Изобретение относится к машиыостроению и может быть использовано в машинах и аппаратах, применяющихся в энергетической, химической и других отраслях промышленности. Известно запорное устройство тру проводной арматуры, представляющее собой байонетный затвор, включающий крыаку, вьтолненную в виде гайки с резьбовым центральным отверстием, на наружной цилиндрической поверхности которой имеются ограничительные и запорные зубья, взаимодействукя 1(Ие с запорными зубьями, расположенными на внутренней поверхности корпуса. В резьбовое отверстие гайки ввернут опиндель с герметизирующим элементом С1 Недостатком известного устройства .является низкая надежность запира,ния затвора, обусловленная тем, что ограничительные зубья препятствуют повороту гайки только в одном направ лении. При работе устройства в условиях вибрации возможно ослабление затяж ки шпинделя и разворот гайки, в результате чего может произойти расцепление зубьев гайки и корпуса. Кроме того, в процессе демоитгика крышки затвора величину поворота гайки не обходимо контролировать, что затрудняет эксплуатацшо устройства в условиях, иск/вочающих присутствие обслуживающего персонала. Цель изобретения - повышение надежиости и упрощение демонтажа крьшгки затвора. Указанная цель достигается тем, что запорные зубья гайки снабжены замковьми зубьями, высота которых меньше высоты ограничительных зубьев, и в ее резьбовом отверстии выполнена проточка, а шпиндель имеет бурт с коническим торцом, при этом на шпинделе установлено разрезное пр киниое кольцо, размещенное в проточке
гайки и взаимодействующее с буртом шпинделя.
На фиг. 1 наказано устройство в открытом положении, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1
Байонетный затвор состоит из корпуса Г, во внутренней полости которого выполнены два байонетных выступа 2. Внутри корпуса установлен герметизирующий элемент 3 с уплотнительной прокладкой 4. Поджим осуществляется, шпинделем 5, установленным в гайке 6, имеющей на своих двух байонетных выступах 7 высотой К по одному замковому зубу 8 с высотой Е и ограничительному зубу 9 с высотой Ж, большей высоты Е замкового зуба 8.
у
Во внутренней кольцевой проточке гайки 6 устанавлено разрезное пружинное кольцо 10 с внутренними диаметром Д, взаимодействующее с конуным буртом диаметра Д шпинделя 5. Внутри корпуса под еГо байонетными выступами 2 выполнена цилиндрическая проточка диаметром Д.
Затвор работает следующим образом.
Во внутреннюю полость корпуса 1 с обходом его байонетных выступов 2 вставляется герметизирующий элег мент 3, связанный посредством шпинделя 5 с гайкой 6. При этом гайка 6 ориентирована так, что ее байонетные выступы 7 свободно проходят через внутренний диаметр Д между байонетными выступами 2 корпуса 1 д упора в торец его цилиндрической проточки диаметром Д Затем ручным или машинным приводом дается вращение шпинделю 5, который ввинчивается в гайку 6. При этом гайка 6 може быть неподвижной за счет достаточно заметных сил трения, возникающих в зоне контакта ее байонетных выступов с корпусом.
При распоре разрезного пружинного кольца 10 коническим торцом бурта диаметра )j шпинделя 5 начинает поворачиваться и гайка 6 до момента упора ее ограничительных зубье 9 в байонетные выступы корпуса 1. При дальнейшем ввинчивании шпинделя 5 в гайку 6, он своим конусным торцом бурта диаметра Д- разжимает пружинное кольцо 10 и гайка 6 поднимается вверх на высоту, большую высоты Е, и приходит в упор с нижними торцами байонетных выступов
2 корпуса 1, после чего происходит обжим прокладки 4.
В этом случае даже при ослаблении затяжки шпинделя 5 не может произойти расцепление байонетного соединения, так как замковый зуб 8 и ограничительньй зуб 9 гайки 6 постоянно охватывают каждый байонетный выступ 2 корпуса I на высоте Е замкового зуба 8 значительно большей шага
резьбы.
Демонтаж крьшпси-гайки 6 байонетного затвора производят путем вывинчивания шпинделя 5 из гайки 6. Когда цилиндрический бурт шпинделя
5 упирается в нижний торец гайки 6, она поворачивается вместе с винтом на определенный угол, при котором ее ограничительные зубья приходят в упор с байонетными выступами 2 кор-
пуса 1. После этого гайка 6 извлекается из корпуса 1 подъемом ее вверх.
Формула изобретения
Байонетный затвор, включакиций корпус с радиальными запорными зубьями на внутренней цилиндрической поверхности, крьш1ку, вьшолненную в виде гайки с резьбовым центральным отверстием и запорными и ограничительными зубьями на наружной поверхности, взаимодействующими с зубьями корпуса, резьбовой шпиндель с герметизирующим элементом, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения надежности и упрощения демонтажа крьшпки, запорные зубья гайки снабжены замковыми зубьями, которых меньше высоты ограничительных зубьев, и в ее резьбовом отверстии выполнена проточка, а в шпинделе выполнен бурт с коническим торцом, при этом на шпинделе установлено разрезное пруткинное кольцо, размещенное в проточке гайки и взаимодействующее с буртом шпинделя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 2942754, кл. 220-298, опублик. 1960 (прототип
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАТВОР БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ | 2012 |
|
RU2498133C1 |
Разъемное соединение трубопроводов | 1985 |
|
SU1317226A1 |
КРАН | 1996 |
|
RU2127390C1 |
КРАН УСТЬЕВОЙ ДВУХШАРОВЫЙ | 2001 |
|
RU2204073C2 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1999 |
|
RU2142889C1 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1998 |
|
RU2126752C1 |
Замковое устройство запорного или регулирующего органа | 1975 |
|
SU546757A1 |
Многооперационное устройство сАВТОМАТичЕСКОй СМЕНОй иНСТРуМЕНТА | 1978 |
|
SU831487A1 |
ЗАХВАТ ДЛЯ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОРПУСА АМПУЛЫ С ПУЧКОМ ОТРАБОТАВШИХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2013 |
|
RU2511118C1 |
ТЕРМОСТОЙКИЙ ПАКЕР | 2002 |
|
RU2267003C2 |
Авторы
Даты
1981-07-23—Публикация
1977-01-17—Подача