(54) ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Моторное масло для форсированных двигателей | 1976 |
|
SU744026A1 |
МАСЛО МОТОРНОЕ | 2014 |
|
RU2578043C9 |
МАСЛО ПРОМЫВОЧНО-ОБКАТОЧНОЕ ПЕРВОЙ ЗАПРАВКИ "НОВОЙЛ-ПЗ" | 1997 |
|
RU2136724C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ | 1969 |
|
SU236692A1 |
МАСЛО ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЕРНИСТОМ ТОПЛИВЕ | 1992 |
|
RU2010839C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1991 |
|
RU2016052C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2002 |
|
RU2232796C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1991 |
|
RU2015159C1 |
Приработочное масло | 2016 |
|
RU2614857C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 1966 |
|
SU179868A1 |
изобретение относится к нефтехимии, а име но к составам масел, сйособствующим ускорению процесса приработки двигателей внутреннего сгорания. Известны приработочные масла на основе минерального масла с химически-активными присадками, например, с присадкой растворенной и коллоидной серы 1. Недостаток этого масла заключается в низкой стабильности, .что при хране1пш и .фильтрации приводит к выпадению серы из масла и ухудшению его приработочных свойств. Известно также приработочное масло на нефтяной основе, выпускаемое под названием ОМ-2. В качестве приработочного компонента в этом масле используют присадку диизопропилксантогената (дипроксид). Кроме прирабогочного компонента масло содержит присадки, т,е дисульфид алкилфенолят бария, щелочной суль фонат кальция и полиметилсилоксан 2. Однако по приработочным свойствам масло ОМ-2 не в полной мере ответает современным требованиям, так как не обеспечивает стабилизации трения трущихся сопряжений в оптимальные сроки заводской обкатки (не более 1 ч). Повь1щение концентрации присадки дипроксид позволяет улучшить приработочные свойства масла, однако это приводит к ухудшению его моющих свойств (повышение иагароотложений) и стабильности, что недопустимо при заводской обкатке современных форсированных двигателей. Цель изобретения - повышение приработочных свойств масла при сохранении необходимого комплекса моторных свойств (моюще-диспергарующих, защитщ 1Х и т л.). Поставленная цель достигается тем, чгто приработочное масло, содержащее минеральное масло с присадками и приработочный компонент, в качестве последнего содержит дитиобис-н-бутил-ксантогенат формулы 33 4Н,ОС 9-5-5-5х-С004.Нц (присадка ЛЗ-301) при следующем соотношении компонентов, вес.%: Приработочный компонент1-3 Минеральное масло с присадкамидо 100 Присадка дитио-бис-н-бутил-ксантогенат (ЛЗ-301) позволяет сущесгвешо улучшить приработочные свойства лгобого моторного масла независимо от того, какие присадки в него входят, а также от их количественного соотношения. Ниже приведена композиция масла нш1более оптимальная для приработочиого масла, предназначенного для обкатки современных трак-. торных и комбайных двигателей, вес.%: Дитио-бис-Я-бутил-к сантогенат Кислый эфир алкенилятарной кислоты я этчшеигликоля (присашса В-1541) , Многозольный алкилсалицилат калънля (MACK)2-4 Щелочной сульфокат калыдая (ПМС)1-3 Полиметалсилоксаи0,002 ;--0,004 Минеральное маслоi до 100 П р 5 м е р 1. В моторные мас.й М-8В (масло ДС-8 4% ЦИАТИМ - 339 2% ПМС + 2% ВНИИ НП - 351 -f 0,003% ПМС-200А + -ь 1,25% АЗеИИ-ЦИАТЙМ-1) и масло М-10Г (ДС - 11 н- 6% ВНИИ - 3,5% ПМС -Ь -ь 1,2% -ь 0,003% ПМС-2(ЮА), которые являются наиболее unjpoKO paciipocTpaHeHHbifvas маслами, пртмен-яемыми в тракторных и SSTOмобилышх двигателях Bsq,TpeKKero сгорания, добав;шют яриса.п,ку ЛЗ-301 в кетще п-рагдии 2% Приработочные сйойства мас-ел оцешгаают лабораторными методами на машине трения А-135 я 4-х шарг-жовой машине треьжя по ГОСТ 9490-60. Результаты испытаний, пркведеш-гые в табл. свидетельсгвуют о том, что добавлеш{е присадкй ЛЗ-301 существенно и практически одинаково улучшает их фиработошь(е свойства, хотя входяииге в нкх присадки значительно отли чаются какв качественном, так и в количествешгом отношении. ,П р и м е р 2. Готовят 2 образца масла с иредельаыми зиачет5ями концентраций присадок на основе базового масла ДС-8: 1образец - 1% ЛЗ-301 + 2% MACK -f 1% ПМС + 0,1% В- 15/41 + 0,002% ПМС-200А 2образец - 3% ЛЗ-301 -i- 4% MACK 3% ПМС + 0,6% В-15/41 + 0,004% ПМС-200А Получсннью образцы приработочного масла оценивают лабораторными методами, т.е. на машине трения А-135. 4,х шариковой машине трения по ГОСТ 9490-60, установке ПЗВ и гидростате Г-4 по ГОСТ 9054-75 в сравнении 8 д обкатошым маслом ОМ-2. Ре ультаты испытаний приведены в табл. 2. Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что выбранные пределы концентраций нрисадок являются оптимальными. При уменьп е1таи концентрации присадок ниже ми1шмалъных предельных значений, свойства приработочного масла будут находиться на уровне обкаточного масла ОМ-2, а при увеличении нет cymecTBeiffloro улучше шя свойств приработош-юго масла. П р и м е р 3. Приработочное масло готовят смешением при нагревании до 60-65°С минерального масла ДС-8 последовательно с 1-3% присадки ЛЗ-301. Полученные опытные образцы испытывают на установке ПЗВ по ГОСТ 5726-53 в сравнении с базовым ма-- м ДС-8, в которое добавляют последовательно 1 и 3% присадки дипроксид. Приведенные в табл. 3 данные показывают, что присадка ЛЗ-301 независимо от ее концентрации (1 1спи 3%) улучшает моюшие свойства базового л-исла ДС-8, а присадка дипроксид ухудшает их, причем в наибольшей степени при большей концентрации. П р и м е р 4. Приработочное масло готовят смешением при нагрева ши до 60-6 5° С минерального масла ДС-8, 2% присадки ЛЗ-301 (наиболее предпочтительная концентрация), 0.2% В-15/41, 3% MACK, 2% ПМС и 0,003% ПМС-200А. В табл. 4 приведена характеристика полученного масла. Полученное Приработочное масло оценивают лабораторными методами, т.е. на машине тремия А-135, 4-х шариковой машине трения по ГОСТ 9490-60, установке ПЗВ по ГОСТ 572653, гидростате Г-4. по ГОСТ 9054-75, а также при моторных испытага ях на двигателях марки Д-144 в сравнении с обкаточным маслом ОМ-2. Результаты лабораторных исследований приведены в табл. 5. Приведе1шые в табл. 5 данные свидетельствуют о том, что масло по приработочным, моющим и консервационным свойствам значительно превосходит масло ОМ-2, применяюшееся в настоящее время при заводской обкаЬ е двигателей. Предлагаемое Приработочное масло за время заводской o6KatKH обеспечило наибольшее снижение механических потерь двигателей по сравнению с маслами ОМ-2 (на 0,08 кг/см) и М-ЮГ (на 0,21 кг/см), что свидетельствует о его более высоких приработочных свойствах. Применение предлагаемого приработочного масла позволяет уменьшить продолжительность заводской обкатки двигателей на при одновременном повышении надежное™ двигателей в эксплуатации.
X - чем больше балл, тем хуже моющие свойства масла; 6 баллов - максимальная загрязненность поршня нагаром.
Таблица 4
Таблица 5
Авторы
Даты
1981-08-23—Публикация
1979-09-03—Подача