Известны зубчатые передачи с параллельными или пересекающимися осями с прямолинейной или криволинейной формой профиля зубьев.
В предлагаемом изобретеиии полюс зацепления передач вынесен так, что активная часть профиля расположена по одну его сторону. Линия контакта зубьев в процессе зацепления пары располагается у колес с пересекаюш,имися осями по сфере, описанно из точки пересечеиия осей, а у колес с параллельными осями - в перпеидикуляриой этим осям плоскости. Зубчатые передачи обеспечивают работу при высоких окружных скоростях без смазки. Сокращаются расходы на смазку, облегчается уход за передачей и удлиняется срок ее службы, так как увеличивается стойкость колес против усталостного выкращивания. Отсутствие трения скольжения приводит к увеличению коэффициента полезного действия передачи.
Ма фиг. 1 показано положение контактной линии на рабочей поверхности косого зуба; на фиг. 2 - схема качения и скольжения двух тел вращения; на фиг. 3 - положение контактной линии на поверхности зуба описываемой передачи с параллельными осями; на фиг. 4 - та же схема для передачи с пересекающимися осями; на фиг. 5-схема качения двух цилиндрических роликов; на фиг. 6 - профпль зубз передачи.
У косозубых и щевронных цилиндрических зубчатых колес, у KOHTIческих колес с винтовыми зубьями коитактная линия А располагается на рабочей поверхности зуба под некоторым углом к направленню зуба (фиг. 1). Два тела вращения {фиг. 2), образованные одной и той
№ 86718
же кривой, вращаются при плотном соприкосновении по образующим.. Чистое качение нмеет место только в средней плоскости. По обе стороны этой плоскости, кроме качения происходит скольжение, вызванное разностью окружных скоростей.
Линия контакта А лежит в плоскости, перпендикулярной осям колес,-для зубчатых колес с нараллельными осями (фиг. 3), и на поверхности сферы, описанной из центра пересечения осей, - колес с нересекающнмися осями (фиг. 4). Прн зацеплении колес линия контакта А перемещается в направлении радиуса сферы илн в осевом направлении у колес с параллельными осями. Схему трения в этом случае (фиг. 5) можно сравнить с качением двух цилиндрических роликов.
Винтовые зубья и полюс заиенления зубчатых колес вынесены за пределы наружного диаметра одного из колес. Таким образом, у пары зубчатых колес с одинаковым числом зубьев одно из колес будет иметь иаружный днаметр больще, чем другое, а активиая часть профилей зубьев расположена по одну сторону полюса зацепления.
Контакт меладу зубьями в торцовом сечении происходит по всер/iy рабочему профилю зуба (фиг. 6). Профиль зуба в торцовом сечеиии может быть прямолинейным или выполненным но любой кривой. выбора замеров и профиля зубьев важна проворачиваемость зуба во впадине сопрягаемого колеса без внедрения пдофилей.
Прямая 1-3 предоставляет касательную к петле удлиненной эпициклоиды 3-4-5, опнсываемой точкой 3. Кривая 1-2 является отрезком нормальной эпициклоиды любой (или прямой, или кривой), описанной точкой 1.
При вращении колес в направлении, указанном стрелками, точка /, двигаясь по линии J-2, в полюсе зацепления совместится с точкой 2, после чего они снова разойдутся, а в точке 3 начнет отставать от точкн Зк, так как они расположены на разных радиусах от своих осей и вращаются с одинаковыми угловыми скоростями. В результате этого профиль 1-3 отойдет от профиля 1к-3к.
При вращении колес в направлении, обратном указанному стрелками, точка 3 онищет относите тыю шестерни лннию 3-4, т. е. не заденет профнля }к-3к; точка }к отойдет от точки 1, а следовательно, нрофили 1-3 и 1к-3к и в этом случае разойдутся.
Парезанне зубчатых колес с параллельными валами может производиться почти любым нз суш,ествующнх методов зубонарезання.
П р е д -М е т н з о б р е т е н и я
Зубчатая передача с параллельными илн нересекающимися осями с прямолинейным или криволинейным нрофилем зубьев, отличающаяся тем, что для устранения трения скольжения, полюс запенления вынесен так, что актнвная часть нрофиля зубьев располагается по одну сторону полюса н в процессе зацепления пары линия контакта зубьев у колес с пересекающимися осями располагается на сфере, описанной из точки нересечеиня осей, а у колес с параллельными осями - в плоскости, пернендикулярной осям.
Фиг. 3
Фиг. 2
Фцг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сферическая передача | 1986 |
|
SU1497422A1 |
ЦИКЛОИДАЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ | 2008 |
|
RU2390670C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ИЗ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЛИ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС С ТОЧЕЧНЫМ КАСАНИЕМ ВИНТОВЫХЗУБЬЕВ | 1967 |
|
SU195814A1 |
ЗАЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) И ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2007 |
|
RU2338105C1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ВАХРУШЕВЫХ | 2009 |
|
RU2396473C1 |
Зубчатая передача | 1988 |
|
SU1793131A1 |
Бесшатунный механизм | 2023 |
|
RU2805423C1 |
Терморегулирующее устройство | 1930 |
|
SU19828A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПАРА | 1991 |
|
RU2009386C1 |
Фиг 4
Фиг. 6
Авторы
Даты
1950-01-01—Публикация
1949-11-25—Подача