Изобретение относится к системам оптимального регулирования работы карбюраторных двигателей по параметрам самого двигателя. Известны экстремальные оптимизаторы состава смеси карбюраторных двигателей внутреннего сгорания,-содержащие карбюратор с клапаном впуска вторичного воздуха, сигнум-реле, элемент сравнения и устройство запом нания выходного параметра двигателя, причем клапан подключен к выходу сигнум-реле, вход которого через эле мент сравнения соединен со входом и выходом устройства запоминания 1. Известные системы обладают рядом недостатков, которые обусловлены, во-первых, неудачным местом впуска вторичного воздуха (вторичный воздух подается до дросселя карбюра тора, чт ведет к крайне неустойчивому его дозированию при малых расходах смеси когда разрежение перед- дросселем мало), во-вторых, использованием механического (центробежного) датчика частоты вращения вала в качестве датчика выходного параметра двигателя. Поскольку использование такого датчика предполагает наличие угловог ускорения для формирования сигнала на входе оптимизатора состава смеси, то работа подобной систегФа возможна лишь при наличии заметной разности моментов двигателя и нагрузки, обуславливакяцей ускорение вала. Однако значительная часть режимов двигателя не установившихся, но и неустановившихся протекает при постоянной или почти п1)стоянной частоте вращения вала. Например, подъем автомобиля в гору переменного уклона с постоянной скоростью, разгон нагруженного автомобиля в первые моменты - после резкого открытия дросселя. Использование на таких режимах датчика частоты вращения (ее производных по времени) двигателя не эффективно. Цель изобретения - повьвиение точности поддержания состава смеси, соответствуницего минимальным удельным расходам топяива при установившихся и переходных режимах. Указанная цель достигается тем, что оптимизатор дополнительно содержит стробоскопический элемент и датчик угла поворота вала для регистрации угла, соответствующего рабочему ходу, а вход устройства запоминания соединен со стробоскопическим . элементом, и последний подключен к датчику угла поворота. Кроме того, устройство запоминания выполнено в виде демпфирующей и запоминающей пневмати-ческих емкостей, соединенных между собой жиклером а элемент сравнения выполнен в виде чувствительной мембраны, соединенной ;С включателем сигнум-реле и разделяю щей пневматические емкости. На чертеже приведена схема оптимиза уора состава смеси. Оптимизатор содержит карбюратор клапан 2 впуска вторичного воздуха, сигнум-реле 3, элемент сравнения с мембраной 4 и включателем 5 сигнумреле, запоминающую емкость б, жиклер 7, демпфирующую емкость 8, стробоскопический клапан 9, датчик 10 угл поворота распределительного вала. Устройство работает следующим образом. Сигнал давления из цилиндра двигателя через стробоскопический клап 9, открывающийся на период рабочего хода по сигналам датчика 10 угла по ворота распределительного вала, пос пает в демпфирующую емкость 8. Давление в емкости 8 отражает осредненное за несколько рабочих циклов значение индикаторного давления в текущий момент времени, а давление в запоминающей емкости б - значение среднего -индикаторного давления в предшествующий момент.времени. Временное запаздывание в данном случае зависит от выбора сечения жиклера 7 На чувствительную мембрану 4 деиствует, таким образом, разность давле ний, .знак которой отражает направление изменения во времени среднего индикаторного давления. Импульс от перемещения мембраны при уменьщении во времени индикаторного давления поступает, например от замыкания контакта включателя 5 на вход сигнум-реле 3, выполненного в виде триггера, реверсирующего направление движения клапана 2 на открытие или закрытие - в зависимости от положения рабочей точки слева или справа от максимума кривой зависимости среднего индикаторного давления от подачи (расхода) вторичного воздуха. Если же среднее индикаторно давление не убывает или возрастает во (давление в емкости 8 вьаш давления в емкости 6), сигнал не поступает, направление движения клапана 2 не меняется, а рабочая точка приближается к максимуму кривой или, во всяком случае, не удаляется от него. При соответствующем выборе диамет ра жиклера 7 и рабочего объема пневмопривода клапана 2, предлагаемый оптимизатор имеет достаточно малое время поиска экстремума и может рабо тать на большинстве неустановившихся режимах работы двигателя. Однако при очень резких переходных режимах (прежде всего при закрытии дросселя) возможна потеря устойчивости оптимизатора. Для этого на резких переходных режимах (.при резком во времени изменении разрежения во впускной трубе) оптимизатор может быть заблокирован путем соединения вакуумной камеры пневмопривода клапана 2 впуска вторичного возДуха с атмосферой. В этом случае происходит весьма быстрый переход на мощностной состав смеси, приготавливаемый карбюратором, исключающий возможность перебоев в работе двигателя на резких переходных режимах. Использование стробоскопического клапана 9, подключенного к датчику угла поворота распределительного вала, регистрирующему угол поворота, соответствующий рабочему ходу, позволяет снизить пульсацию давления на входе в оцтимизатор и выделить наиболее характерные временные промежутки в периоды рабочего хода, отражающие значение среднего индикаторного давления. Таким образом, использование в качестве источника информации о работе двигателя давления в цилиндре, непосредственно характеризующего качество рабочего процесса, позволяет получить практически безынерционный, высокоинформативный сигнал обратной связи. Применение же чувствительной мембраны в качестве элемента сравнения дает возможность зарегистрировать весьма небольшие изменения среднего индикаторного давления, получить зону поиска минимальной ширины. Все это обеспечивает повышение оптимизации и точности регулирования состава смеси на установившихся и переходных режимах. Формула изобретения 1. Оптимизатор состава смеси карбюраторного двигателя внутреннего сгорания, содержащий карбюратор е клапаном впуска вторичного воздуха, сигнум-реле с включателем, элемент сравнения и устройство запоминания выходного параметра двигателя, причем клапан впуска подключен к выходу сигнумреле, вход которого через элемент сравнения соединен со входом и выходом устройства запоминания, отличающийся тем, что, с целью повышения точности поддержания состава смеси, соответствующего минимальным удельным расходам топлива на установившихся и переходных режимах, оптимизатор дополнительно содержит стробоскопический элемент и датчик угла поворота вала для регистрации угла, соответствующего рабочему ходу.
а вход устройства запоминания соединен со стробоскопическим элементом, и последний подключен к датчику угла поворота.
2. Оптимизатор по п.1, о т л и чающийся тем, что устройство запоминания выполнено в виде демпфирующей и запоминающей пневматических емкостей, сообщенных между собой
жиклером, а элемент сравнения выполнен в виде чувствительной мембраны, .соединенной с включателем сигнумреле и размещенной между пневматическими емкостями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. SAE Preprint, США, 720254, опублик. 1978.
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-06-19—Подача