Способ контроля уровня бодрствования водителя транспортных средств Советский патент 1981 года по МПК A61B5/18 

Описание патента на изобретение SU869756A1

(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Изобретение относится к медицине, а .именно к методам психофизиологичес ких исследований и может быть исполь зовано, например, для оценки функционального состояния водителя транспортного средства в процессе его ра боты путем измерения накожного электропотенциала. Известен способ контроля уровня бодрствования водителя транспортных средств, который заключается в закреплении на теле водителя электродо фиксации порогового значения определяемого физиологического показателя и сигнализации водителю при достижении показателем порогового значения 1 . Однако такой способ не позволяет точно оценивать нижнюю ступень бодрствования, предшествующую переходу человека ко сну при выполнении определенной профессиональной деятельнос ти, так как величина электрокожного сопротивления (ЭКС) неоднозначно отражает переход от. бодрствования ко сну и зависит от двигательных актов человека, а также от окружающих температурных условий и влажности. Кроме того, значительные трудност возникают при измерении ЭКС вследствие того, что реактивными зонаи и человека являются ладони рук либо стопы ног, поэтому постаиовка датчиков значительно затрудняет процесс профессиональной деятельности. Целью изобретения является повышение надежности контроля. Цель достигается тем, что при осуществлении способа контроля уровня бодрствования водителя транспортных средств, заключающегося в закреплении на теле водителя электродов, фиксации порогового значения определяемого физиологического показателя и сигнализации водителю при достижении показателем порогового значения, электроды закрепляют на лбу и на запястье водителя, измеряют постоянную составляющую биоэлектрического потенциала и сигнги водителю подают при значениях постоянной составляющей биоэлектрического потенциала S ± i мВ. Способ существляют следующим образом. На лоб и запястье руки водителя, находящегося за рулем автомобиля, накладывают слабополяризующиеся электроды с хлористо - серебряным покрытием, подключенные к милливольтметру с высоким входным сопротивлением

(порядка 1 МОм) и фильтром низких частот, фиксирующему величину постоянной составляющей электробиопотенциала С помощью универсальных измеритель ых приборов ВК-7 регистрируются электробиопотенциал (ЭБП) и электрокожное сопротивление (ЭКС), а момент, предшествующий наступлению сна, определяется по изменению картины электроэнцефаллограммы, записываемой с участка лоб - затылок на энцефаллографе. Полученные результаты измерения элёктробиопотенциала и электрокожного сопротивления приведены в табл.1.

Из данных табл.1 следует, что ЭБП водителя, находящегося в состоянии оптимального бодрствования, равняется 30 ±3,2 мВ, а ЭКС соответственно равен 42 ±7,6 кОм. В момент наступления сна уровень ЭВП однозначно снижается до нуля (с достоверностью различия ,001), а величина ЭКС, хотя и увеличивается до 60 ±8,4 кОм, однако статистически не достоверна (Р Ь,05).

Вторая серия экспериментов прово-дится с целью оценки нижней ступени бодрствования, вслед за которой наступает сон. При этом дополнительно фиксируют ошибки, совершаемые водителем, например, наезд на ограничительные линии, пересчитанные на 5 мин. Результаты серии представлены в табл.2.

Из табл. 2 видно, что при снижении значения электробиопотенциала число наездов и их продолжительность увеличиваются. Однако до величины потенциала 5 11 мВ эти изменения статистически не значимы (,05). При снижении потенциала до 3 +1 мВ число наездов и их продолжительность резко и достоверно (,001) возрастают. При дальнейшем снижении потенциала водитель фактически не осуществляет процесс управления, в виду чего эксперимент прекращается.

Таким образом, снижение электробиопотенциала до величины 5 ±1 мВ

характеризует наступление на нижнюю ступень бодрствоваг1ия, при которой водитель еще осуществляет процесс управления транспортным средством.

В третьей серии экспериментов при снижении электроОиопотенциала до величины 5 11 мВ испытуемые водители стимулировались с помощью звуковых и световых раздражителей, имеющих аритмичныйхарактер.

Количество ошибок управления транспортным средством при наличии раздражителей приведено в табл. 3.

Из данных табл. 3 видно, что при этом пцтенциал достоверно увеличивался, что сопровождалось статистически значимым улучшением качества вожде-, ния.

Предлагаемый способ позволяет с достаточной точностью и надежностью определить момент, предшествующий наступлению сна у водителя транспортiHoro средства в процессе высокомонотонной деятельности, а также стимулировать его до уровня бодрствования обеспечивающего надежную работу. Кроме того, электробиопотенциал не зависит от окружающей среды, двигательной активности водителя, состояния его кожных покровов, а крепление электродов не затрудняет профессиональной деятельности водителя транспортных средств.

Использование способа на автотранспорте приведет к сокращению дорожно - транспортных происшествий (ДТП) вызываемых сонным состоянием водителя, так как обеспечит воздействие на него в нужный момент соответственных систем сигнализации и стимуляции. Отсутствие в настоящее время базовой индикации уровня бодрствования в условиях реальной езды приводит к тому что примерно 20% ДТП связано с засыпанием водителей за рулем автомобиля причем около 12% из них заканчивается смертельным исходом. Экономический эффект от внедрения предлагаемого способа составит 640 тыс. руб. на на 1 тыс. ДТП.

Таблица

Похожие патенты SU869756A1

название год авторы номер документа
Устройство для стимуляции водителя транспортного средства 1980
  • Белов Петр Павлович
  • Иванов Виктор Николаевич
  • Некрасов Валентин Петрович
  • Рейнер Арнольд Павлович
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
SU938932A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ДИСПЕТЧЕРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕГО ЗАСЫПАНИЯ 2012
  • Антипов Олег Игоревич
  • Захаров Александр Владимирович
  • Неганов Вячеслав Александрович
  • Повереннова Ирина Евгеньевна
RU2499692C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2016
  • Статут Владимир Александрович
  • Иващенко Андрей Александрович
RU2734329C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВНИМАНИЯ ОПЕРАТОРА В СИСТЕМАХ "ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА" 2015
  • Изнак Андрей Федорович
  • Чаянов Никита Васильевич
  • Изнак Екатерина Вячеславовна
RU2571891C1
УСТРОЙСТВО ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ РУЛЕВОГО ВАХТОВОЙ СМЕНЫ ЭКИПАЖА КОРАБЛЯ 2017
  • Панарин Михаил Владимирович
RU2683914C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛУБИНЫ ГИПНОЗА 1997
  • Разыграев И.И.
  • Панькова С.С.
  • Фокин В.Ф.
  • Пономарева Н.В.
RU2102921C1
СПОСОБ СНЯТИЯ АНАЛОГОВЫХ СИГНАЛОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУШАЮЩЕГО ПРИ ПОМОЩИ НАУШНИКОВ 2014
  • Журавлёв Игорь Владиславович
RU2565652C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЫХОДА ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА ИЗ КОНТУРА УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Изнак Андрей Федорович
  • Чаянов Никита Васильевич
RU2539004C1
ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРА ПО УРОВНЮ БОДРСТВОВАНИЯ И ПРЕДВЕСТНИКАМ ГИПОГЛИКЕМИИ 2003
  • Дементиенко В.В.
  • Марков А.Г.
  • Шахнарович В.М.
RU2251156C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ МНОГООСНОГО ШАССИ 2019
  • Пороскун Сергей Иванович
  • Будкин Юрий Леонидович
  • Лазарев Николай Васильевич
  • Лободин Владимир Матвеевич
RU2741932C1

Реферат патента 1981 года Способ контроля уровня бодрствования водителя транспортных средств

Формула изобретения SU 869 756 A1

30 ±3,2 МВ 42-t7p6

0,001

±8,4 кОм

0,05

Формула изобретения Способ контроля уровня бодрствования водителя транспортных средств, заключающийся в закреплении на теле водителя электродов, фиксации порогового значения определяемого Физиологического показателя и сигнализации водителю при достижении показателем порогового значения, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения надежности контроля, электроды .

Таблица 2

Таблица

закрепляют на лбу и на запястье водителя, измеряют постоянную составляющую биоэлектрического потенциала и сигнал водителю подают при значениях постоянной составляющей биоэлектрического потенциала 5±1 мВ.

Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 644461, кл. А 61 В 5/05, 1979.

SU 869 756 A1

Авторы

Некрасов Валентин Петрович

Рейнер Арнольд Павлович

Хадишахметов Марат Ахмедович

Чебышев Алексей Евгеньевич

Белов Петр Павлович

Даты

1981-10-07Публикация

1979-11-30Подача