(54) ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПЛОТНЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
1
Изобретение относится к машиностроению, предназначено преимущественно для герметизации зазоров увеличенных размеров и может использоваться на транспор; те, в частности в авиации, а также в холодильной технике.
Известны пневматические уплотняющие устройства, содержащие два уплотнительных -элемента, один из которых представляет собой многолинейный резиновый профиль, а другой выполнен в виде эластичной трубчатой камеры, причем эти уплотнительные элементы герметизируют разъем на кузове транспортного средства, а трубчатая камера замыкает с внешней стороны этот разъем 1.
Недостатки этого устройства заключаются в том, что они требуют повышенной точности изготовления и, кроме того, позволяют герметизировать только сравнительно небольшие по величине зазоры, и только те зазоры, которые образованы между двумя щарнирно соединенными, например посредством петель объектов, причем частным случаем таких объектов могут являться кузов транспортного средства и соединяемая с ними дверь.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является пневматическое уплотняющее устройство, содержащее камеру со штуцером для подвода сжатой рабочей среды, установленную с возможностью перемещения в направляющих, выполненных
на одном из кузовов, и охватывающую камеру с образованием зазора между ними, эластичную оболочку, имеющую с внутренней стороны основной профилированный уплотнительный элемент, расположенный в
IQ упомянутом зазоре для контакта с камерой 2.
Однако это уплотняющее устройство обладает тем недостатком, что кромками его направляющих можно повредить поверхность кузова транспортного средства, на ко(5 тором установлено это устройство, в случае падения в камере устройства давления. Это происходит ввиду того, что зазор между уплотнительной поверхностью кузова и упомянутыми кромками направляющих является незначительным.
20
Кроме того, в этом устройстве возможно боковое смещение камеры, увеличивающееся при падении в камере давления, и, как следствие, такое смещение может вызвать повреждение выступом камеры, сопрягаемой поверхности уплотняемого кузова. Цель изобретения - повышение надежности уплотняющего устройства путем предотвращения повреждения или бокового смещения камеры при снижении в ней давления. Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено дополнительными уплотнительными элементами, имеющими клинообразную форму и расположенными в зазоре между камерой и оболочкой симметрично относительно основного уплотнительного элемента, при этом дополнительные уплотнительные элементы закреплены на направляющих кузова и обращены вершинами в сторону основного уплотнительного элемента, а основной и дополнительные уплотнительные элементы выполнены из материала с жесткостью, превышающей жесткость материала оболочки. На фиг. 1 изображено устройство, соединяющее два транспортных средства в момент их сочленения, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1 при отсутствии давления сжатого газа в камере; на фиг. 4 - то же при наличии давления сжатого газа в камере. Пневматическое уплотняющее устройство, установленное между смежными поверхностями кузовов 1 и 2 транспортных средств, содержит камеру 3 со штуцером 4 для-подвода сжатой рабочей среды, направляющие 5 с кромками 6, выполненными на одном из кузовов, например на кузове 2. Эластичная оболочка 7 имеет основной профилированный уплотнительный элемент 8, расположенный между камерой 3 и оболочкой 7. Дополнительные уплотнительные элементы 9 и 10 имеют клинообразную форму и расположены между камерой 3 и оболочкой 7 симметрично относительно основного уплотнительного элемента 8. Дополнительные уплотнительные элементы 9 и 10 закреплены на кромках 6 направляющих 5 и обращены вершинами а в сторону основного уплотнительного элемента 8. Основной уплотнительный элемент 8 и дополнительные уплотнительные элементы 9 и 10 выполнены из материала с жесткостью, превышающей жесткость материала оболочки 7. Пневматическое уплотняющее устройство работает следующим образом. При подаче сжатого газа через штуцер 4 к камере 3 оболочка стремится переместить (на фиг. 4 влево) основной уплотнительный элемент 8. Его движение вперед направляется кромками 6 направляющей 5 и клинообразными дополнительными уплотнительными элементами 9 и 10. Они стабилизируют положение камеры 3, благодаря чему уплотнительный элемент 8 движется по оси симметрии камеры 3 и направляющей 5, т. е. нормально к поверхности кузова 1 без каких-либо перекосов. Размеры эластичной оболочки 7 выбраны с учетом 5% деформации ее при растяжении и при давлении в камере 3 не более 0,02-0,03 МПа. В аварийной ситуации (отсутствие давления) дополнительные клинообразные уплотнительные элементы 9 и 10, имеющие одинаковую жесткость с основным уплотнительным элементом 8, сгибаясь, упираются концами в его боковые части, образуя единый упругий закрытый свод. Наличие этого свода исключает полное утапливание камеры 3 внутрь направляющей 5 и тем самым повреждение кузова 1 жесткими кромками 6 направляющей 5. Устройство обеспечивает контакт между транспортными средствами только по нормали к их соприкасающимся поверхностям, что повышает надежность работы и не только способствует исключению попадания воздуха с различными включениями внутрь ограничиваемого уплотнением объема, но и исключает повреждение от ударов и царапин поверхность сопрягаемого кузова 1. Формула изобретения 1.Пневматическое уплотняющее устройство, установленное между смежными поверхностями кузовов транспортных средств, содержащее камеру со штуцером для подвода сжатой рабочей среды, установленную с возможностью перемещения в направляющих, выполненных на одном из кузовов, и охватывающую камеру с образованием зазора между ниади, эластичную оболочку, имеющую с внутренней стороны основной профилированный уплотнитель.ный элемент, расположенный в упомянутом зазоре для контакта с камерой, отличающееся тем, что, с целью повышения его надежности путем предотвращения повреждения или бокового смещения камеры при снижении в ней давления, оно снабжено дополнительными уплотнчтельными элементами, имеющими клинообразную форму и расположенными в зазоре между камерой и оболочкой симметрично относительно основного уплотнительного элемента, при этом дополнительные уплотнительные элементы закреплены на упомянутых направляющих кузова и обращены вершинами в сторону основного уплотнительного элемента. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что основной и дополнительные уплотнительные элементы выполнены из материала с жесткостью, превышающей жесткость материала оболочки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 631370, кл. В 60 J 7/18, 1975. 2.Патент США № 3043980, кл. 49-477, 1962 (прототип).
10
(риг. 3
/(-А
Авторы
Даты
1981-07-30—Публикация
1979-07-04—Подача