Двухступенчатая коробка Советский патент 1985 года по МПК F16H5/44 

Описание патента на изобретение SU1174636A1

Изобретение относится к машиностроению и в качестве коробки передач в транспортной технике. Известна коробка передач, содержащая корпус, связанные между собой ведущую и промежуточную шестерни, барабан с набором рабочихи переход ного зубчатых колес, из которых пос леднее имеет участки с плавным изменением радиуса делительной окружнести и участки с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями рабочих ,колес, и механизм переключения скоростей, выполненный из задающего и пускового механизмов и синхронного перекг.;очателя Dj Недостатком известного устройств является низкая надежность конструк ции механизма переключения из-за наличия в нем сложных устройств. Цель изобретения - повышение надежности переключения. Указанная цель достигается тем, что в двухступенчатой коробке передач содержащей корпус, связанные между собой ведущую и промежуточную шестер ни, барабан с набором рабочих и переходного зубчатых колес, из которых последнее имеет участки с плавным изменением радиуса делительной окруж ности и участки с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями рабочих колес и механизм переключения скорое ти, содержащий рычаги переключения, барабан размещен на ведомом валу с возможностью перемещения вдоль его оси и на одном из торцов барабана выполнены кулачок и выступ, взаимодействунлций с одним из рычагов переключения, механизм переключения скоростей вьшолнен в виде размещенной на том же. валу втулки с упором, взаи модействующим с другим рычагом переключения и роликом, взаимодействующим с кулачком, соосной с барабрном и зафиксированной относительно него в осевом направлении второй втулки, ра мещенной на барабане с помощью подщипника, связанных с второй втулкой и корпусом упругих элементов, и фиксатора второй втулки. На фиг. 1 представлена двухступен чатая коробка передач; на фит. 2 разрез А-А на фиг. 1. Коробка передач содержит корпус ведущую шестерню 2 и постоянно сцепленную с ней промежуточную шестерню 3. Последняя свободно на подшипниках 4 (фиг. 2) установлена на промежуточной оси 5, которая закреплена на поворотном относительно оси ведущей шестерни 2 кронштейне 6. Промежуточная щестерня 3 сцеплена с рабочим колесом 7, находящимся на барабане 8, на котором также установлено рабочее колесо 9 и между ними переходное колесо 10 так, что его радиус делительной окружности (фиг.2) на некотором участке а - совпадает с радиусом делительной окружности одного из рабочих колес 7, располо.женный диаметрально на некотором участке В - Г также совпадает с радиусом делительной окружности другого рабочего колеса 9. На этих участках зубья переходного колеса совмещены с зубьями рабочих колес. На левом торце барабана 8 выполнен кулачок 11, а на наружной поверхности барабана выполнен выступ 12. Барабан 8 установлен на шлице на ведомом валу 13. На этом же валу размещен механизм переключения-, выполненной в виде втулки 14с упором 1 5 и роликом 16,втулка 14 установлена с возможностью вращения относительно вала 13,в осевом направлении она упирается в бурт 17. Ролик 16 входит в углубление кулачка 11, когда барабан находится в крайнем левом положении. Это положение соответствует соединению промежуточной шестерни 3 с рабочим колесом 7. Переключатель 18, расположенный на оси 19. имеет с одной стороны рычаги 20 и 21, взаимодействующие соответственно с выступами 15 и 12, ас другой - выступ 22 с двумя углублениями для фиксатора 23 под-; пружиненного пружиной 24. Вторая втулка 25 размещена на подшипнике 26 на правом конце барабана В и имеет с одной стороны три увеличенных выступа .27, с другой - конический скос -28. Выступы 27 связаны с корпусом 1 с помощью упругих элементов, выполненных в виде пружин 29, а скос 28 взаимодействует с фиксатором, выполненным в виде двуплечего рычага 30, размещенного на оси 31, с ручкой 32 переключения на понижакнцую скорость, упора 33 и пружины 34. Коробка передач работает следующим образом. Во время работы коробки передач (фиг. 2) на понижающей скорости (1-й) вращение.в направлении Ы{ (н пример, против часовой стрелки) ведущей шестерни 2 передается через промежуточную шестерню 3 рабочему колесу 7, которое совместно с барабаном 8, ведомым валом 13 и втулкой 14 (фиг. 1) вращается как одно целое в направлении СОз (также против часо- вой стрелки). При работе на 1-й передаче ролик 16 находится во впадине кулачка 11. Втулка 14, ведомая роликом 16, вращается совместно с валом 13, так как в этом случае рыча ги 20 и 21 приподняты (на фиг. 1 показаны пунктиром) над соответствую1ци ми выступами 15 и 12, а фиксатор 23 фиксирует верхнее положение переключателя 18. Переключение коробки передач на 2-ю скорость осуществляется поворотом переключателя 18 в направлении стрелки Е.. При этом рычаги 20 и 21 опускаются, фиксатор 23 входит в ниж нее углубление выступа 22 (фиг. 1). При этом втулка 14 вращается совмест но с ведомым валом 13 в направлении GO ДО тех пор, пока выступ 15 не упрется в рычаг 20 (фиг. 1). Взаимное расположение выступа 15, ролика 16 и .впадины на куЛачке 11 конструктивно выбирается таким, что в этот момент в зацеплении с шестерней 3 обязатель но находится точка а рабочего колес 7 (фиг, 2) или близкая к ней точка в пределах участка с( - S , После остановки втулки 14 барабан 8, продолжая вращаться и одновременно отталкиваясь соответствующим профилем кулачка 11 от остановленного ролика 16 втулки 14, растягивая пружины 29, резко перемещается вправо до тех пор пока скос 28 второй втулки 25 не отжимает двуплечий рычаг 30 и не стопорит втулку 25 с барабаном 8 в крайнем правом положении (фиг 1). В процессе перемещения барабана 8 промежуточная шестерня 3 сбегает по нисходящей (3-&-8 --г (фиг. 2). Сопряжение промежуточной шестерни 3 с pa-i бочим колесом 9 в точке 1 соответствует моменту, когда барабан 8 с расположенными на нем деталями застопорен в крайнем правом положении. В следующий момент (фиг. 1) выступ 12, набегая снизу на рычаг 21, отбрасывает переключатель 18 в исходное положение. J Переключение с 2-й скорости на 1-ю (понижающую) осуществляется поворотом ручки 32 в направлении стрелки Г . При этом втулка 25, освободившись от двуплечего рычага 30, совместно с 6apai6aHOM 8 под воздействием растянутых пружин 29 стремится резко переместиться влево. Это перемещение происходит только в тот момент, когда к зацеплению с промежуточной шестерней 3 (фиг. 2) подходит точка В переходного колеса 10. Только в этот момент на участке 8 - г (где радиусы, делительных окр гжностей рабочего 9 и переходного 10 колес одинаковы и зубья совпадают) барабан 8 свободно и быстро сдвигается в осевом направлении до зацепления по всей ширине зуба промежуточной шестерни 3 с переходным колесом 10. Затем промежуточная шестерня 3, поднявшись по восходящей кривой 1-а переходного колеса 10, позволяет барабану 8 передвинуться дальше по дуге a-S до полного сцепления шестерни 3 с рабочим колесом 7 на всей ширине зуба. В этом крайнем левом положении ролик 16 втулки 14 опять находится во впадине кулачка 11, Предлагаемая коробка передач обеспечивает плавное переключение передач и позволяет упростить механизм переключения передач, что значительно повьш1ает ее надежность.

и

Похожие патенты SU1174636A1

название год авторы номер документа
Коробка передач 1979
  • Перфилов Петр Андреевич
  • Ишенин Виктор Александрович
SU838190A1
Многоступенчатая коробка передач 1984
  • Бойко Леонид Сергеевич
  • Рубинштейн Изен Иосифович
  • Берг Артис Адольфович
  • Соколовский Марк Вениаминович
  • Сирота Исаак Яковлевич
  • Рубинштейн Лариса Изеновна
SU1293420A1
Стенд для испытания транспортных машин 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Вавилов Антон Владимирович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1041901A1
Зубчатая передача Иванова Е.Л. 1983
  • Иванов Леонид Романович
  • Иванов Евгений Леонидович
SU1167376A1
ПРУЖИННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2002
  • Шипилов Н.П.
RU2201526C1
СИСТЕМА ЗАРЯЖАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ 2003
  • Закаменных Г.И.
  • Крыжин А.В.
  • Федоров В.И.
  • Пономарев А.В.
  • Слуцкий В.Е.
  • Петряков В.В.
  • Князев Г.Н.
  • Рогов А.П.
  • Быстрицкий Д.Г.
  • Волков С.Л.
  • Матюшенко С.Н.
RU2231728C1
Коробка передач 1984
  • Быков Георгий Павлович
SU1204412A1
Коробка скоростей 1988
  • Акимов Константин Тихонович
SU1677421A1
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР 2016
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2627911C1
ВАРИАТОР НА ОСНОВЕ ШЕСТЕРНИ ИЗМЕНЯЕМОГО ДИАМЕТРА 2013
  • Канайкин Виталий Владимирович
RU2563294C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 174 636 A1

Реферат патента 1985 года Двухступенчатая коробка

ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, связанные между собой .ведущую и промежуточную шестерни, барабан с набором рабочих и переходного зубчатых колес, из которых последнее имеет участки с плавным изменением радиуса делительной окружности и участки с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями рабочих колес, и механизм переключения скорости, содержащий рычаги переключения, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности переключения, барабан размещен на ведомом валу с возможностью перемеще)шя вдоль его оси и на одном из торцов барабана выполнены кулачок и выступ, взаимодействующий с одним из рычагов переключения, механизм переключения скоростей выполнен в виде размещенной на том же валу втулки с упором, взаимодействующим с другим рычагом переключения и роликом, взаимодействующим с кулачком, € соосной с барабаном и зафиксировансл ной относительно него в осевом направлении второй втулки, размещенной на барабане с помощью подшипника, связанных с второй втулкой и корпусом упругих элементов, и фиксатора второй втулки. 4 Од 00 о

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1174636A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР 1971
SU419668A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 174 636 A1

Авторы

Бойко Леонид Сергеевич

Рубинштейн Изен Иосифович

Берг Артис Адольфович

Соколовский Марк Вениаминович

Сирота Исаак Яковлевич

Рубинштейн Лариса Ивановна

Даты

1985-08-23Публикация

1983-12-23Подача