(54)0005 ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
1
Изобретение относится к машиностро нию, в частности двигателестроению, и может быть использовано при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.
, .
- Известен способ запуска .двигатели внутреннего сгорания, преимуществено дизеля дизельгенератора силовой установки Сочлененных секций тепловоза, путем подключения якорной цепи генератора запускаемого дизеля к генератору работающего дизеля, включения цепи возбуждения последнего, подачи топлива в цилиндры запускаемого дизеля, измерения его частоты вращения И отключения цепей генераторов.
Известный способ запуска двигателя внутреннего сгорания позволяет увеличить долговечность аккумуляторных батарей тепловозов, за счет использования электроэнергии, вырабатываемой генератором, связанным с работающим дизелем, для питания якорной
цепи генератора, связанного 9 зайус- ; каемым дизелем ГО.
известный способ обладает и недостатком, заключающемся в быст« ром нарастания крутя1дего момента генератора, связанного с запускаемьм дизелем при включении цепи возбуждение генератора, связанного с рабоедю.щим дизелем, что приводит к появлению ударных нагрузок между элементами кинематической цепи запускаемого дизеля.
Цепь изобретения - повышение долговечности двигателя путем снижения ударных нагрузок между элементами его кинематической цепи при запуске.
Поставленная цель достигается тем, что подключение цепей производят последовательно: вначале подключают якорную цепь генератора запускаемого дизеля к генератору работающего дизеля, затем включают цепь возбуждения последнего и в процессе пуска устанавливают по меньшей мере два значания тока цепи возбувдения:вначале стартовое и через заданный промежуток; време ш пусковое, а при достижении запускаемым дизелем эталонной частоты вращения повторно устанавливают стартовое значение тока цепи воэбущ;ения. На чертеже изображено устройство, предназначенное для реализации предлагаемого способа запуска двигателя на двухсекционном тепловозе. Дизель 1.1 связан с тяговым генератором 2,1, к которому подключен блок 3.1 возбуждения. Генератор 2..1 может быть соединен через блок 4.1 коммутации силовой цепи первичного пускодиделя с аккумуляторной батареей 5.1. Коммутирующий блок 6.1 цепей управления возбуждением через блок 7.1 задержки и блок 8,1 сту11еней возбуждения соединен с блоком 8.1 возбуждения. Блок 9.1 цепей управления генераторного запуска и разделительный блок 10.1 соединены с блоком 11,1 коммутации силовой цепи генераторног запуска, подключенным к генератору 2,1 к блоку 3,1 возбувдения .через блок 12il согласования отбора мощности подключен тахометрический блок 13. . Соединения элементов второй секции, обоз наченнь Х индексом 2 выполнены аналогично, причем блоки 9.1 и 9 цепей управления генераторного запуска соединены между собой и кроме того блок 9 одной секции подключен к блоку 6 второй секции. Предлагаемый способ запуска осуществляют следу5ощим образом. Если оба дизеля 1.1 и 1.2 не работают, то запуск дизеля 1.1,например, производят путем подключения аккумуляторных батарей 5.1 и 5,2, соединенных параллельно к генератору 2.1 с помощью блока 7.1 коммутации силовой цепи первичного, запуска Затем включают блок 9.2, по комацце которого блоки 11.1 и 11.2 подключают якорную цепь с пусковой обмоткой возбуждения генератора 2,2 и якорю генератора 2.1. Блок 9,2 вклю чает также блок 6.1, управляющий блоками 7,1 и 3.1, причем блок 3.1 включается после включения блоков 11.1 и 11,2. Так как сигнал блока 6,1 подаётся к блоку 8,1 через блок ,7,1 задержки, то в цепи обмотки воз буждения генератора 2.1 вначале 83 44 устанавливается стартовое значение тока. Величина этого тока выбирается такой, чтобы крутящий момент генератора 2.2, работакщего в режиме двигателя последовательного возбуждения, был достаточен для ликвидации зазоров между элементами кинематической цепи дизеля 1.2. Через заданный промежуток времени сигнал с выхода .-блока 7.1 включает блок 8.1, обеспечивающий включение пускового значения тока возбуждения генератора 2.I, при котором крутящий момент генератора 2.2 достигает величины, достаточной для раскрутки коленчатого вала дизеля 1.2. Увеличение тока возбу)вдения осуществляется с помощью блока 12.1, выполненного в виде индуктивного датчика регулятора частоты вращения и мощности дизеля, который заранее перемещают в положение наибольшего выхода. При подаче топлива в цилиндры Дизеля }.2 начинает работать самостоя- ; тельно. При этом достигается эталонная частота вращения и мощность генератора 2.2, необходимая на вращение коленчатого вала дизеля 1.2 уменьшается, что вызьшает некоторое увеличение частоты вращения коленчатого вала дизеля. 1.1. Увеличение величины сигнала блока 13.1 приводит к перемещению индуктивного датчика в положение минимального выхода и соответствующее уменьшение тока возбуздения гхэнер тора 2.1, вплоть.до стартовЪго -значегшя. При увеличении давления масла в системе запускаемого дизеля до заданного значения все элементы устройства переключаготся в исходное состояние и процесс пусказаканчивается. Разделительные блоки 10.1 и 0.2 предотвращают одновременное включение батарейного и генераторного запусков. При числе секций тепловоза более двух, запуск остальных дизелей производят аналогично. Обеспечение ликвидации зазоров между элементами кинематической цепи двигателя перед началом прокрутки обеспечивает снижение ударных нагрузок между указанными элементами при .запуске и повышает долговечность дви гателя, Формула изобретения Способ запуска двигателя внутреннего сгорания, преимущественно дизеля
дизельгенератора силовой установки сочлененных секций тепловоза, путем подключения якорной цепи генератора запускаемого дизеля к генератору работающего дизеля, включения цепи возбуядения последнего, подачи топлива в цилиццры запускаемого дизеля, измерения его частоты вращения и отключения цепей, генераторов, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности двигателя путем снижения ударных нагрузок между элементами его кинематической цепи, подключение цепей производят последовательно: вначале подключают якорную цепь генератора запускаемого
дизеля к генератору работающего дизеля, затем включают цепь возбуадения последнего и в процессе пуска устанавливают по меньшей мере два значения тока цепи возбувдения: вначале стартовое и через заданный промежуток времени пусковое, а при достижении запускаемым дизелем эталонной частоты вращения повторно устанавливают стартовое значение тока цепи возбутедения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе )5 1 Авторское свидетельство СССР IP 366993, кл. В 60 L 11/06, 1970.
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1979-06-04—Подача