Известные машины для иснытания цилиндрических образцов хрупких строительных и других подобных материалов на кр Чение, совместное или раздельиое, с растяжением или сжатием, при кратковременной и при длительной нагрузках допускают при кручении образцов ЕОЗНИКНОвение поперечных сил и изгибающих моментов.
Отличие описываемой машины от известных заключается в том, что вместо обычно применяемого механического привода, врашаемого электродвигателем, в качестве механизма для закручивания испытываемого цилиндрического образца применено нажимное рычажное устройство с двумя парными гибкими тягами, -противоположно направленными и охватывающими головки образца.
При нажатии на рычаг тяги осуществляют закручивание образца, фиксируемое по упругой деформации связанного с тягами тарированного стержня.
Преимущество такого рода машины заключается в предупреждении возможности образования в шроцессе испытания поперечных сил и изгибающих моментов, искажающих результаты испытания.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема машины с устройством для -сжатия испытуемого образца и с разрезом по АА; на фиг. 2 и 3-нижний и верхний -механизмы кручения испытуемого образца; -на фиг. 4-принципиальная схема машины с другим вариантом устройства для растяжения иенытуемого образца.
Машина выполнена в виде жесткой вертикальной рамы 1, на нижней опоре 2 которой устанавливают испытуемый образец 3. Посредством винтовых тяг 4 образец подводят к верхней опоре 5 машины. Нижняя и верхняя опоры снабжены шариковыми подшипниками, благодаря которым закрепленный образец может врашаться вокруг своей оси.
Кручение испытуемо-го образца осуш ествляется механизмом, основанным на применении пары противаположно направленных сил, прилагаемыхк концам образца. С этой целью на верхнюю и нижнюю головки образца надевают металлические кольца 6 (фиг. 2), имеющие выступы для крепления к ним парных стальных натяжных лент 7 (или троса).
Противоположные концы натяжных лент посредством призменных опор 8, удерживаемые в фасонных рычагах 5 и 10, скрепляют с концами двух натяжных рычагов, связанных между собой гибкой тягой 11. Расстояние между рычагами может быть отрегулировано посредством двуходовой гайки 12; рычаги скреплены с боковыми стойками рамы машины посредством тяг 13 и 14.
Верхний механизм (фиг. 3) отличается от нижнего (фиг. 2) тем, что натяжные ленты в нем направлены в стороны, противоположные направлению лент в нижнем механизме; кроме того, верхний механизм тягой 15 связан с нажимным рычагом 16, который подвешен на оси 17.
В нижней части посредством подпружиненной гайки 18 рычаг может отклоняться вправо и создавать натяжение в тяге 15, от которой через рычаг 19, натяжную ленту 2G, тягу 21, рычаг 22 и патяжную ленту 23 усилие натяжения будет воспринято кольцом 6.
Усилие от натяж.ной ленты 20, равное усилию от натяжной ленты 23. создает крутящую пару сил. Пружина 24 в нижней части рычага 16 обеспечивает постоянную величину натяжения при долговременном ис.пытании.
15
Фиг. 4
84523-4-
Точка крепления рычага 16 с тягой 15 при отклонении последнего будет перемещаться ло дуге окружно ти, центром которой является ось 17 рычага. Для устранения этого явления предусмотрена регулировка длины тяги 15.
Для контроля величины прилагаемой к образцу нагрузки на тяге 14 нижнего механизма кручения закреплен тарированный стержень 25, предназначенный фиксировать величины реактивного крутящего момента по величине упругой деформации растяжения стержня, замеряемой, нзпример, тензометром.
Для создания сов местной или раздельной с кручением сжимающей нагрузки, В верхней части мащины (фиг. 1) на винтовых тягах 4 закреплены -нижняя и верхняя траверсы 26 и 27, между которыми установлен винтовой или иной дОМкрат 28, создающий сжимающую образец нагрузку, величина которой онределяется по деформации пружин 29, предварительно протарированных.
На фиг. 4 показана принципиальная схема мащины, у которой устройство для нагружения образца растягивающим усилием выполнено в виде неравноплечего грузового рычага 30.
Предмет изобретения
Авторы
Даты
1950-01-01—Публикация
1949-04-03—Подача