1
Изобретение относится к машиностроению.
Известна коробка передач, содержащая связанные между собой и подвижные в осевом направлении промежуточную и ведомую шестерни и барабан с набором ведущих рабочих и переходных зубчатых колес, из которых последние снабжены участками с плавным изменением радиуса делительной окружности и участками с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями рабочих колес 1.
Недостатком этого устройства является сложность конструкции механизма переключения и осевой фиксации промежуточной и ведомой шестерен при переключении и работе передачи.
Цель изобретения - повышение надежности: осевой фиксации промежуточной и ведомой шестерен при переключении и работе передачи.
Поставленная цель достягается тем, что на цилиндрических поверхностях ведомой шестерни, рабочих и переходных эубчатьох колес выполнены кольцевые канавки, а на цилинд рической поверхности промежуточной
шестерни - кольцевой выступ, вза|Имодействующий с канавками.
Кроме того, кольцевые канавки на ведомой шестерне и ведуших рабочих зубчатых колесах выполнены с нулевым подъема, а на переходных зубчатых колесах - с заданным углом подъема, необходимым для плавного перевода промежуточ0ной шестерни от одного рабочего колеса.к другому.
На фиг.1 схематически показана коробка передач, общий вид; на фиг.2 - вид А на фиг.1.
5
коробка передач содержит промежу.точную 1 и зацепляющуюся с ней ведомую 2 шестерни, связанные между собой вилкой 3 и установленные на ведомом валу 4 подвижно в осевом
0 направлении. Коробка передач содержит также установленный на ведущем валу 5 барабан с набором ведущих рабочих 6 и переходных 7 зубчатых колес, с которыми при работе
5 и переключении находится в зацеплении промежуточная шестерня 1. Переходные зубчатые колеса 7 снабжены участками с плавным изменением радиуса делительной окружности «
0 и участками 9 с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями ведущих рабочих зубчатых колес 6 .
На цилиндрических поверхностях ведомой шестерни 2 и рабочих зубчатых колес 6 выполнены кольцевые канавки 10 с нулевым углом подъема, а на цилиндрических поверхностях переходных колес 7 - кольцевые канавки 11 с заданным углом подъема. На цилиндрической поверхности промежуточной шестерни 1 выполнен кольцевой выступ 12, взаимодействующий с канавками 10 и 11.
Коробка передач работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 5 с барабаном колес б и 7 одно из рабочих колес 6 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 1, а через нее с ведомой шестерней 2, которая, в свою очередь, вращает ведомый вал 4. При осевом перемещении вилки 3 с промежуточной и ведомой шестернями 1 и 2 по валу 4 кольцевой выступ 12 промежуточной шестерни 1 перекатывается по кольцевой канавке 11 с заданным углом подъема одного из переходных колес 7 и попадает в кольцевую канавку,10 с нулевым углом подъема соседнего рабочего колеса. При этом скорость вращения ведомого вала 4 плавно меняется и переключаете; на следующую ступень, соответствующую лиаметру рабочего колеса 6.
Предлагаемая коробка передач обеспечивает плавное переключение передач и надежную осевую фиксацию промежуточной и ведомой шестерен
1 и 2 при переключении и работе коробки.
Формула изобретения
1.Коробка передач, содержащая связанные между сабой и подвижные в осевом направлении промежуточную и ведомую шестерни и барабан
с набором ведущих рабочих и переходных зубчатых колес, из которых последние снабжены участками с плавным изменением радиуса делительной окружности и участками с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубь.яг«1и рабочих колес, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности осевой фиксации промежуточной и ведомой шестерен при переключении и работе передачи, на цилиндрических поверхностях ведомой шестерни, рабочих и переходных зубчатых.колес выполнены кольцевые канавки, а на цилиндрической поверхности промежуточной шестерни - кольцевой выступ, взаимодействующий с канавками.
2.Коробка по П.1, о т ли ча ющ а я с я тем, что кольцевые канавки на ведомой шеетерне°и ведущих рабочих зубчатых колесах выполнены с н левым углом подъема, а на переходных зубчатых колесах - с заданным углом подъема, необходимым для плавного перевода промежуточной шестерни от одного рабочего колеса
к другому.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 419668, кл. F 16 Н 5/44, 1971 (прототип),
Вид К
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухступенчатая коробка | 1983 |
|
SU1174636A1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2342574C2 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД), нагнетающий насос и его рабочее колесо | 2017 |
|
RU2663783C1 |
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕВЕРСА | 1969 |
|
SU254315A1 |
Способ работы маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и маслоагрегат ТРД, работающий этим способом (варианты) | 2017 |
|
RU2656479C1 |
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и откачивающий насос маслоагрегата ТРД, работающий по этому способу, рабочее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ТРД | 2017 |
|
RU2656523C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2319623C1 |
Авторы
Даты
1981-06-15—Публикация
1979-02-23—Подача