- :, 1 . . -. , : -
Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей.
Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая масляный резервуар, окружаимдий подшипниковую опору, одна из стенок которого, принадлежит наружнсялу корпусу двигателя, и масляный поддон. Накопленное в резервуаре масло после оста- новки двигателя либо стекает в масляный поддон через подшипник турбины, охлаждая его, либо переносит тепло от подпдапниковой опоры и наружному корпусу естественной конвекцией в резервуаре Cl Недостатками зтой системы являются значительное увеличение габаритов самого двигателя, низкая эффектив- ность ухлаждения подаипников естественной конвекцией.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является система смазки газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, теплообменник и насос с приводом для прокачки масла через узлы двигателя пос ле его остановки 2.
Недостатком такой системы является наличие электрического двигате-. ля для привода масляного насоса, что требует затрат знергии от аккумуляторных батарей. Кроме зтого, работа газотурбинного двигателя с такой организацией охлаждения зависит от аккумуляторных батарей, что снижает надежность двигателя.
10
Цель изобретения - повышение надежности и зкономичности газотурбинного двигателя.
Указанная цель достигается тем, что привод насоса установлен между 5 маслобаком и теплообменником и выполнен в виде теплового двигателя, имеющего камеры внешнего подвода и отвода тепла, маслобак снабжен байпасной линией, а выход теплообменника 20 соединен с газотурбинным двигателем через камеру отвода тепла.
На чертеже представлена схема системы смазки газотурбинного двигате25
Система смазки газотурбинного двигателя 1 содержит маслобак 2, тепловой двигатель 3, камеру 4 внешнего додвода тепла теплового двигателя, 30 )амеру 5 внешнего отвода тепла, насос
б с приводом от теплового двигателя ;3 для прокачки 9ласпа через узлы двигателя после его остановки, причем выход теплообменника 7 соединен с газотурбинным двигателем 1 через камеру 5, Маслобак 2 снабжен байпасной линией 8.
Система смазки газотурбинного двигателя работает следующим образом. Горячее масло из газотурбинного .двигателя 1, нагретое в его подшипниках, поступает через байпасную линию 8 в камеру 4 подвода тепла теплового двигателя 3, в которой отдает часть своего тепла тепловому двигателю 3. После камеры 4 подвода тепла масло, пройдя через насос 6 и теплообменник 7, сильно охлаждается и поступает в камеру 5 отвода тепЛа теплового двигателя 3, осуществляя тем самым отвод тепла от теплового двигателя 3. Из последней масло попадает обратно в газотурбинный двигатель 1..
Тепловой двигатель 3 приводит в действие масляный насос б, который после остановки газотурбинного двигателя прокачивает масло по описанному колтуру.
Наличие в системе смазки байпасной линии 8, соединяющей вход и выход маслобака 2, вызывает повышение эффективности теплового двигателя 3 замечет увеличения разности температур между горячим маслом после газотурбинного двигателя 1 и маслом, прошедшим через теплообменник 7. Прокачиваемое масло в этом случае
не смешивается с маслом,остающимся в. маслобаке 2 после остановки двигателя, и имеет более высокую температуру на входе в камеру 4 внешнего подвода тепла теплового двигателя 3,
Использование для прокачки масла тепла, аккумулированного в узлах газотурбинного двигателя, повышает экономичность.
Отсутствие зависимости работы газотурбинного двигателя от аккумуляторных батарей повышает надежность двигателя ь
Формула изобретения
Система смазки газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, теплообменник и насос с приводом для про качки масла через узлы двигателя после его остановки, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения экономичности и надежности,привод насоса установлен между маслобаком и теплообменником и выполнен в виде теплового двигателя, имеющего камеры внешнего подвода и отвода тепла , маслобак снабжен байпасной линией, а выход теплообменника соедине с газотурбинным двигателем через камеру отвода тепла.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании № 1281842, кл. F 1 С, опублик. 1976. ., 2. ASME publication 74-GT-145, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2415281C2 |
МАСЛОСТАНЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2017 |
|
RU2657925C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2005 |
|
RU2293219C2 |
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТЕПЛОВОЗА | 2013 |
|
RU2530965C1 |
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2732522C2 |
ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР ВЕРТОЛЕТА | 2018 |
|
RU2674106C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2117794C1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2134804C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2422669C1 |
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2315190C1 |
Авторы
Даты
1981-10-30—Публикация
1980-02-08—Подача