Изобретение относится к машиностроению, в частности к уст зойствам дл передачи врсццения. Известна гидродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное коле са и неподвижный кожух l3 . Недостатком ее является большой вес и габариты. Известна также гидродинамическая муфта, содержащая турбиннОе колесо с центральными дрюнажными каналами/ насосное колесо и закрепленный на не кожух с перегородкой, образукмдей центральную и периферийную полости 2. Данное техническое решение являет ся наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемо му результату. Недостатком его является низкие эксплуатационные характе ристики. Цель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик. Поставленная цель достигается тем, что гидродинамическая муфта,со держащая турбинное колесо с централь ными дренаж{1ыми каналами, нг1сосное колесо и закрепленный на нем кожух с перегородкой, образующей центральную и периферийную полости, снабжена газоподводядим устройством, расположенным в периферийной полости кожуха,а центральная полость соединена с атмосферой осевым каналом и с периферийной полостью - каналами, расположенными по периметру кожуха. На чертеже представлена гидродинамическая муфта в продольном разрезе. Муфта состоит из турбинного колеса 1 с рабочими лопатками 2, расположенного на подшипниках 3 в ступице насосного колеса 4 с такими же рабо(Чими лопатками, уплотненного контактным уплотнением 5. В ступице колеса 1 предусмотрены центральные дренажные каналы 6. К колесу 4 болтами 7 прикреплен кожух 8 с перегородкой 9, на которой со стороны колеса 1 установлены импеллерные лопатки 10 и газоподводящее устройство- втулка 11 с каналами 12 и 13. Выступающий наружу конец втулки 11 может свободно вращаться в уплотнениях 14 газоподводящей неподвижно закрепленной головки 15, камеры 16 и 17 которой соединены каналами 18 с атмосферой, а каналами 19 и 22 - с регулирующим давление газовой среды органом. Гидромуфта крепится на валу приводной машины расточкой и соединяется с двига-г
телем при помощи клиноременной передачи через шкив 20, т.е. рабочее колесо 1 является турбинным, а рабочее колесо 3 - насосным. Перед вводом в эксплуатацию муфта частично заполняется рабочей жидкостью 21. Работает муфта следующим образом. При включении приводного двигателя приобретает полную угловую скорость связанное с ним через клиноременную передачу насосное колесо 4, к которому болтами 7 прикреплен кожух 8. Турбинное колесо 1, будучи связанным с приводимой машиной, в начальны момент неподвижно. Находящаяся во внутренней полости муфты рабочая жидкость приобретает угловую скорость и образует жидкостные кольца со свободными поверхностями в камерах 22 и 23 разделенных перегородкой 9. При таком расположении жидкости последняя либо совсем не попадает в рабочую полость 24, либо заполняет ее частично (в зависимости от первоначального за полнения муфты при ее заправке), а дополнительная полость оказывается герметично разделенной жидкостным кольцом и перегородкой 9 на полости 22 и 23. Для разгона приводной машины в камеру 22 по трубопроводу 19 и каналу 12 через камеру 17 газоподводящей головки 15 подают газ определенного давления, который вытесняет рабочую жидкость из камеры 22 в рабочую полость 24 и полость 23 с импеллерными лопатками 10. Чем вьаие подаваемое давление, тем больше степень заполнения рабочей полости муфты и тем ниже ее скольжение при заданной нагрузке. При изменении степени заполнения рабочей полости 24 и полости 23 дренаж их осуществляется через каналы 6, 13, 18,
В связи с большой площадью сечений 5 каналов, расположенных по периферии перегородки 9, переход жидкости из полости 22 в рабочую полость 24 и полость 23 происходит при малом сопротивлении перетоку, чем определяется высокое быстродействие муфты.
Формула изобретения
Гидродинамическая муфта, содержащая турбинное колесо с центральными дренажными кaнaлa(и, насосное колесо и закрепленный на нем кожух с перегородкой , образующий центральную и периферийную полости, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, она снабжена газоподводящим устройством, расположенным в периферийной полости кожуха, а центральная полость соединена с атмосферой осевым каналом и с периферийной полостью - каналами, расположенными по периметру кожуха.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР№ 179140, кл. F 16 D 33/02, 1962.
2.Авторское свидетельство СССР 1 559051, кл. F 16 D 33/02, 1975
(прототип). 8 23
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамическая пуско-тормозная муфта | 1979 |
|
SU889947A2 |
Гидравлическая пуско-тормозная муфта | 1978 |
|
SU765552A1 |
Пускотормозная гидродинамическая муфта | 1983 |
|
SU1163066A1 |
Гидродинамическая муфта | 1973 |
|
SU771378A1 |
ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ ПРОТОЧНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU425007A1 |
Гидродинамическая муфта | 1980 |
|
SU941741A1 |
Гидродинамическая муфта | 1980 |
|
SU905530A1 |
Пусковая гидродинамическая муфта | 1971 |
|
SU817358A1 |
ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ ГИДРОМУФТА | 1971 |
|
SU294977A1 |
Пуско-тормозная проточная гидродинамическая муфта | 1975 |
|
SU547571A2 |
Авторы
Даты
1981-10-07—Публикация
1980-01-15—Подача