1
Изобретение относится к транспорту, а конкретно к устройствам защиты корпусов подвижных объектов от повреждения при столкновениях, и может быть использовано в подвижных объектах в условиях иных 5 планет.
Известно предохранительное устройство транспортного средства, содержащее бампер, гибкая часть которого выполнена в виде пакета вертикальных планок, стяну- 10 тых стальным тросом, концами соединенным с чувствительным элементом, которыми являются контакты, управляющие включением тормозов. Натяжение троса обеспечивается пружинами, установленными меж- 15 ду концами троса и пакетом планок. При ударе гибкая часть бампера деформируется, трос натягивается и размыкает контакты, управляющие включением тормозов )1.20
Однако это устройство отличается низкой надежностью в работе, так как имеет малую чувствительность. Устройство не защищает всей поверхности корпуса транспортного средства, а лишь участок корпу- 25 са. Ударное воздействие, сотрясая корпус транспортного средства, также снижает его надежность.
Наиболее близким к изобретению техническим рещением является предохранитель- 30
ное устройство транспортного средства, содержащее бампер, состоящий из основания и гибкой части, взаимодействующей с чувствительными элементами 2.
В известном устройстве гибкая часть бампера выполнена в виде металлической ленты и закреплена на корпусе транспортного средства, в его передней части. Чувствительные элементы выполнены в виде установленных на транспортном средстве источника света, светоприемника и отражателя, помещенного в фокальной плоскости источника света и жестко закрепленного на гибкой части бампера.
При перемещении транспортного средства источник света посылает луч света, который, достигнув отражателя, поступает на светоприемник. В случае наезда транспортного средства на препятствие, гибкая часть бампера смещается в сторону, и луч не поступает в светоприемник. При этом срабатывает тормозная система шасси, и транспортное средство останавливается.
Данное устройство имеет ряд существенных недостатков, снижающих надежность работы и ограничивающих область его использования. Для надежной работы оптической системы устройства необходима тщательная юстировка источника света, отражателя и светоприемника, так как незначительное отклонение отражателя от фокальной плоскости излучателя вызывает появление ложного сигнала столкновения с препятствием. При движении транспортного средства по пересеченной местности из-за значительной тряски происходит отклонение отражателя от своего юстированного положения, что влечет за собой ложное срабатывание тормозной системы. Такое устройство неприемлемо для установки на транспортном средстве, передвигающемся на местности со сложным рельефом, изобилующим впадинами, выступами и россыпями камней. Установка гибкой части бампера впереди корпуса транспортного средства защищает от столкновения с препятствием лишь его лобовую часть, оставляя уязвимыми при маневрах днище, борта и заднюю часть.
Кроме того, при столкновениях с препятствием данное устройство не обеспечивает определения азимутального положения препятствий относительно транспортного средства, что исключает выполнение целенаправленных маневров и лищь включает тормозную систему. Такой алгоритм работы снижает моторесурс, повышает энергопотребление и ограничивает функциональные возможности транспортного средства.
Целью изобретения является повышение надежности работы предохранительного устройства и расширение его функциональных возможностей путем обеспечения определения азимутального положения препятствия относительно корпуса транспортного средства.
Эта цель достигается тем, что гибкая часть бампера выполнена по форме периметра и днища транспортного средства, а чувствительные элементы - в виде смонтированных на основании электретных датчиков с упругими штырями, соединенными с гибкой частью бампера, при этом устройство снабжено блоком управления, входы которого связаны с электретными датчиками.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - разрез А-А фиг. 2; на фиг. 4 - блок-схема устройства.
Корпус 1 транспортного средства защищен гибким бампером, состоящим из основания 2 и воспринимающей гибкой части 3, выполненными по форме периметра и днища транспортного средства. В основание 2 И воспринимающую гибкую часть 3 вмонтированы упругие щтыри 4 с электретными датчиками 5, электрически связанные с блоком 6 управления.
Электретные датчики 5 соединены со входами блока 6 управления (фиг. 4), выходы которого имеют связь с электромагнитным тормозом 7 и приводами колес, раздельными для левого и правого бортов 8.
Описываемое устройство укрепляется по периметру на днище транспортного средства и работает следующим образом.
В местах соприкосновения корпуса 1 транспортного средства с препятствием прогибается воспринимающая гибкая часть 3 бампера вместе с упругим иштырями 4. Усилие через штыри 4 передается на связанные с ними электретные датчики 5, установленные в основании 2. Электрические сигналы, наведенные в электретных датчиках 5, поступают в блок 6 управления, в котором на основании полученных сигналов определяется азимутальное положение препятствий относительно транспортного средства и принимаются решения о последовательности включений электромагнитного тормоза 7 и приводов правого и левого бортов 8. В результате совершается целенаправленный маневр отъезда транспортного средства от встретившихся препятствий для предотвращения повреждения корпуса.
Таким образом, выполнение чувствительных элементов в виде электретных датчиков с упругими штырями, закрепленными на основании и соединенными с гибкой частью бампера, и наличие блока управления, упрощает настройку воспринимающей части устройства, увеличивая надежность его функционирования и чувствительность, и обеспечивает определение азимутального положения препятствий относительно корпуса транспортного средства для соверщения целенаправленного маневра отъезда и предотвращения повреждения корпуса.
Формула изобретения
Предохранительное устройство транспортного средства, содержащее бампер, состоящий из основания и гибкой части, взаимодействующей с чувствительными элементами, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности его работы и расщирения его функциональных возможностей путем обеспечения определения азимутального положения препятствия относительно корпуса транспортного средства, гибкая часть бампера выполнена по форме периметра и днища транспортного средства, а чувствительные элементы - в виде смонтированных на основании электретных датчиков с упругими штырями, соединенными с гибкой частью, при этом устройство снабжено блоком управления, входы которого связаны с электретными датчиками. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Патент Швеции № 365990, кл. В 60R 21/00, опублик. 1974.
2.Патент США № 3664701, кл. 293-4, опублик. 1972 (прототип).
Фаг./
Р
И И m
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительное устройство транспортного средства | 1984 |
|
SU1162642A1 |
УСТРОЙСТВО ЭКСТРЕННОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2374101C2 |
ЗАЩИТНЫЙ БУФЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2538827C1 |
Устройство для предотвращения столкновения транспортного средства с препятствием | 1981 |
|
SU1034935A1 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О СТОЛКНОВЕНИИ | 2019 |
|
RU2724044C1 |
УСТРОЙСТВО ПОМОЩИ ПРИ ВОЖДЕНИИ | 2020 |
|
RU2740820C1 |
ОТСЛЕЖИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И МАНЕВРЫ РУЛЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2012 |
|
RU2578831C9 |
УСТРОЙСТВО СОДЕЙСТВИЯ ПРИ МАНЕВРАХ ПРИЧАЛИВАНИЯ К ПЛАТФОРМЕ | 2016 |
|
RU2719494C2 |
МАНЕВРЫ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОВОРОТОМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2012 |
|
RU2564928C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2299820C1 |
Авторы
Даты
1981-08-07—Публикация
1979-10-05—Подача