Устройство для охлаждения электрической машины Советский патент 1981 года по МПК H02K9/19 

Описание патента на изобретение SU877715A1

1

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к закрытым электрическим машинам, жестко сопряженным с зубчатым редуктором. .

Известна электрическая машина, содержащая статор и ротор, вал которого соединен с пристроенным к электрической машине зубчатым редуктором, размещенным в картере li.

Недостатком этого устройства яв- ляется невысокая эффективность охлаждения электрической машины.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для охлаждения 15 электрической машины, содержащее полый вал ротора, через который циркулирует жидкий хладагент, резервуар с жидким хладагентом, теплообменник и шестеренчатые насосы, соединенные 20 между собой трубопроводами 2.

Недостаток известного устройства его громоздкость, связанная с наличием специального резервуара с жидким хладагентом и электродвигателей для 25 привода насоса. Громоздкость устройства исключает возможность его использования на объектах со стесненными условиями размещения оборудования, например, на рудничных электровозах. 30

Цель изобретения - упрощение и сокращение габаритов устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве для охлаждения электрической машины, содержащем полый вал ротора, через который циркулирует жидкий хлгщагент, резервуар с жидким хладагентом, теплообменник и шестеренчатые насосы, соединенные между собой трубопроводами, резервуар для хладагента выполнен в виде картера зубчатого редуктора, жестко соединенного с валом электрической машины, с использованием масла редуктора в качестве хладагента, причем шестеренчатые насосы размещены в картере редуктора и соединены с валом электрической машины через редуктор.

Для обеспечения циркуляции жидкого хладагента при различных направлениях вращения электрической машины каждый шестеренчатый насос выполнен с противоположным направлением вращения относительно другого, и их валы соединены с зубчатыми колесами редуктора через обгонные муфты с возможностью передачи энергии к валу только одного насоса при каждом из направлений вращения вала электрической маишны. На чертеже схематично показано предлагаемое устройство для охлаждения электрической машины, в частности тягового двигателя рудничного электро воза. Устройство содержит закрытый тяговый электродвигатель 1,жестко соеди ненный фланцевым соединением 2 с корпусом редуктора 3. В пустотелый вал 4 электродвигателя 1, условно показанный в разрезе, введена металлическая груба 5, разделяющая полость вала 4 на коаксиально расположённые внутренний б и наружный 7 каналы, сообщающиеся между собой у обратного редуктора 3 конца вала 4. Наружный канал 7 сообщается с полостью редуктора 3 через отверстия 8 в системах свободного конца вала 4. Свободный конец вала 4 введенный в полость редуктора 3,несет на себе зубчатое колесо 9, которое входит в зацепление с зубчатым колесом 10, закрепленным на промежуточной оси 11 редуктора 3. На оси 11, кроме того, установлено зубчатое колесо 12 входящее в зацепление с зубчатым колесом 13, установленным на оси 14 ко лесной пары 15. В нижней части полости редуктора 3 частично заполненной смазочным масло расположены шестеренные насосы 16 и 17, отличающиеся друг от друга тольк рабочим направлением вращения, которые через обгонные муфты 18 и 19 сое динены с зубчатыми колесами 20 и 21, входящими в зацепление с зубчатым ко лесом 10. К насосам 16 и 17 со сторон входа масла присоединены фильтры 22 и 23, а со стороны выхода масла обратные клапаны 24и 25, которые пр соединены к маслопроводу 26, соединяющему насосы 16 и 17 с теплообменником 27, установленным на корпусе редуктора 3. Теплообменник 27 соединен маслопроводом 28 с камерой 29, снабженной сальниковым уплотнением 30, в которую введен свободный конец вала 4. Устройство работает следующим образом. При движении электровоза вперед ва 4 тягового электродвигателя 1 сообщает вращение зубчатым колесам 9, 10 i2, 13, 20 и 21 и колечной паре 15. Зубчатые колеса 20 и 21 приводят во вращение внешние полумуфты обгонных муфт 18 и 19. Внешняя и внутренняя полумуфтш обгонной муфты 18, рабочее направление вращения которой соответствует направлению вращения зубча того колеса 20 при движении электро воза вперед, входят в зацеттение и передают момент вращения зубчатого колеса 20 насосу 16. Внешняя полу/ муфта обгонной муфты 19 не входит и зацепление с внутренней полумуфтой и вращаетсй вхолостую, не передавая вращения насосу 17Насос 16 через фильтр 22, очищающий смазочное масло от продуктов износа деталей редуктора, засасывает смазочное масло из полости редуктора 3 и через обратный клапан.24 нагнетает его в маслопровод 26, через который смазочное масло поступает в теплообменник 27, рассеивающий часть запасенного смазочным маслом тепла в окружающую атмосферу. Обратный клапан 25 препятствует протеканию потока масла в неработающий насос 17. Через маслопровод 28 охлажденное смазочное масло поступает в камеру 29 и далее в каналы 6 и 7 вала 4. При движении в канале 7 смазочное масло омывает стенки вала 4, отбирая часть тепла, выделяемого в тяговом электродвигателе 1. Нагретое смазочное масло вытекает из канала 7 вала 4 через отверстие 8 и стекает в нижнюю часть полости редуктора 3. При перемене направления движения электровоза нагнетание масла осу- ществляется насосом 17 с фильтром 23 и обратным клапаном 25, аналогично описанному выше для насоса 16.Циркуляция масла и охлаждение тягового электродвигателя при движении электровоза осуществляется непрерывно. Использование предлагаемого устройства позволяет упростить систему жидкостного охлаждения электрической машины путем исключения резервуара с жидким хладагентом и электродвигателей для привода шестеренных насосов с электроаппаратурой, относящейся к этим электродвигателям. Формула изобретения 1.Устройство для охлаждения электрической машины, содержащее полый вал ротора, через который циркулирует жидкий хладагент, резервуар с жидким хладагентом, теплообменник и, по меньшей мере, два шестеренчатых насоса, соединенные между собой трубопроводами, о тли ч.ающе е Ь я тем, что, с целью упрощения и сокращения габаритов устройства, резервуар для хладагента выполнен в виде картера зубчатого редуктора, жестко соединенного с валом электрической машины, с использованием масла редуктора в качестве хладагента, причем шестеренчатые насосы размещены в картере редуктора и соединены с валом электрической мшаины через редуктор. 2.Устройство по П.1, о т л и ча ющ е е с я тем, что, с целью обеспечения циркуляции жидкого хладагента при различных направлениях вращения электрической машины, каждый шестеренчатый насос выполнен с противоположным направлением вращения относительно другого, а их валы соединены с зубчатыми колесами редуктора через обгонные муфты с возможностью передачи энергии к валу только одного насоса при каждом из найравленйй. вращения вала электрической машины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин, М-Л., Госэнерго издат, 1958, с. 26, рис. 1-15. .

2.Патент США № 3075104,кл.310-54, опублик. 1963.

Похожие патенты SU877715A1

название год авторы номер документа
Устройство для охлаждения электродви-гАТЕля 1979
  • Любарцев Вадим Георгиевич
  • Кузьменко Леонид Владимирович
  • Гаевская Ирина Игнатьевна
  • Яковенко Василий Александрович
  • Ковалев Павел Павлович
SU801192A1
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЕСНОГО РЕДУКТОРА ВЕДУЩЕГО МОСТА 2012
  • Бадеев Александр Васильевич
  • Ивченко Вадим Иванович
  • Петько Валерий Иванович
  • Харитончик Сергей Васильевич
RU2497032C1
РЕФРИЖЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА 1994
  • Чистяков Б.И.
  • Агамалов М.Г.
  • Корнюшин В.А.
RU2091675C1
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2015
  • Гутцайт Райнхард
RU2680480C2
Система смазки двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Темерсултанов Тухан Сайдахмедович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Пеньков Евгений Александрович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
RU2796181C1
Устройство для охлаждения электродвигателя 1982
  • Любарцев Вадим Георгиевич
  • Гаевская Ирина Игнатьевна
  • Куценко Владимир Дмитриевич
SU1032547A2
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КОРОБКА ДВУХШНЕКОВОГО ЭКСТРУДЕРА, ПРИВОД ДВУХШНЕКОВОГО ЭКСТРУДЕРА И ДВУХШНЕКОВЫЙ ЭКСТРУДЕР 2004
  • Штак Дмитрий Георгиевич
RU2286493C2
СИСТЕМА СМАЗКИ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА 2011
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
RU2470165C1
МИКРОАВТОБУС (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Мирошниченко Валерий Николаевич
  • Мирошниченко Алексей Валерьевич
RU2349485C2
ТЕПЛООБМЕННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2018
  • Томинага Сатоси
  • Токозакура Даисуке
  • Кубоноя Хидеки
RU2692133C1

Реферат патента 1981 года Устройство для охлаждения электрической машины

Формула изобретения SU 877 715 A1

28

30

SU 877 715 A1

Авторы

Любарцев Вадим Георгиевич

Кузьменко Леонид Владимирович

Яковенко Василий Александрович

Гаевская Ирина Игнатьевна

Гапчинский Евгений Станиславович

Даты

1981-10-30Публикация

1980-02-18Подача