1 . ; :
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и позволяет создать относительно тихоходный и вместе с тем надежный и прос- j той двигатель непрерывного вращения, не требующий обслуживания, например для бытовых приборов, следящих систем, рекламных устройств, игрушек
и т.п.JO
Известен тепловой двигатель, содержащий ротор, проходящий через зоны нагрева и охлаждения, установленный на неподвижном основании с возможностью вращения вокруг гориэонтальной оси и снабженный тепловыми «э рабочими элементами с прикрепленными к ним дебалансными грузами, расположенными на одинаковом, расстоянии от оси вращения 1.„
Недостатками известного двигателя являются необходимость изготовления его рабочих элементов большой толщины для увеличения крутящего момента ротора, обусловленную выполнением этих рабочих элементов в виде биметаллических консольных пластин, а также сравнительно высокую стоимость биметалла, что вызыв ает увеличение стоимости двигателя в целом. J
Целью изобретения является снижение стоимости.
Поставленная цель достигается тем, что ротор снабжен жесткими упорами, а его рабочие элементы закреплены между ними и установлены с прогибом в сторону от оси вращения.
При таком выполнении двигателя необходимая для его работы величина деформаций рабочих элементов обеспечивается при их изготовлении из монометалла сравнител но небольшой толщины, т.е. при уменьшенной стоимости двигателя.
На фиг. 1 изображен общий вид предлагаилого двигателя с рабочими элементами, расположенными вдоль оси вращения; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - общий вид модификации двигателя с рабочими элементами, расположенными в плоскости, перпендикулярной оси вращения.
Тепловой двигатель содержит ротор 1, проходящий через зону 2 нагрева и зону 3 охлаждения, установленный на неподвижном основании 4 при помощи прикрепленного к ротору вала 5 с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси. Подвод тепла в зоне 2 осуществляется, например при помощи горелки б, а зона 3 ограничена экраном 7. Ротор 1 снабжен жесткими упорами 8, выполненными (фиг. 1) в виде круглых пластин, установленных на концах ротора перпендикулярно оси его вращения. Между упорами 8 закреплены тепловые рабочие элементы 9, выполненные в виде двухопорных балок из монометалла, имеющего большой коэффициент линейного расширения, с прогибом от оси вращения, с прикрепленными к их средним участкам дебалансными грузами 10
Упоры 8 (фиг. 3) выполнены в виде жестких радиальных спиц ротора, а рабочие элементы 9 образованы участками кольца, закрепленного на внешних концах этих спиц.
В случае использования источника тепла большой площади, например при использовании природных источников тепла или тепловых отходов производства, часть рабочих элементов 9 закрывается экраном 11, расположенным сбоку (показано пунктиром на фиг. 3) или снизу в зависимости ох положения источника тепла.
Двигатель работает следующим образом.
При включении горелки 6 ближайшие к ней рабочие элементы 9 нагреваются и удлиняются, выгибаясь и перемещая грузы 10 в сторону от оси вращения. При деформации одного или нескольких рабочих элементов возникает момент дебаланса, под действием которого ротор поворачивается на некоторый угол, в результате чего в зону 2 перемещаются другие рабочие , а нагретые .элементы попадают в зону
3, где при остывании они возвращают ся в исходное положение. Таким oбpa зом, рабочий процесс двигателя повторяется, и ротор 1 приводится в непрерывное вращение.
Предлагаемый двигатель обеспечивает получение на его валу значительного крутящего момента, регулируемого изменением интенсивности нагрева и охлаадения. Двигатель прост, практически не требует обслуживания,
0 долговечность его определяется лишь конструкцией опор вращения. Освоение производства двигателя доступно любому машиностроительному заводу. Все Это обусловливает высокую надеж5ность и низкую стоимость двигателя.
Формула изобретения
20 Тепловой двигатель, содержащий ротор, проходящий через эоны нагрева и охлаждения, установленный на неподвижном оснований с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси
25 и снабженный тепловыми рабочими элементами с прикрепленными к ним дебалансными грузами, расположенными на одинаковом расстоянии от оси вращения, отличающийся тем, что, с целью снижения стоимости, ро30тор снабжен жесткими упорами, а его рабочие элементы закреплены между ними и установлены с прогибом.в сторону от оси вращения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР 19407, кл. F 03 G 7/00, 1929.
Авторы
Даты
1981-09-07—Публикация
1976-03-03—Подача