Изобретение относится к машинострорнию и может быть использовано в механизмах для блокирования враще ния вала в одном из направлений. Известен храповой стопор вала, с держащий устанавливаемое на валу хр повое колесо и взаимодействующую с ним собачку, установленную с возможностью поворота относительно своей оси Г13. Недостатком указанного механизма является невысокая надежность вследствие отсутствия принудительног поджима собачки к храповому колесу. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является храповое ус ройство для стопорения вала, содержа щее корпус, жестко устанавливаемое на валу храповое колесо, взаимодействующую с ним и закрепленную на оси в корпусе собачку и связанную с ней одним концом пружину 2. Недостатком указанного механизма являются небольшие функциональные возможности вследствие невозможности стопорения вала в направлении вращения при заранее установленной скорости вращения. Цель изобретения - стопорение вала в одном из направлений только при достижении им установленного значения скорости вращения. Указанная цель достигается тем, что собачка выполнена в виде пластикы с зубьями разной высоты на концах и закреплена на оси, расположенной на оси симметрии зуба большей высоты, а другой конец пружины закреплен в корпусе с возможностью перемещения. На фиг. 1 изображено храповое устройство для стопорения вала в исходном положении, на фиг. 2 - то же при крайнем положении собачки перед сходом ее зуба большей высоты с вершины зуба храпового колеса. Храповое устройство для стопорения вала содержит корпус 1, жестко устанавливаемое на валу 2 храповое колесо 3, взаимодействующую с ним и закрепленную на оси 4 в корпусе 1 собачку 5 и связанную с ней одним концом пружину 6. Собачка 5 выполнена в виде пластины с зубьями 7 и 8 разной высоты на концах и закреплена на оси А, расположенной на оси симметрии зуба 7 большей высоты, а другой конец пружины 6 закреплен в корпусе 1 с возможностью перемещения. Перемещение пружины 6 обеспечивается ползуном 9, связанным с регулировочным винтом 10. Храповое устройство работает следующим образом. При вращении храпового колеса 3 в направлении, указанном стрелкой, со скоростью ниже установленного пре дельного значения его зубья поочеред но контактируют с зубом 7 собачки 5, заставляя ее совершать качательные движения вокруг оси 4, при этом яуб периодически входит в зону контакта с зубьями храпового колеса 3. В момент схода зуба 7 с вершины любого зуба храпового колеса 3 зуб 8 под действием усилия пружины 6 усревает выйти из зоны контакта с зубьями хра пового колеса 3 с зазором А, величина которого минимальна при скорости вращения, близкой к установленному предельному значению. При превьппении установленного пре дела скорости вращения храпового кол са 3 зуб 8 не успевает выйти из зоны контакта и вращение храпового колеса 3 стопорится. Различные предельные значения ско рости вращения храпового колеса 3 ус танавливаются при помощи регулировоч ного винта 10 путем изменения усилия пружины 6, а тем самым скорости .вы-; хода зуба 8 из зоны контакта с зубьями храпового колеса 3 и возврата собачки 5 в исходное положение. Вращение храпового колеса 3 в направлении, противоположном указанному стрелкой, ничем не ограничивается. При усилии удерживающей пружины 6 равном нулю зуб 7 полностью выходит из зоны контакта, а зуб 8 постоянно будет контактировать с зубьями храпового колеса 1, т.е. вращение будет возможно только в направлении противоположном указанному стрелкой. Использование предлагаемого устройства позволяет расширить функциональные возможности. Формула изобретения Храповое устройство для стопорения вала, содержащее корпус, жестко устаьавливаемое на валу храповое колесо, взаимодействующую с ним и закрепленную на оси в корпусе собачку и связанную с ней одним концом пружину, отличающееся тем, что, с целью стопорекия вала в одном из направлений только при достижении им установленного значения скорости вращения, собачка выполнена в виде пластины с зубьями разной высоты на концах и закреплена на оси, расположенной на оси симметрии зуба большей высоты, а другой конец пружинь закреплен в корпусе с возможностью перемещения . IИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Артоболевский И.И. Механизм в современной технике, М., Наука, 1979, т. 1, с. 144, рис. 277. 2.Там же, рис. 278 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Храповое устройство для стопорения вала | 2016 |
|
RU2646692C1 |
ЛЕБЕДКА | 1986 |
|
RU1471469C |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЛИСТОВЫХ ДЕТАЛЕЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФЛАНЦЕВ ИЗ ШИН К ВОЗДУХОВОДАМ И СЕКЦИЙ КАРМАННЫХ ФИЛЬТРОВ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА | 2015 |
|
RU2617805C2 |
Инерционный пружинный двигатель | 1990 |
|
SU1806292A3 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕСТНИЦАМ И НА ЭСКАЛАТОРАХ | 2012 |
|
RU2510347C2 |
Рычажно-храповой механизм | 1982 |
|
SU1027458A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ БЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2009 |
|
RU2405672C1 |
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства | 1983 |
|
SU1286451A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ РАСТВОРОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ | 1992 |
|
RU2029566C1 |
Стартстопная муфта | 1985 |
|
SU1270439A1 |
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1980-01-30—Подача