Соединительный узел вала роторабуРОВОгО CTAHKA Советский патент 1981 года по МПК E21B3/04 

Описание патента на изобретение SU846707A1

1

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к устройствам для передачи крутящего момента в буровых установках.

Известен соединительный узел вала ротора бурового станка, вьшолненный в виде приводной муфты гидротрансформатора, имеющий высокую демпфирующую способность lj.

Однако у1тругие свойства этого устройства недостаточны, оно сложно по конструкции и в эксплуатации.

Известен соединительный узел вала ротора бурового станка, содержащий втулку, охватывающую муфту вала ротора, звездочку, закрепленную. на втулке, и звено соединения втулки с муфтой 2.,

Однако из-за применения торсионной вту.ггки малых размеров устройство не имеет упругих и демпфирующих свойств, необходимых в условиях передачи широкого диапазона крутящего момента при ударных нагрузках.

Цель изобретения - повышение надежности работы устройства за счет увеличения суммарной площади.нагруженных контактирующих поверхностей деталей упругого соединения и обеспечения регулирования жесткости и демпфирования соединительного узла.

Поставленная цель достигается тем, что звено соединения втулки с

10 муфтой выполнено в виде мембранного гидротрансформатора с регулятором давления и взаимодействующего с ним кулачково-рОликового механизма, включанлцего двусторонние косые ку15лачки с радиусными в сечении продольными желобками на рабочих гранях и сферические ролики, каждый из которьрс свободно установлен на радиально расположенном эксцентриковом

20 пальце, размещенном на втулке с возможностью поворота, причем косые кулачки установлены с возможностью взаимодействия со сферическими роликами, а рабочие грани вьшолнены на муфте. Регулятор давления гидротрансфор матора вьтолнен с дросселирующим устройством. Эксцентриковые пальцы закреплены в скобах, установленных на втулке с возможностью регулируемого перемещения вдоль ее оси вращения Регулятор давления гидротрансфор матора выполнен в виде набора вза- имосвязанньпс посредством буртов и проточек концентрических колец, вхо дящих в ответные гофры мембраны гидротрансформатора, и ступенчатой по толщине регулировочной шайбы. На фиг. 1 изображен соединительный узел вала ротора бурового станка, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1. Устройство содержит вал I ротора на который оно устанавливается. На вал 1 шпоночным соединением надета ступица ведомой муфты 2, на которой выполнены двусторонние косые кулачки 3 с продольными желобками 4на рабочих гранях. Поверх соединительной муфты 2 размещена втулка 5с приводной звездочкой 6. В пазах 7 втулки 5 закреплены с возможность регулируемого перемещения параллель но оси вращения вала 1 скобы 8. В скобах 8 на радиально установленные и закрепленные с возможностью регулируемого поворота эксцентриковые пальцы 9 надеты с возможностью вращения сферические ролики 10, взаимо действующие с кулачками 3 и тем самым с муфтой 2. Взаимодействующие кулачки 3 и ролики 10 образуют кулачково-роликовый механизм. С втулкой 5 жестко соединен корпус мембранного гидротрансформатора 11, а к нему герметично присоединена его гофрированная мембрана 12. В корпусе 11 смонтирован вертлюжок 13. ПЬлость гидротрансформатора заполнена рабочей жидкостью. На мембрану 12 надет конус 14, на который надето с опорой на бурт кольцо 15, также име ющее бурт. На бурт кольца 15 опирается кольцо 16, а его бурт, в свою очередь, опирается в проточку в кольце 17, жестко связанном с крышкой 11 и втулкой 5. Поверх деталей 14-16 надета регулировочная шайба 18. Выступы колец 15-17 входят в 4 ответный желоб гофра мембраны 12, Детали 14-16 и 18 составляют регулятор давления рабочей жидкости. В положении, указанном на фиг. 1, шайба 18 опирается на конус 14 и на два кольца 15 и 16. Если шайбу 18 повернуть к кольцам противоположной опорной поверхностью, она будет опираться на конус 14 и на одно кольцо 15. Конус 14 и связанные с ним детали 15, 16 и 18 взаимодействуют через упорный подшипник 19 и упор 20 с кулачково-роликовым механизмом. Соединительный узел вала работает следую1цим образом. Муфта 2 закрепляется с -помощью щпонки на валу. На приводную звездочку 6, жестко закрепленную на втулке 5, передается посредством цепной передачи крутящий момент от двигателя. Ролики 10, установленные во втулке 5, контактируют с поверхностью желобков 4 на скосах косых кулачков 3. Одновременность контакта всех роликов 10 с поверхностями желобков 4 обеспечивается предварительной регулировкой - поворотом эксцентриковых пальцев 9 с последующей их фиксацией в нужном положении. Тем самым обеспечивается увеличение-нагрузочной способ ностй устройства. Под действием роликов 10 на скосы кулачков 3 касательная сила крутящего момента преобразуется в осевую силу. Эта сила воспринимается через подшипник 19 и регулятор давления рабочей жид-. кости гофрированной мембраной т 12 гидротрансформатора . Мембрана 12 деформируется, и в полости гидротрансформатора создается избыточное давление, которое передается через вертлюжок 13 в линию, соединенную с зластичной камерой (в направлении по стрелке на фиг. .1). Жесткость устройства регулируют путем изменения исходного давления в гидротрансформаторе. Для этого к нему присое динен насос (например, ручной) для увеличения этого давления и кран для его уменьшения (насос и кран не показаны) . Для обеспечения увеличенной нагрузочной способности устройства : при реверсировании необходимо обеспечить контакт всех роликов 10 одновременно с обоими скосами соседних кулачков 3 путем регулируемого поворота эксцентриковых пальцев Э и .перемещения скоб 8. По достижении поставленной цели скобы 8 и пал цы 9 фиксируют в необходимом положе нии. Увеличение диапазона жесткости без изменения параметров упругости эластичной камеры путем введения растянутых поддиапазонов достигаетс изменением опорной площади деталей 14-16, вкодяищх в регулятор давления рабочей жидкости. В положении, показанном на фиг.1 на мембрану 12 опираются однрвремен но детали 14-16. Площадь воздействи на мембрану 12 ограничена вершиной выступа кольца 17, входящего в первый от края желоб гофра мембраны 12 Если щайбу 18 повернуть к кольцам 16 и 15 другой плоскостью, на м-ембрану 12 будут опираться детали 14 и 15. Площадь воздействия на мембра 12 уменьшается. Она ограничивается в этом случае выступом кольца 16, входящим во второй желоб гофра мембраны 12. Если шайбу 18 убрать, на мембрану 12 будет опираться только упорная тарелка 14. Площадь опоры еще уменьшается - она ограничивается выступом кольца 15. Это соответс ет малым, средним и большим значениям жесткости. Уровень демпфирования регулируют дроссельным устрой ством 21, включенным последовательно с эластичной камерой в гидравлическую линию. Следовательно, в гидротрансформа торе давление изменяется пропорционально передаваемому крутящему моменту. Это дает возможность использовать изобретение и для индикации момента на прийодном валу. С этой целью в гидравлическую линию необходимо включить манометр,отградуированный в значениях момента. Если при этом манометр включить до дроссельного устройства, он будет фик сировать все изменения крутящего момента, а если после - то его усре ненное значение. Технико-экономические преимущёств а предлагаемого соединительного узла обеспечивают увеличенную нагрузочную способность, в том числе и при реверсировании, путем обес- jj ю печения одновременного касания роликами поверхностей скосов трапециевидных впадин; увеличение нагрузочной способности устройства позволяет ле с ю ВЫПОЛНИТЬ его в габаритах, приемлемых для использования в стесненных условиях буровой; увеличение энергоемкости упругого соединения устройства за счет использования эластичной камерыi выполненной вне габаритов мoнtиpyeмoй на валу составной части соединительного узла и тем самым не связанной своим объемом с этими габаритами, и введения регулировки жесткости в широком диапазо не; увеличение диапазона -демпфирования за счет использования дросселирующего устройства в гидравлической системе гидротрансформатора. Расчет, Проведенный по резудьтатам испытаний образцов устройства, показывает, что экономическая эффективность составляет примерно 2,3 тыс. р. в год на изделие. Формула изобретения 1. Соединительный узел вала ротора бурового станка, содержащий втулку, охватывающую муфту вала ротора, звездочку, закрепленную на втулке, и звено соединения втулки с муфтой, отличающийся тем, что, с целью повьщ1ения надежности работы устройства за счет увеличения суммарной площади нагруженных контактирующих поверхностей деталей упругого соединения и обеспечения регулирования жесткости и демпфирования, звено соединения втулк-и с муфтой выполнено в виде мембранного гидротрансформато15а с регулятором давления и взаимодействующего с ним кулачково-роликового механизма, включающего двусторонние косые кулачки с радиусными в сечении продольными желобками на рабочих гранях и сферические ролики,каждый из которых свободно установлен на радиально расположенном эксцентриковом пальце, размещенном на вт/улке с возможностью поворота, причем косые кулачки установлены с возможностью взаимодействия со сферическими роликами, а рабочие грани выполнены на муфте. , 2. Узел по п. 1, отличащ и и с я тем, что регулятор давния гидротрансформатора выполнен дросселирующим устройством, 3. Узел по п. о т л и ч а щ и и с я тем. что, с целью увеличения нагрузочной способиостипри реверсировании,, эксцентриковые пальцы закреплены в скобах, установленных на втулке с возможностью регулируемого перемещения вдоль ее оси вращения,

4, Узел по п., отличающийся тем, что, с целью увеличения диапазона изменения жесткости упругого соединения, регулятор давления гидротрансформатора выполнен в виде набора взадаюсвязанных посред 1 3

стззом буртов и проточек концентрических колец, входящих в ответные гофры мембраны гидротрансформатора, и ступенчатой по толщине регулировоной шайбы.

. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство .СССР № 125777, кл. Е 21 В 3/02, 1959.

2.Авторское свидетельство СССР W 586849, кл. Е 21 Б 3/02, 1972 (прототип). 0

Похожие патенты SU846707A1

название год авторы номер документа
Роторный моментомер 1982
  • Райхерт Людвиг Адольфович
  • Поташников Владимир Данилович
  • Хазаржан Корюн Иосифович
  • Посаженников Владимир Павлович
SU1046488A1
Роторный моментомер 1982
  • Райхерт Людвиг Адольфович
  • Поташников Владимир Данилович
  • Терентьев Сергей Владимирович
SU1541379A1
МУФТА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ В ГЕРМЕТИЧНЫЙ ОБЪЕМ 2003
  • Станковской В.В.
  • Казакявичюс С.М.
  • Ремнева Т.А.
  • Полыгалов Ю.И.
  • Медведев Ю.В.
  • Чернинов Ц.Ц.
  • Назаренко А.Д.
  • Степанов В.П.
  • Кадыров Р.Ш.
  • Гюнтер В.Э.
RU2235241C1
Винтовой забойный двигатель 2002
  • Шаманов С.А.
  • Стрельцов Н.А.
  • Гончаров А.Н.
RU2224078C2
Гидравлический индикатор момента 1986
  • Тетеревятников Лев Николаевич
  • Белов Валентин Васильевич
  • Плотников Виктор Маркович
  • Качалка Вячеслав Иванович
SU1364920A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
Предохранительная фрикционная муфта 1973
  • Чирков Владимир Петрович
  • Муравьев Адольф Федорович
  • Малинин Алексей Иванович
  • Шапиро Александр Захарович
SU450909A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛОСОВОГО ШПОНА 1995
  • Дубровин А.А.
  • Плитман В.Л.
RU2064862C1
Роторный моментометр 1979
  • Сидоренко Павел Иванович
  • Райхерт Людвиг Адольфович
  • Плахетко Игорь Васильевич
SU872988A1
ПНЕВМОСТАРТЕР 1997
  • Чехунов Александр Николаевич
  • Анохин Владимир Дмитриевич
RU2117779C1

Иллюстрации к изобретению SU 846 707 A1

Реферат патента 1981 года Соединительный узел вала роторабуРОВОгО CTAHKA

Формула изобретения SU 846 707 A1

SU 846 707 A1

Авторы

Липский Валентин Анатольевич

Орлов Александр Владимирович

Райхерт Людвиг Адольфович

Даты

1981-07-15Публикация

1979-10-29Подача