(54J УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛОЧЕНИЯ . ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
I
Известно устройство, содержащее датчик скорости, соединенньй со входом порЪгового элемента. Второй корректирующий) вход порогового элемента соединен с датчиком положения педали управления подачей топлива. Выход порогового элемента соединен с исполнительной сервосистемой ClD.
Недостатки устройства - наличие больших неиспользуемых зон тяговой характеристики, нерациональные переключения передач, и как следствие, повьшенный расход топлива, и ускоренный износ элементов «трансмиссии.
Наиболее близким техническим решением из известных к предлагаемому изобретению является устройство для автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее датчик положения педали управле- 1ШЯ подачей топлива, датчик скорости транспортного средства выход которого подключен к входу датчика уске рения, соединенного своими выходми
с соответствунидаю входами элементов блокировки нерациональных переключений передач, пороговые элементы переключения передач, входы которых подключены к выходу датчика скорости, а выходы - к исполнительной системе переключения передач, корректирующий элемент, связанный с датчиком положения педали управления подачей топлива Г21.
10
Недостатком этого изобретения является наличие нерациональных и цикличных переключений передач.
Цель изобретения - повьшение топливной экономичности транспортного
IS средства путем исключения нерациональных и цикличных переключений передач.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для автоматическог
20 переключения передач снабжено дополнительными корректирующими элементами по числу передач, датчиком сопротивления движению, один вход которого соединен с выходом датчика положения педали управления подачей топлива а другой - через дополнительные корректирующие элементы связан с вы ходом датчика ускорения, запоминающими элементами, входы которых связаны с выходами элементов блокировки нерациональных переключений передач, а выходы - с исполнительной системой переключения передач. На фиг,1 представлена функцирнальная схема устройства; на фиг.2 характеристика переключения передач. Устройство содержит датчик 1 положения педали управления подачей тогога 2датчика сопротивления движению. Второй вход датчика 2 сопротивления движению соединен с выходом датчика 3ускорения через корректирукиций элемент 4, индивидуальный для каждой передачи. Выход датчика 5 скорости устройства соединен со входом датчика ускорения 3 и выгодами пороговых элементов переключения передач 6 и 7. Вторые входы пороговых элементов 6 и 7 соединены с выходом датчика 2 сопротивления движению. Выходы пороговых элементов соединены со входами блокирующих элементов 8 и 9. Вторые входы блокивукяцих элементов соединены с выходами датчика 3 ускорения. Выходы блокирующих элементов соединены со входами запоминающих элементов 10 и 11, выходы которых соедине1д 1 с исполнительной системой 12 переключения передач. Контакты обратной связи исполнительной системы соединены с корректирующими элементами 4. Датчик 1 положения педали управления подачей топлива - потенциометр. Выходной сигнал 1 пропорционален подаче. топлива в двигатель. Датчик 2 согфотивления движению представляет собой сумматор вьшолненный на микросхеме операционного усипитёля, ..неинвертирукяций вход которого соединен с движком потенциометра датчика 1, а инвертирующий - с выходом датчика 3 ускорения через корректирующие элементы 4. Датчиком 5 скорости является тахогенератор переменного тока .с мостовым выпрямителем и реостатно-емкостным фильтром, датчиком 3 ускорения - диф ференциатор, выполненный на мйкросхеме операционного усилителя. Коррё
тирэпощий элемент 4 содержит два резистора, соответствуюпшх 1-й и 2-й передаче. Пороговые элементы 6 и 7
момент переключения, а знак ускорения - параметром, блокирующим нерациональные переключения. Положительпереключения передач вьтолнены на микросхемах операционного усилителя. В качестве блокирующих элементов 8 и 9 использованы логические микросхемы типа И-НЕ, в качестве запоминающих элементов - симметричные триггеры, вьтолненные на микросхемах типа И-НЕ. Устройство работает следующим образом. При движении машины датчик 5 скорости - тахогенератор вьфабатывает напряжение, прямо пропорциональное скорости движения. Это напряжение пос- тупает на входы датчика 3 ускорения и пороговых элементов 6 и 7 переключения передач. Сигнал величины ускорения поступает через корректирующие элементы 4 на вход датчика 2 сопротивления движению, который представляет собой сумматор. На вход датчика 2 также поступает сигнал с датчике 1 положения педали управлений подачей топлива. Разносный сигнал на выходе датчика 2 пропорционален сопротивлению передвижения. Этот сигнал, поступая на входы пороговых элементов 6 и 7,переключения передач определяет моменты их открывания сигналом датчика 5 скорости, т.е. осуществляет коррекцию момента переключения передачи в зависимости от сопротивления передвижению. Сигналы знака ускорения используются для блокировки нерациональных переключений передач, имеющих место при резких воздействиях на педаль управления подачей топлива. При резком увеличении подачи топлива скорость не может возрасти мгновенно. Сигнал же загрузки вследствие безынерционности потенциометра - датчика 1 положения педали подачи топлива возрастает мгновенно, и хотя свпротивление движению не изменяется, (фиг,2) происходит включение низшей передачи, хотя возможен разгон на высшей. Однако при увеличении подачи топлива появляется напряжение на выходе порогового элемента датчика 3 ускорения, которое блокирует логический элемент 9 включения низшей передачи. Аналогично работает система блокировки при резком сбросе подачи топлива. Таким образом, величина ускорения является параметром, задающим ное ускорение блокирует переключение на низшие передачи, отрицательное на высшие. С выходов логических элементов 8 и 9 сигналы на включение передач поступают на входы запоминаюпщх элементов 10 и 11, Назначение запоминаюощх элементов 1О и 11 - четко зафиксировать своим устойчивым состоянием сигнала включения передачи и предотвратить невступление сигналов на включение двух передач одновременно. Запоминание сигнала необходимо, так как для включения передачи необходимо совпадение значений скорости, ускорения, подачи топлива и знака ускорения, а. достаточное условие для сохранения передачи включенной - отсутствие сигнала включения другой передачи. Передача должна быть четко зафиксирована после исчезновения вклю чившего ее сигнала с выхода логического элемента. Формула изобретения . Устройство для автоматического переключения передач транспортного сред ства, содержащее датчик положения педали управления подачей топлива, датчик скорости транспортного средства, выход которого подключен к входу датчика ускорения, соединенного своими ш гходами с соответствующими вхо;СЮдами элементов блокировки нерационгшьных переключений передачи, пороговые элементы переключения передач, входы которых подключены к выходу датчика скорости, а выходы - к исполнительной системе, переключения передач, корректирующий элемент, связанный с датчиг ком положения педали управления подачей топлива, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения топливной экономичности путем исключения нерациональных переключений передач, оно снабжено дополнительнь ми корректирующими элементами по числу передач, датчиком сопротивления движению, один вход которого соединен с выходом датчика положения педали управления подачей топлива, а другой - через дополнительные корректирующие элементы™ связан с выходом датчика ускорения, запоминающими элементами, входы которых связаны с выходами элементов блокировки нерациональных переключений передач, а выходы - с исполнительной системой переключения передач. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 423685, кл. В 60 К 41/06, 1974 (прототип). , 2, Патент США № 3640152, кл. 74-752, 1972. В Л
Фиг.2. Нилшия (1}
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1979-04-17—Подача