Устройство для управления двигателем постоянного тока Советский патент 1981 года по МПК H02P3/14 

Описание патента на изобретение SU871289A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемых электроприводах постоянного тока. Известны электроприводы с тиристо ными импульсными усилителями, соеди ненными в мостовую схему, у которых осуществляется поочередная коммутация тиристоров ГЧ . Недостатком их является низкий КПД в периоды торможения двигателя, так как энергия, вы рабатываемая двигателем, расходуется только на нагрев якорной обмотки, т передача энергии торможения в питающую сеть исключена. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для управления двигателем постоянного тока 2}, содержащее две мостовые схемы на тиристорах и об|)аткых диодах, в общую диагональ которых включен двигатель, два коммутирующих трансформатора, первичные обмотки которых подключены к выходам узла искусственной коммутации, а втс ричные включены последовательно в цепи питания тиристорной мостовой схемы от выпрямителя, вход которого соединен со вторичной обмоткой сетевого трансформатора, и модулятор длительности, вход которого соединен с выходом задающего блока, а выходы с управляющими электродами тиристоров. В этом устройстве, с целью, частичного устранения отмеченного недостатка, между полюсами источника питания и тиристорной группой введены дополнительные тиристоры, шунтированные резисторами. Однако энергия торможения при этом выделяется на дополнительных резисторах, что не повышает КПД устройства в целом, так как передача энергии торможения в сеть по-прежнему исключена. , Целью изобретения является повышение КПД устройства. Эта цель достигается за счет того, что в устройство для управления двигателем постоянного тока. содержащее две мостовые схемы на тиристорах и обратных диодах, в общую диа гональ которых включен двигатель, два коммутирующих трансформатора, пе вичные обмотки которых подключены к выходам узда искусственной коммутации, а вторичные включены последовательло в цепи питания тиристорной мостовой схемы от выпрямителя, вход которого соединен с вторичной обмоткой сетевого трансформатора, и модулятор длительности, вход которого соединен с выходом задающего блока, аВЫХОДЫ - с управляющими электродами тиристоровJ. введен инвертор, ведомый сетью, вход которого соединен с дополнительной обмоткой сетево го трансформатора, регулирующий вхо с выходом задающего блока, а силовой вход - с выходом диодной мостовой схемы, причем одна йз ветвей последней выполнена на тиристорах, управляющие электроды которых соединены с выходом модулятора длительное ти. Принципиальная схема устройства п казана на чертеже. Устройство содержит силовые тиристоры 1-А, образующие мост, в диагональ которого-включен якорь двигателя 5. Общий вывод силовых тиристоров 2,3 через вторичную обмотку коммутирующего трансформатора 6 соед нен сположительным полюсом выпрямителя 7. Общий вывод тиристоров 1,4 через вторичную обмотку коммутирующе го трансформатора 8 соединен с отриц тельным полюсом выпрямителя 7. Первичные обмотки трансформаторов 6 и 8 подключены к соответствующим выходам узла искусственной комму тации 9. Выход выпрямителя 7 шунтирован ко денсатором 10 фильтра.Тиристоры 11, 12 и обратные диоды 13,14 образуют встречный MOCTJ в диагонали которого включен якорь двигателя 5. Общий вывод тиристора 12 и диода 13, а так же общий вывод тиристора 11 и диода 14 соединены с входом инвертора 15 напряжения ведомого сетью, выход которого подключен к дополнительной обмотке сетевого трансформатора 16. Выпрямитель 7 также питается от вто ричной обмотки трансформатора 16. Задаюпщй блок 17 подключен к регули рующему входу инвертора 15 и к вход модулятора 18 длительности, выходы 9 которого соединены с управляющими электродами всех тиристоров. Устройство работает следующим образом. Включение схемы осуществляется подачей импульсов на управлякнцие входы тиристоров одной из диагоналей тиристорного моста и на один из дополнительных тиристоров. Допустим, что включаются тиристоры 1,3 и тиристор 12 на управляющий вход которого поступает постоянный отпирающий сигнал. При этом якорь двигателя подключен на выпрямитель 7 и через двигатель течет ток. На интервале отключения тиристо рв 1,3 под действием запирающих импульсов трансформаторов 6 и 8 ток якоря двигателя будет замыкаться через открытый тиристор 12, инвертор 15 и диод 14 благодаря действию ЭДС самоиндукции якорной обмотки. В этот период происходит передача энергии от двигателя в питающую сеть через дополнительную вторичную обмотку трансформатора 16, которая подключена к выходу инвертора 15. В установившемся режиме работь двигатель 5 вращается со скоростью, заданной относительной продолжительностью включения тиристоров 1,2, формируемой блоком 17. Одновременно с зтим блок 17 устанавливают через регулирующий вхрд инвертора 15 величину ЭДС инвертора, примерно равную ЭДС якоря двигателя, и создает оптимальным условие для рекуперации энергии от двигателя в питающую сеть. С изменением относительной продолжительности включения тиристоров 1.3 устанавливается новое значение скорости машины, новое значение ЭДС двигателя и примерно равное ему новое значение ЭДС инвертора 15, т.е. оптимальный режим работы двигателя 5 и инвертора 15 сохраняется. Это позволяет иметь малый уровень пульсаций тока в нагрузке и сделать минимальными перенапряжения в якорной обмотке 5. При реверсе машины отключаются имПульсы с управляющих электродов тиристоров 1,3. Тиристоры 1,3 закрываются, и ток якоря двигателя 5 протекает под действием ЭДС самоиндукции через тиристор 12, инвертор 15 и . ди6д 14, осуществляя передачу энергии, накопленной в электромагнитных цепях машины, в питающую сеть. С управляющего входа тиристора 12 также снимается отпирающий сигнал. Это сос тояние схемы сохраняется до тех пор, пока ток якоря двигателя не упадет д нуля и тиристор 12 не закроется. Затем с-выхода модулятора 18 начнут по даваться импульсы на управлякмцие вхо ды тиристоров 2,4 и отпиракндий сигна на вход тиристора 11. Происходят включение второй диагонали тиристорного моста и реверс напряжения на якоре двигателя. Временная пауза меж ду отключением первой и включением второй диагонали нужна для спадания тока якоря до нуля и закрытия тиристора 12, который не имеет своего ком мутирзпощего трансформатора. В против ном случае при открытии тиристрров 2,4 второй диагонали ток источника питания через тиристор 12 и диод 14 течет на инвертор 15 и параллельно работают двигатель 5 и инвертор I5 от источника питания. Рассмотрим теперь работу двигателя от второй диагонали при включе. НИИ тиристоров 2 и 4. Ток якоря двиг теля под действием источника питания и ЭДС двигателя 5, которые теперь имеют одинаковое направление, резко увеличиваются. На интервале от ключения тиристоров 2 и 4 ток под .действием ЭДС самоиндукции якорной обмотки течет через диод 13 и тиристор 1 на вход инвертора 15 при этом происходят передача энергии торможения в питающую сеть и уменьшение тока в якорной цепи. Повторное включение силовых тиристоров приводит к закрытию тиристора 11 встречным напряжением источника питания и к росту тока в якорной обмотке. Таким образом, передача энергия торможения двигателя происходит толь ко на этапе отключения тиристоров 2, 4 и изменением относительной продолжительностью включения силовых тирис торов можно регулировать величину .тормозного тока двигателя 5 и, сле довательно, интенсивность торможения Одновременно с изменением относитель ной продолжительности включения дви; гателя и пропорционально этой величине происходит регулирование величины ЭДС инвертора 15. В общем случае при необходимости можно устанавливать различные соотношения между ЭДС двигателя 5 и ЭДС инвертора 15 путем включения на управляющий вход иневртора 15 нелинейного блока. По мере торможения двигателя 5 скорость уменьшается, и с изменением на правления вращения режим противовключения с отдачей энергии торможения в питающую сеть заменяется двигательным режимо работы, который был рас смотрен вьйпе. Таким образом, устройство позволяет осуществить эффективное торможение двигателя и обеспечивает передачу энергии, накопленной в механических звеньях машины, в питающую сеть, что приводит к существенному увеличению КПД электропривода. Формула изобретения Устройство для управления двигателем постоянного тока, содержащее две мостовые схемы на тиристорах и обратных диодах, в общую диагональ которых включен двигатель, два коммутирующих трансформатора, первичные обмотки которых подключены к выхо дам узла искусственной коммутации, а вторичные включены последовательно в цепи питания тиристорной мостовой схемы от выпрямителя, вход которого соединен с вторичной обмоткой сетевого трансформатора, и модулятор длительности, вход которого соединен с выходом задающего блока, а выходы - с управляющими электродами тиристоров, отличающе е с я тем, что, с целью повышения КПД устройства, в него введен инвертор, ведомый сетью, выход которого соединен с дополнительной обмоткой сетевого трансформатора, регулирунщий вход с выходом задающего блока, а силовой вход - с выходом диодной мостовой схемы,.причем одна из ветвей последней выполнена на тиристорах, управляклцие электроды которых соединены с выходом модулятора длительности. Источники информации, принятые,во внимание при экспертизе 1.Глазенко Т. А. Полупроводниковые преобразователи в электроприводах постоянного тока.- Л., Энергия, 1973, с. 238-239. 2.Авторское свидетельство СССР 02 Р 7/24, 1971 (про№ 414696, кл. Н тотип).

Похожие патенты SU871289A1

название год авторы номер документа
Электропривод 1981
  • Андрущук Владимир Васильевич
  • Андрущук Виктор Васильевич
SU957398A1
Переключатель цепи постоянного тока 1975
  • Андрущук Владимир Васильевич
SU618850A2
Электропривод постоянного тока 1988
  • Малинин Леонид Иванович
  • Персов Геннадий Аронович
SU1577049A1
Электропривод постоянного тока 1985
  • Малинин Леонид Иванович
  • Персов Геннадий Аронович
SU1288878A1
Реверсивный ключ 1979
  • Андрущук Владимир Васильевич
  • Ханевич Стефан
SU847514A1
Электропривод стола тяжелого продольнообрабатывающего станка 1976
  • Коваливкер Геннадий Наумович
  • Османов Руслан Хамидович
SU736314A1
Электропривод постоянного тока 1982
  • Новиков Юрий Дмитриевич
  • Бабин Юрий Владимирович
SU1069109A1
Устройство для возбуждения тяговых электродвигателей 1982
  • Кощеев Леонид Григорьевич
SU1120473A1
Электропривод постоянного тока 1987
  • Жеков Валерий Александрович
SU1460766A1
Управляемый электропривод 1984
  • Шипулин Александр Владимирович
  • Климаш Владимир Степанович
SU1197031A1

Иллюстрации к изобретению SU 871 289 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для управления двигателем постоянного тока

Формула изобретения SU 871 289 A1

SU 871 289 A1

Авторы

Андрущук Владимир Васильевич

Ханевич Стефан

Даты

1981-10-07Публикация

1979-06-18Подача