Устройство для охлаждения электродви-гАТЕля Советский патент 1981 года по МПК H02K9/04 

Описание патента на изобретение SU801192A1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции устройства для охлаждения тягового электродвигателя рудничного электровоза.

Известно устройство для охлаждения электродвигателя, содержащее центробежный вентилятор, выпускной патрубок которого посредством кожуха сообщен с внутренней полостью корпуса электродвигателя, а также привод вращения вентиляторного колеса 1.

Недостатком устройства является плохое охлс1ждение электродвигателя при его реверсировании, приводящее к перегреву обмоток.

Цель изобретения - улучшение ох-, лгикдения электродвигателя при его реверсирювании.

Указанная цель достигается тем, что привод вращения вентиляторного колеса содержит две параллельные составные оси, части которых сопряжены между собой посредством обгонных муфт различного направления вращения, причем входные концы осей кинематически связаны с валом электродвигателя, а выходные - друг с другом и с валом вентиляторного колеса.

Кинематическая схема устройства изображена на чертеже.

Устройство содержит тяговый электродвигатель 1, жестко скрепленный с корпусом редуктора 2. На валу 3 тягового электродвигателя закреплено ведущее коническое зубчатое колесо 4, входящее в зацепление с коническим зубчатым колесом 5, закрепленным

0 на промежуточной оси 6 редуктора 2. На той же оси закреплено цилиндрическое зубчатое колесо 7, входящее а зацепление с зубчатым колесом 8,закрепленным на оси 9 колесной пары 10.

5

На оси б также закреплено зубчатое колесо 11, входящее в зацепление Q зубчатыми колесами 12 и 13, соединенными с обгонными муфтами 14 и 15,

0 отличающимися,друг от друга рабочим направлением вращения. Обгонные муфты соединяют зубчатые колеса 12 и 13 с осями 16 и 17, на которых заисреплены входящие в зацепление зубчатые колеса 18 и 19. Ось 16 через корпус редуктора 2 выходит наружу и на своем свободном конце несет шкив 20, соединенный клановым ремнем 21 со шкивом 22, укрепленным на валу 23

0 центробежного вентилятора 24. К вен-.

тилятору со стороны всасывания воздуха присоединен воздушный фильтр 25,а со стороны напора воздуха - полость тягового электродвигателя J..

Устройство работает следующим образом,

При вращении вала 3 тягового электродвигателя 1 ведущее зубчатое колесо 4 через входящее с ним в зацепление зубчатое колесо 5, передает вращающий момент вала промежуточной оси б и далее через зубчатые колеса 7 и 8 оси 9 колесной пары 10, сообщая движение рудничному электровозу.

Вращающееся вместе с осью 6 зубчатое колесо И сообщает вращение зубчатым колесам 12 и 13 и соединенным с ними наружным полумуфтам обгонных муфт 14 и 15. При движении электровоза вперед наружная и внутренняя полумуфты обгонн.ой муфты 14 входят в зацепление и обгонная муфта переда ет момент вращения зубчатого колеса 12 оси 16 с установленными на ней зубчатым колесом 18 и шкивом 20. При этом обгонная муфта 15 вращается вхолостую, вследствие чего зубчатое колесо 13 и ось 17 разъединены.

Шкив 20 через клиновый ремень 21 приводит во вращение шкив 22 и соединенную с последним осью крыльчатку центробежного вентилятора 24, который засасывает из атмосферы воздух через фильтр 25, очищающий воздух от пыли, и нагнетает его в полость тягового электродвигателя 1.

При движении электровоза назад обгонная муфта 14 расцепляется, а эбгонная муфта 15 сцепляется и через зубчатые колеса 18 и 19 передает момент вргццения оси 16 со шкивом 20 в том же направлении, что и при движении электровоза вперед. Клиноремен ная передача, образованная шкийами 20 и 22 и ремнем 21, через вал 23 сообщает центробежному вентилятору 24 вращение в том же направлении,что и при движении электровоза вперед. Необходимая частота вращения центробежного вентилятора больше частоты

вращения вала 3 тягового электродвигателя 1 и достираете я выбором соот-ветствующих передаточных отношений зубчатых колес 11-13 и шкивов 20 и 22.

Интенсификация охлаждения тяговых электродвигателей рудничных электровозов при помощи предлагаемого устройства дает возможность увеличить длительную мощность тяговых электродвигателей в 2 раза, что позволяет увеличить весовую норму состава багонеток по условиям нагревания тяговых электродвигателей и,следовательно, производительность электровозной отказной откатки. Кроме того, повышается эксплуатационная надежность тяговых электродвигателей за счет снижения их рабочей температуры .

Формула изобретения

Устройство для охлаждения электродвигателя, преимущественно тягового электродвигателя рудничного электровоза, содержащее центробежный вентилятор, выпускной патрубок которого посредством кожуха сообщен с внутренней полостью корпуса электродвигателя, а также привод вращения вентиляторного колеса, отличающееся тем, что, с целью улучшения охлаждения электродвигателя при его реверсировании, привод вращения вентиляторного колеса содержит две параллельные составные оси,части которых сопряжены между собой посредством обгонных муфт различного направления вращения, причем входные концы осей кинематически связаны с валом электродвигателя,а выходные друг с другом и с валом вентиляторного колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Германии 516747, кл. 2 d 57, опублик. 27.01.31 (прототип) .

J в П 15 П 13

гг

Похожие патенты SU801192A1

название год авторы номер документа
Устройство для охлаждения электродвигателя 1982
  • Любарцев Вадим Георгиевич
  • Гаевская Ирина Игнатьевна
  • Куценко Владимир Дмитриевич
SU1032547A2
Устройство для охлаждения электрической машины 1980
  • Любарцев Вадим Георгиевич
  • Кузьменко Леонид Владимирович
  • Яковенко Василий Александрович
  • Гаевская Ирина Игнатьевна
  • Гапчинский Евгений Станиславович
SU877715A1
МЕХАНИЧЕСКИЙ СТАРТЕР 1991
  • Климов Василий Васильевич
RU2009365C1
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА 1997
  • Петров Н.Н.
  • Милихов Е.Е.
RU2124638C1
Фрикционная муфта 1979
  • Новиков Александр Васильевич
SU838157A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО к ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ 1972
  • В. С. Хлебалин, В. И. Чванов, Г. В. Милевский, И. С. Зак Г. В. Иванов
  • Центральный Научно Исследовательский Институт Швейной Промышленности
SU357300A1
Лентопротяжный механизм 1990
  • Головизнин Эдуард Михайлович
SU1790004A1
УСТРОЙСТВО для очистки РЕМИЗОК ТКАЦКИХ СТАНКОВ 1970
SU271397A1
Транспортное средство с гибридной силовой установкой 2016
  • Егоров Аркадий Васильевич
  • Егоров Евгений Аркадьевич
  • Егоров Павел Аркадьевич
RU2629648C1

Иллюстрации к изобретению SU 801 192 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для охлаждения электродви-гАТЕля

Формула изобретения SU 801 192 A1

SU 801 192 A1

Авторы

Любарцев Вадим Георгиевич

Кузьменко Леонид Владимирович

Гаевская Ирина Игнатьевна

Яковенко Василий Александрович

Ковалев Павел Павлович

Даты

1981-01-30Публикация

1979-03-21Подача