Система смазки газотурбинного двигателя Советский патент 1981 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение SU877100A1

- :, 1 . . -. , : -

Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей.

Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая масляный резервуар, окружаимдий подшипниковую опору, одна из стенок которого, принадлежит наружнсялу корпусу двигателя, и масляный поддон. Накопленное в резервуаре масло после оста- новки двигателя либо стекает в масляный поддон через подшипник турбины, охлаждая его, либо переносит тепло от подпдапниковой опоры и наружному корпусу естественной конвекцией в резервуаре Cl Недостатками зтой системы являются значительное увеличение габаритов самого двигателя, низкая эффектив- ность ухлаждения подаипников естественной конвекцией.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является система смазки газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, теплообменник и насос с приводом для прокачки масла через узлы двигателя пос ле его остановки 2.

Недостатком такой системы является наличие электрического двигате-. ля для привода масляного насоса, что требует затрат знергии от аккумуляторных батарей. Кроме зтого, работа газотурбинного двигателя с такой организацией охлаждения зависит от аккумуляторных батарей, что снижает надежность двигателя.

10

Цель изобретения - повышение надежности и зкономичности газотурбинного двигателя.

Указанная цель достигается тем, что привод насоса установлен между 5 маслобаком и теплообменником и выполнен в виде теплового двигателя, имеющего камеры внешнего подвода и отвода тепла, маслобак снабжен байпасной линией, а выход теплообменника 20 соединен с газотурбинным двигателем через камеру отвода тепла.

На чертеже представлена схема системы смазки газотурбинного двигате25

Система смазки газотурбинного двигателя 1 содержит маслобак 2, тепловой двигатель 3, камеру 4 внешнего додвода тепла теплового двигателя, 30 )амеру 5 внешнего отвода тепла, насос

б с приводом от теплового двигателя ;3 для прокачки 9ласпа через узлы двигателя после его остановки, причем выход теплообменника 7 соединен с газотурбинным двигателем 1 через камеру 5, Маслобак 2 снабжен байпасной линией 8.

Система смазки газотурбинного двигателя работает следующим образом. Горячее масло из газотурбинного .двигателя 1, нагретое в его подшипниках, поступает через байпасную линию 8 в камеру 4 подвода тепла теплового двигателя 3, в которой отдает часть своего тепла тепловому двигателю 3. После камеры 4 подвода тепла масло, пройдя через насос 6 и теплообменник 7, сильно охлаждается и поступает в камеру 5 отвода тепЛа теплового двигателя 3, осуществляя тем самым отвод тепла от теплового двигателя 3. Из последней масло попадает обратно в газотурбинный двигатель 1..

Тепловой двигатель 3 приводит в действие масляный насос б, который после остановки газотурбинного двигателя прокачивает масло по описанному колтуру.

Наличие в системе смазки байпасной линии 8, соединяющей вход и выход маслобака 2, вызывает повышение эффективности теплового двигателя 3 замечет увеличения разности температур между горячим маслом после газотурбинного двигателя 1 и маслом, прошедшим через теплообменник 7. Прокачиваемое масло в этом случае

не смешивается с маслом,остающимся в. маслобаке 2 после остановки двигателя, и имеет более высокую температуру на входе в камеру 4 внешнего подвода тепла теплового двигателя 3,

Использование для прокачки масла тепла, аккумулированного в узлах газотурбинного двигателя, повышает экономичность.

Отсутствие зависимости работы газотурбинного двигателя от аккумуляторных батарей повышает надежность двигателя ь

Формула изобретения

Система смазки газотурбинного двигателя, содержащая маслобак, теплообменник и насос с приводом для про качки масла через узлы двигателя после его остановки, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения экономичности и надежности,привод насоса установлен между маслобаком и теплообменником и выполнен в виде теплового двигателя, имеющего камеры внешнего подвода и отвода тепла , маслобак снабжен байпасной линией, а выход теплообменника соедине с газотурбинным двигателем через камеру отвода тепла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 1281842, кл. F 1 С, опублик. 1976. ., 2. ASME publication 74-GT-145, 1974.

Похожие патенты SU877100A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Чечулин Анатолий Юрьевич
  • Салихов Рафаэль Ильнурович
RU2415281C2
МАСЛОСТАНЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2017
  • Бычков Олег Витальевич
  • Коймов Сергей Анатольевич
  • Толокнова Екатерина Ивановна
  • Чепкасов Евгений Анатольевич
RU2657925C1
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2005
  • Алавердова Ирина Федоровна
  • Алфимов Виталий Анатольевич
  • Арзамасцев Анатолий Александрович
  • Князев Александр Николаевич
  • Насонов Владимир Николаевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Шульгин Александр Федорович
RU2293219C2
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТЕПЛОВОЗА 2013
  • Рачков Станислав Робертович
  • Руденко Владимир Федорович
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Оленцов Александр Анатольевич
  • Бучкин Евгений Владимирович
  • Воронова Марина Анатольевна
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
  • Мохов Николай Федорович
RU2530965C1
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Готмалм, Кристер
  • Манкьюзо, Джеймс
RU2732522C2
ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР ВЕРТОЛЕТА 2018
  • Хасанов Рафис Зафарович
  • Хасанова Ольга Владимировна
RU2674106C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Голубов А.Н.
  • Ежова Н.П.
  • Жибков Ю.М.
  • Пузакова О.Р.
  • Фомин В.Н.
RU2117794C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Закирзаков Г.Г.
  • Карнаухов Н.Н.
  • Иванов А.А.
  • Мерданов Ш.М.
  • Самойлова М.И.
  • Фиалковский А.В.
RU2134804C1
СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Бучкин Евгений Владимирович
  • Быков Олег Юрьевич
  • Горин Владимир Иванович
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Новиков Александр Михайлович
  • Рачков Станислав Робертович
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2422669C1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2006
  • Беляева Татьяна Сергеевна
  • Лобанов Сергей Владимирович
  • Тюлюкин Юрий Петрович
RU2315190C1

Иллюстрации к изобретению SU 877 100 A1

Реферат патента 1981 года Система смазки газотурбинного двигателя

Формула изобретения SU 877 100 A1

SU 877 100 A1

Авторы

Костюков Андрей Вениаминович

Кальницкий Федор Ефимович

Бандин Борис Иванович

Даты

1981-10-30Публикация

1980-02-08Подача