катушек 2 и 5 (см.фиг.З) подключен фазосдвигающий элемент 13 (ФЭ), за счет чего ток, протекающий по этому элементу, опережает по фазе приложенное напряжениена 60 (при надлежащем выборе величины фазосдвигакицего элемента) .причем в течение одного полупериода -ток протекает по катушке 1, а в течение другого полупериода - по катушке 5 (как показано на фиг.4 линиями г и IK). К паре катушек 3 и 6 (см;фиг.3) подключен фазосдвиганвдий элемент 14 ТФЭ),который обеспечивает совпадение фазы тока, протекающего по этому элементу с фазой приложенного напряжения.При этом в течение одного полупериода ток протекает по катушке 3, а в течение другого полупериода - по катушке 6 (как показано на фиг.4 линиями i и 1б ) . К паре катушек 4 и
7 (см.фиг.З) подключен фазосдвигающий элемент 15 ФЭ, за счет чего ток, протекающий по этому элементу, отстает по фазе от приложенного напряжения на 60°. В течение одного полупериода ток протекает по катушке 4, а в течение другого полупериода по катушке 7 (как показано на фиг.4
и Iлиниями I,
Из изложенного следует, что максимальные значения тока чередуются (по абсолютной величине) в такой последовательности i i. 5- U
.т 12.- з- U y- 7 фиг.4). Следовательно, ток сначала достигает максимума в катушке 2. При этом ротор располагается так, как показано на фиг.1, т.е. магнитопроводящая полоса 10 занимает положение, при котором наименьший зазор между полосой 10 и статорным сердечником 8 имеет место в зоне катушки 2. Затем ток достигает максимума в катушке 3. В этот момент магнитопроводящая полоса 10 занимает положение, при котором наименьший зазор между полосой 10 и статорным сердечником 8 имеет место в зоне катушки 3, т.е. происходит
360°
поворот ротора 9 на
где К NK
общее число катушек. Для случая, представленного на фиг.1, N 8, К 6, угол поворота ротора 9 за промежуток времени At (см.фиг.4)
360
5 составит - 7,5 (против часовой стрелки). Аналогично за время jStg угол поворота составляет 7, и.т.д. За полный период времени Т,
показанный на фиг.4, 0 (.й,)
угол поворота ротора 9 составляет 7,5 (или иначе - угол поворота
360
360 ..°, -S- 45 J
ротора составляет N
По истечении пери.ода Т,происходит перемещение ранее упомянутой магнитопроводящей полосы 10 из положения А в положение Б (см.фиг.1), а в положении А оказывается уже соседняя полоса 10 (расположенная справа от ранее упомянутой) и процесс поворота ротора 9 повторяется. Таким образом, при частоте питания f, частота вращения п ротора 9 составляет
п -jj- об/мин.
Например, если f 50 Гц, то при N 8 получим
0 „ . 6050
375 об/мин.
-8- 9 получим
а при N 60.50
333,3 об/мин.
п Для обычных синхронных машин (при f 50 Гц) частоту вращения 333,3 об/мин вообще получить невозможно, так как их частота вращения определяется как отношение 60 f „ р
где р - число пар плюсов (т,е.
величина 60f делится на четное число) .
Таким образом, функциональные возможности предлагаемого изобретения шире, чем в случае обычных синхронных электродвигателей. Кроме того, данное изобретение позволяет осуществить сочетание роторов с различными числс1ми магнитопроводящих полос 10 (т.е. с разными значениями N) с одиим и тем же статором 1. В обычных синхронных двигателях такой возможности нет. Следовательно, в предлагаемом изобретении эксплуатационные возможности также шире.
Формула изобретения
Электродвигатель переменного тока, содержащий статор в виде магнитопроводящего сердечника с кольцевыми канавками, в которых размещены кольцевые катушки, соединенные последовательно с вентилями и фазосдвиГающими элементами, и эксцентрично расположенный относительно статора полый ротор, отличающийс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей двигателя, ротор выполнен из разделенных немагнитными промежуткё1ми магнитопроводящих riortoc, установленных по винтовой линии с углом подъема, определяемым из соотношения
N1
сС arctgj
где I
-длина рабочей части ротора, м;
О N
-диаметр ротора, м;
-число магнитопроводящих полос.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Японии 38-4964, кл. 55А, 1964.
2. Патент США 3092743, кл. 310-162, Д968.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронный электродвигатель | 1986 |
|
SU1332472A1 |
Шаговый электродвигатель | 1989 |
|
SU1737654A1 |
Многофазный мотор-генератор с магнитным ротором | 2015 |
|
RU2609524C1 |
Вентильный электродвигатель | 1973 |
|
SU650169A1 |
Многостаторный реактивный шаговый электродвигатель | 1984 |
|
SU1236589A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1990 |
|
RU2037940C1 |
Синхронный электродвигатель | 1976 |
|
SU758407A1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МОДУЛИРОВАННОЙ МДС ЯКОРЯ | 2009 |
|
RU2414792C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОЛЮСНЫМ ЗУБЧАТЫМ ИНДУКТОРОМ | 2009 |
|
RU2392723C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МНОГОПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ | 2009 |
|
RU2382475C1 |
11
Авторы
Даты
1981-05-15—Публикация
1979-07-24—Подача