Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60L11/06 

Описание патента на изобретение SU874405A1

(54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Похожие патенты SU874405A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1968
  • В. Е. Агеев, Э. Г. Кузнецов, О. Д. Гончаров, А. К. Тищенко
  • Г. П. Мудрый
  • Государственный Научно Исследовательский Электротехнический
SU213163A1
УСТРОЙСТВО для ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА УСТОЙЧИВОСТИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1973
  • Э. П. Страшинин И. Шваб Институт Электродинамики Украинской Сср
SU398888A1
Двухтактный инвертор 1982
  • Нестеренко Геннадий Анатольевич
  • Гусев Александр Владимирович
  • Пельтек Илья Федорович
  • Чернышенко Дмитрий Алексеевич
SU1099364A1
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА 1997
  • Галактионов Лев Григорьевич
  • Мутылин Сергей Иванович
  • Шафиркин Вячеслав Валерьевич
  • Салов Александр Сергеевич
  • Галактионов Григорий Львович
RU2118040C1
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА 1996
  • Галактионов Лев Григорьевич
  • Мутылин Сергей Иванович
  • Шафиркин Вячеслав Валерьевич
  • Салов Александр Сергеевич
  • Галактионов Михаил Львович
RU2115220C1
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА 1996
  • Галактионов Лев Григорьевич
  • Мутылин Сергей Иванович
  • Шафиркин Вячеслав Валерьевич
  • Салов Александр Сергеевич
  • Галактионов Григорий Львович
RU2095937C1
Устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства 1982
  • Бородулин Иосиф Пейсахович
  • Аникиев Игорь Петрович
  • Петрущенко Сергей Николаевич
SU1062047A2
Тяговый электропривод локомотива 2018
  • Клименко Юрий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Чупин Яков Владимирович
  • Евсеев Вячеслав Юрьевич
RU2677971C1
Устройство для пуска синхронного двигателя 1974
  • Камша Михаил Михайлович
  • Зильберштейн Лев Абрамович
  • Сабанов Эдуард Борисович
SU658686A1
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРНОГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ 1999
  • Галактионов Л.Г.
  • Мутылин С.И.
  • Шафиркин В.В.
  • Салов А.С.
  • Галактионова Т.И.
RU2149497C1

Иллюстрации к изобретению SU 874 405 A1

Реферат патента 1981 года Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства

Формула изобретения SU 874 405 A1

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам возбуждения тягового генератора автономного транспортного средства.

Известно устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства, содержащее блок формирования сигнала обратной связи генератора, вход которого соединен с датчиком тока, установленным в силовой цепи генератора, а выход через усилитель и возбудитель - с обмоткой возбуждения генератора 1.

Недостатком устройства является его сложность, так как блок формирования сигнала обратной связи Генератора состоит из нескольких узлов сравнения, множительйого блока и стабилизированного источника питания..

Цель изобретения - упрощение устройства.

Указанная цель достигается тем, что блок формирования сигнала обратной связи выполнен в виде генератора переменной частоты, а усилитель - в виде ждущего мультивибратора и силового ключа, а также тем, что генератор переменной частоты содержит

три соединенныхпо кольцевой схеме элемента НЕ, один из которых шунтирован двумя последовательно соединенными конденсаторами, общая точка соединения которых подключена через резистор к коллектору транзистора, включенного по схеме с общей

базой, при этом база соединена через делитель с источником питания, а эмиттер через другой делитель - с датчиком тока. На фиг. 1 представлена блок-схема устройства регулирования возбуждения тяго,Q вого генератора; на фиг. 2 - то же, принципиальная схема; на фиг. 3 - зависимость частоты генератора переменной частЬты от величины входного сигнала; на фиг. 4 - внещняя характеристика тягового генератора.

15 Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора 1, приводимого во вращение тепловым двигателем 2, состоит из генератора 3 переменной частоты, выход которого через ждущий мультивибратор 4 соединен с силовым ключом 5. Силовой ключ 5 включен в цепь источника 6 питания обмотки 7 возбуждения возбудителя 8, который так же приводится во вращеиие тепловым двигателем 2. Вход генератора 3 переменной частоты соединен с датчиком 9 тока. Тяговый генератор 1 питает через выпрямитель 10 тяговый двигатель 11 постоянного тока независимого возбуждения, возбуждение которого осуществляется блоком 12. Генератор переменной частоты содержит три соединенных по кольцевой схеме элемента 13, 14 и 15 НЕ. Выход одного из элементов НЕ, например, элемента 15 НЕ является выходом генератора. Один из элементов НЕ, например элемент 14, шунтирован двумя конденсаторами 16 и 17. Их общая точка соединена через резистор 18 с коллектором транзистора 19, включенного по схеме с общей базой. Эмиттер транзистора 19 соединен с резистивным делителем 20, вход которого предназначен для соединения с датчиком тока. База транзистора 19 соединена с другим резистивным делителем 21 напряжения, вход которого соединяется с источником питания (не показан). Устройство работает следующим образом. Регулятор возбуждения генератора работает по число-импульсному принципу, т. е. при изменении регулирующего воздействия изменяется число импульсов тока, протекающих через обмотку возбуждения в единицу времени. При изменении момента нагрузки на валу тягового двигателя 11 изменяется ток нагрузки генератора 1, изменяется выходной сигнал датчика 9 тока генератора 3, измеряется частота управляемого напряжением генератора 3, изменяется число импульсов постоянной амплитуды и длительности, вырабатываемых ждущим мультивибратором 4, изменяется ток возбуждения в обмотке 7 возбуждения, так как изменяется частота замыканий силового ключа 5. Изменение частоты управляемого напряжением генератора переменной частоты происходит в функции тока по закону, приведенному на фиг. 3. Изменение выходного напряжения генератора в функции тока происходит по закону гиперболы, т. е. обеспечивается постоянство мощности синхронного тягового генератора 1 и теплового двигателя 2, или произведение напряжения генератора на его ток равняется постоянной величине. Например, тяговый генератор работает в устойчивом режиме, соответствующем точке А (фиг. 3 и 4). На выходе управляемого напряжением генератора 3 переменной частоты вырабатываются импульс частотой f, через обмотку возбуждения 7 протекает ток, обеспечивающий на выходе генератора 1 напряжение Уд (фиг. 4). Ток нагрузки тягового генератора увеличился до значения 3 . На выходе управляемого напряжением генератора переменной частоты устанавливается частота fa и через обмотку 7 возбуждения протекает меньший ток, обеспечивающий на выходе генератора 1 напряжение Ug. Мощность синхронного тягового генератора 1 остается неизменной. Ток нагрузки тягового генератора уменьшился от значения Зд до значения J . На выходе управляемого напряжением генератора 3 переменной частоты вырабатываются импульсы частотой fc частота замыканий силового ключа 5 увеличивается, ток возбуждения синхронного генератора 1 увеличивается и на его выходе устанавливается напряжение U . Мощность синхронного тягового генератора остается неизменной. Таким образом, напряжение синхронного тягового генератора изменяется по гиперболическому закону в функции тока нагрузки. Управляемый напряжением генератор переменной частоты (фиг. 2) работает в автоколебательном режиме. При изменении положительного потенциала на входе д ителя 20 происходит изменение сопротивления коллектор-эмиттер транзистора 19 -f так как потенциал его базы задан резистивным делителем 21 и напряжением на его входе. Изменение сопротивления коллекторэмиттер транзистора 19 приводит, к изменению частоты генерации управляемого напряжением генератора переменной частоты. Получение требуемой функциональной зависимости выходной частоты осуществляется подбором соотношения конденсаторов 16 и 17. Верхний уровень частоты ограничивают подбором резистора 18. Использование предлагаемого устройства для возбуждения тягового генератора транспортного средства по сравнению с существующими имеет преимущества, заключающиеся в простоте наладки и изготовления, меньшей стоимости, уменьшении габаритов и потребляемой мощности и использовании при производстве элементов серийно выпускаемых .промыщленностью. Экономический эффект ожидается в сумме 1121 руб. в год на одно устройство. Формула изобретения 1. Устройство регулирования возбуждения тягового генератора транспортного средства, содержащее блок формирования сигнала обратной связи генератора, вход которого соединен с датчиком тока, установленным в силовой цепи генератора, а выход Через усилитель и возбудитель - с обмоткой возбуждения генератора, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, блок формирования сигнала обратной связи выполнен в виде генератора переменной частоты, а усилитель - в виде ждущего мультивибратора и силового ключа. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что генератор переменной частоты содержит три соединенных по кольцевой схеме элемента НЕ, один из которых шунтирован двумя последовательно соединенными конденсаторами, общая точка соединения которых подключена через резистор к коллектору транзистора, включенного по схеме с общей базой, при этом база соединена

через делитель с источником питания, а эмиттер через другой делитель - с датчика тока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 335132, кл. В 60 L 11/04, 1970.

Фиг.2

Ч Ч

(риг.З

SU 874 405 A1

Авторы

Катилас Эдуард Петрович

Хопова Майя Порфирьевна

Даты

1981-10-23Публикация

1979-07-06Подача