Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высокоскоростных механизмах свободного хода, преимущественно в редукторах несущего винта вертолета. Известен механизм свободного хода содержащий ведомый вал в виде обоймы ведущий вал с площадками, цилиндрические ролики, расположенные между площадками ведущего вала и внутренней поверхностью обоймы, и прижимное устройство в виде системы радиальных каналов для подвода масла к площадкам ведущего вала 1}. Однако такой механизм не ббеспечи вает безударного включения при испол зовании его в конструкции редуктора несущего винта вертолета, так как привод маслонасоса, подающего масло к площадкам ведущего вала, осуществлен от кинематической-цепи, соединэнной с ведомым валом, который в на чальный момент работы механизма свободного хода неподвижен. Известен механизм свободного хода редуктора несущего винта вертолета, содержащий ведущий вал, снабженный площадками, ведомый вал, выполненный .в виде.обойглл, цилиндрические ролики расположенные между площадками ведущего вала и внутренней поверхностью обоймы, и прижимное устройство, выполненное в виде сепаратора, взаимодействующего с пружиной кручения, один конец которой прикреплен к ведущему валу Г23. Однако в таком механизме имеет место увеличенный износ контактирующих элементов за счет воздействия неуравновешенных центробежных сил пружины при повышенной передаваемой мощности и скорости, что уменьшает его ресурс.. Целью изобретения является увеличение ресурса путем уменьшения износа поверхностей контактирующих элементов. Поставленная цель достигается за счет того, что прижимное устройство снабжено поводком, выполненным в виде втулки, имеющей наружное круговое ребро с радиальными выступами, размещенными в радиальных пазах сепаратора, при этом поводок установлен на подшипнике на ведущем вййу, а другой конец пружины кручения закреплен на поводке. На фиг. 1 изображен продольный разрез механизма свободного хода;на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид по стрелке Б на фиг. 1. Механизм свооодного хода имеет ведущий вал 1, снабженный площадками 2с отверстиями 3 и опирающийся чере подшипник качения 4 на ведомый вал 5 выполненный в виде обоймы, между которым и площадками 2 ведущего вала 1 установлены цилиндрические ролики 6, и прижимное устройство, которое сос ггоит из сепаратора 7, поводка 8 в ви де втулки 9, имеющей наружное круговое ребро 10 с радиальными выступами 11, входящими в радиальные пазы 12 сепаратора 7, и пружины 13, концы ко торой закреплены на ведущем валу 1 и поводке 8. Поводок 8 установлен на ведущем валу 1 на подшипнике 14. Ведущий вал 1 имеет систему радиальных каналов 15 для подвода масла к площадкам 2 ведущего вала 1. Отверстия 3каналов 15 на площадках смещены от линий контакта роликов 6 с площадкой так, чтобы между роликом 6 и площадкой 2 был образован масляный клин. Механизм работает следующим образом. При вращении ведущего вала 1 отно сительно ведомого вала 5 по стрелке В происходит соединение валов 1 и 5 из-за заклинивания роликов при повороте сепаратора под действием крутящ-его момента пружин 13, а при обгонке ведомым валом 5 ведущего вала 1 их разъединение и расклинивание роликов б о Одновременно с увеличением шага оборотов ведущего вала усилие вытекающей из отверстий 3 под действием давления насоса и центробежных сил смазки стабилизирует ролики. Центробежная сила, возникающая пр вращении ведущего вала и воздействующая на пружину 13, воспринимается поводком 8, равномерно распределяющим усилия по роликам б через сеператор 7. Эффект от реализации изобретения заключается в уменьшении износа контактирующих элементов муфты свободного хода и увеличения ее ресурса. Формула изобретения Механизм свободного хода, преимущественно редуктора несущего винта вертолета, содержащий ведущий вал с площадками, ведомый вал, выполненный в виде обоймы, цилиндрические ролики, расположенные между площадками ведущего вала и внутренней поверхностью обоймы ведомого вала, и прижимное устройство, выполненное в виде сепаратора, взаимодействующего с пружиной кручения, один конец которой , прикреплен к ведущему валу, отличающийся тем, что, с целью увеличения ресурса путем уменьшения износа поверхностей контактирующих элементов, прижимное устройство снабжено поводком, выполненным в виде втулки, с наружным круговым ребром с радиальными выступами, размещенными в выполненных на сепараторе радиальных пазах, при этом поводок установлен на подшипнике на ведущем валу, а другой конец пружины кручения закреплен на поводке. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 283740, кл. F 16 Т) 41/07, 1969. 2.Книга Вертолетный радуктор РВ-ЗМ, техническое описание. М., Воениздат, 1975, с, 17, фиг. 14 (прототип)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2006 |
|
RU2310108C1 |
Муфта свободного хода | 1980 |
|
SU894246A1 |
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА | 2009 |
|
RU2402457C1 |
Роликовый механизм для передачи вращения | 1990 |
|
SU1728549A1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449165C1 |
Роликовая муфта | 1990 |
|
SU1728548A1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2541345C1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2490511C1 |
ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР НЕСУЩЕГО ВИНТА | 2011 |
|
RU2474514C1 |
НЕСУЩИЙ ВИНТ | 2005 |
|
RU2296697C1 |
, У // //
Авторы
Даты
1981-10-07—Публикация
1978-02-13—Подача