Закрытая электрическая машина Советский патент 1981 года по МПК H02K9/197 

Описание патента на изобретение SU864437A2

1

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к-организации охлаждения закрытых электрических машин переменного тока различного назначения.

По основному авт.св. 534833 известна закрытая электрическая машина с обмоткой статора, состоящая из лобовых и пазовых частей, лобовые части которой охлаждают непроводящей ферромагнитной жидкостью , содержащей герметичную перегородку, отделяющую ротор от статора и образующую в зонах лобовых частей обмотки статора Зс1мкнутые полости, заполненные указанной жидкостью, которая под воздействием вращающегося магнитного поля, создаваемого статором, активно перемешивается, тем самым интенсифицируя теплообмен .

Однако снижение средней температуры обмотки статора достигают в основном за счет снижения температуры лобовых частей. Снижение температуры пазовых частей обмотки статора незначительно. В результате температурная неоднородность по длине витка обмотки статора в феррожидкостном режиме охлаждения по сравнению с воздушным увеличивается. Наиболее напряженным

участком обмотки статора становится ее пазовая часть.

Цель изобретения - интенсификация охлаждения пазовой части обмотки, что приводит к выравниванию температуры обмотки статора, а в конечном счете - к увеличению мощности и повышению надежности и долговечности электрической машины при неизменных габаритах.

Для достижения поставленной цели в статоре со стороны герметичной перегородки выполнен спиральный трубопровод, соединяющий замкнутые полости, причем входные отверстия спиральных каналов снабжены заборниками, а выходные - дефлекторами.

На чертеже изображена общая схема предлагаемой закрытой электрической машины, поясняющая действие объемной магнитной силы на непроводящую ферромагнитную жидкость в спиральном канапе/ продольный разрез.

В корпусе 1 закрытой электрической машины размещен статор 2 с обмоткой статора 3, состоящей из лобовых 4 и пазовых 5 частей, отделенный от ротора 6 герметичной перегородкой 7, образующей в зонах лобовых частей 4 обмотки статора 3 замкнутые .юлости 8,

заполненные непроводящей ферромагнитной жидкостью 9. В статоре 2 со стороны герметичной перегородки 7 выполнены спиральные трубопроводы 10, соединяющие-замкнутые полости 8. Входные отверстия 11 спиральных трубопроводов 10 снабжены заборниками 12, а выходные 13 - дефлекторами 14. По кансШсш 15, расположенным между статором 2 и корпусом 1 закрытой электрической -машины, замыкают циркуляцию указанной жидкости 9 меааду замкнутыми полостями 8. Циркуляция жидкости 9 отмечена стрелками.

Охлаждение в закрытой электрической машине осуществляют следующим образом.

Непроводящую ферромагнитную жидкость 9 под воздействием вращакнцегося магнитного поля, создаваемого статором 2, активно перемешивают, тем самым интенсифицируя теплообмен. Указанная жидкость 9 из одной замкнутой полости 8 через заборники 12, входные отверстия 11 поступает в спиральные каналы трубопроводов 10, а затем через выходные отверстия 13, дефлекторы 14 проходит в идентичную другую замкнутую полость 8. Из этой полости 8 по каналам 15, расположенным между статором 2 и корпусом 1 закрытой электрической машины, ферромагнитная жидкость 9 снова поступает в первую замкнутую полость 8 и т.д.За счет циркуляции жидкости 9 по спиральным трубопроводам 10 осуществляют теплосъем с наиболее напряженной в тепловом отношении пазовой 5 части обмотки статора 3 и выравнивание температур лобовых 4 и пазовых 5 частей обмотки статора 3. Так как тепловое сопротивление Лобовых частей 4 невелико, о чем свидетельствует резкое понижение температуры при переходе от пазовой 5 части к лобовой 4, выравнивание температуры обмотки статора 3 достигают в основном за счет снижения температуры пазовой части 5 и, следовательно, это приводит к уменьшению среднего перегрева обмотки статора 3. Циркуляцию ферромагнитной жидкости 9 по спирсшьным каналам трубопроводов 10 обеспечивают следующими факторами. Вращающееся магнитное поле закрытой электрической мгшшны вызывает дейстг 1е на ферромагнитную жидкость 9 объемной магнитной силы вектор которой лежит в плоскости, перпендикулярной оси машины и направлен в азимутальном направлении в сторону вращения магнитного поля. Эта сила обуславливает наблюдаемую в экспериментах азимутальную циркуляцию указанной жидкости 9, обеспечивающую охлаждение лобовых частей 4 обмотки статора 3. В кангше трубопровода 10, вследствие его спиральной формы объемная магнитная

сила F. составляет с осью канала,

который острый угол с6 . Составляющая этой силы, направленная вдоль оси канала, fyn fy,,- cos oi- обеспечивает движение феррожидкости 9 по каналу. Величина f, максимальная в каналах кольцевой формы, так как cosct 1, однако в этом случае отсутствует теплообмен. В каналах, параллельных оси закрытой электрической MamHHH,f о, так как cos ct 0.

Таким образом, только наличие спиральных каналов в закрытой электрической машине позволяет под воздействием собственного вращающегося магнитного поля обеспечить как циркуляцию непроводящей ферромагнитной жидкости 9 по этим каналам,так и вследствие этого интенсифицировать охлаждение пазовой части 5 обмотки статора 3. Чтобы увеличить скорость циркуляции ферромагнитной жидкости 9 по спиральным каналам входные отверстия 11 этих спиральных каналов снабжены заборниками 12, а выходные 13 дефлекторами 14. Для этого на пути вращающейся ферромагнитной жидкости 9 ставится перегородка под определенным углом, для заборника 12 этот угол составляет 30°, а для дефлектора 14 150° .

Введение в конструкцию закрытой электрической машины спиральных трубопроводов позволяет снизить температуру пазовой части обмотки статора на , что позволяет увеличить мощность электрической машины при тех же габаритах на 8-10%. Кроме того, вследствие выравнивания температур улучшаются условия эксплуатации машины, повышается ее надежность и увеличивается ее долговечность. Для скорейшего внедрения предлагаемого изобретения в народное хозяйство необходимо внести несущественные изменения в сложившуюся технологию производства закрытых электрических машин на стадии изготовления статора. В серийно выпускаемых электрических машинах небольшой и средней мощноти расстояние между пазовой частью обмотки статора и герметичной перегородкой обычно незначительно. Это накладывает ограничение на высоту поперечного сечения канала. Для уменьшения гидравлического сопротивления спирального канала и интенсификации охлаждения пазовой части обмотки статора желательно увеличить площадь поперечного сечения за счет увеличения ширины канала. Поэтому поперечное сечение канала должно быть прямоугольным, а отношение ширины к высоте сечения - наибольшим. При больших габаритах статора спиральных каналов может быть несколько. Прямоугольные отверстия под спиральные каналы могут быть выполнены штамповкой отверстий в пакетах стали, а при сборке статора собраны с определенным шагом. При модернизации существующих моделей электрических машин спиральные каналы могут быть проточены на обычном токарном станке.

Формула изобретения

1. Закрытая электрическая машина по авт.св. № 534833, отличающаяся тем, что, с целью интенсификации охлаждения, упомянутые замкнутые полости соединены между собой рас положенным в пазовой зоне обмотки статора со стороны герметичной перегородки спиральным трубопроводом с входным и выходным отверстием.

2. Машина поп.1, отличающаяся тем, что у входного отверстия трубопровода установлен заборник, а у выходного - дефлектор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

0

1. Авторское свидетельство СССР 534833, кл. Н 02 К 9/197, 1975.

Похожие патенты SU864437A2

название год авторы номер документа
Закрытая электрическая машина 1980
  • Чумак Игорь Григорьевич
  • Радионов Владимир Александрович
  • Савченков Геннадий Алексеевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Головко Юрий Иванович
  • Крикун Владимир Алексеевич
  • Борозенец Владимир Григорьевич
  • Фанарь Михаил Самуилович
SU1056376A1
Закрытая электрическая машина 1975
  • Вислович Анатолий Николаевич
  • Волохов Георгий Михайлович
  • Фертман Вячеслав Ефимович
  • Исаев Станислав Викторович
SU534833A1
Закрытая электрическая машина 1981
  • Радионов Владимир Александрович
  • Герасимов Александр Иосифович
  • Ставинский Андрей Андреевич
  • Повстемский Юрий Аркадьевич
  • Чумак Игорь Григорьевич
SU955378A1
Электрическая машина с газовым охлаждением 1982
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Пригоровский Игорь Александрович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
  • Андреев Анатолий Владимирович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Филиппов Иосиф Филиппович
SU1056375A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1995
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахметович
RU2084069C1
Статор электрической машины с трубчатой системой охлаждения 2019
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Ямалов Ильнар Илдарович
  • Фаррахов Данис Рамилевич
  • Минияров Айбулат Халяфович
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Жарков Евгений Олегович
  • Пермин Данила Юрьевич
RU2719287C1
Закрытая электрическая машина 1984
  • Бобков Юрий Александрович
  • Суханов Лев Александрович
SU1179485A1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
RU2101836C1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1

Иллюстрации к изобретению SU 864 437 A2

Реферат патента 1981 года Закрытая электрическая машина

Формула изобретения SU 864 437 A2

SU 864 437 A2

Авторы

Вислович Анатолий Николаевич

Старовойтов Владимир Алексеевич

Ждановский Анатолий Анатольевич

Даты

1981-09-15Публикация

1979-12-17Подача