Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции устройства для охлаждения тягового электродвигателя рудничного электровоза.
Известно устройство для охлаждения электродвигателя, содержащее центробежный вентилятор, выпускной патрубок которого посредством кожуха сообщен с внутренней полостью корпуса электродвигателя, а также привод вращения вентиляторного колеса 1.
Недостатком устройства является плохое охлс1ждение электродвигателя при его реверсировании, приводящее к перегреву обмоток.
Цель изобретения - улучшение ох-, лгикдения электродвигателя при его реверсирювании.
Указанная цель достигается тем, что привод вращения вентиляторного колеса содержит две параллельные составные оси, части которых сопряжены между собой посредством обгонных муфт различного направления вращения, причем входные концы осей кинематически связаны с валом электродвигателя, а выходные - друг с другом и с валом вентиляторного колеса.
Кинематическая схема устройства изображена на чертеже.
Устройство содержит тяговый электродвигатель 1, жестко скрепленный с корпусом редуктора 2. На валу 3 тягового электродвигателя закреплено ведущее коническое зубчатое колесо 4, входящее в зацепление с коническим зубчатым колесом 5, закрепленным
0 на промежуточной оси 6 редуктора 2. На той же оси закреплено цилиндрическое зубчатое колесо 7, входящее а зацепление с зубчатым колесом 8,закрепленным на оси 9 колесной пары 10.
5
На оси б также закреплено зубчатое колесо 11, входящее в зацепление Q зубчатыми колесами 12 и 13, соединенными с обгонными муфтами 14 и 15,
0 отличающимися,друг от друга рабочим направлением вращения. Обгонные муфты соединяют зубчатые колеса 12 и 13 с осями 16 и 17, на которых заисреплены входящие в зацепление зубчатые колеса 18 и 19. Ось 16 через корпус редуктора 2 выходит наружу и на своем свободном конце несет шкив 20, соединенный клановым ремнем 21 со шкивом 22, укрепленным на валу 23
0 центробежного вентилятора 24. К вен-.
тилятору со стороны всасывания воздуха присоединен воздушный фильтр 25,а со стороны напора воздуха - полость тягового электродвигателя J..
Устройство работает следующим образом,
При вращении вала 3 тягового электродвигателя 1 ведущее зубчатое колесо 4 через входящее с ним в зацепление зубчатое колесо 5, передает вращающий момент вала промежуточной оси б и далее через зубчатые колеса 7 и 8 оси 9 колесной пары 10, сообщая движение рудничному электровозу.
Вращающееся вместе с осью 6 зубчатое колесо И сообщает вращение зубчатым колесам 12 и 13 и соединенным с ними наружным полумуфтам обгонных муфт 14 и 15. При движении электровоза вперед наружная и внутренняя полумуфты обгонн.ой муфты 14 входят в зацепление и обгонная муфта переда ет момент вращения зубчатого колеса 12 оси 16 с установленными на ней зубчатым колесом 18 и шкивом 20. При этом обгонная муфта 15 вращается вхолостую, вследствие чего зубчатое колесо 13 и ось 17 разъединены.
Шкив 20 через клиновый ремень 21 приводит во вращение шкив 22 и соединенную с последним осью крыльчатку центробежного вентилятора 24, который засасывает из атмосферы воздух через фильтр 25, очищающий воздух от пыли, и нагнетает его в полость тягового электродвигателя 1.
При движении электровоза назад обгонная муфта 14 расцепляется, а эбгонная муфта 15 сцепляется и через зубчатые колеса 18 и 19 передает момент вргццения оси 16 со шкивом 20 в том же направлении, что и при движении электровоза вперед. Клиноремен ная передача, образованная шкийами 20 и 22 и ремнем 21, через вал 23 сообщает центробежному вентилятору 24 вращение в том же направлении,что и при движении электровоза вперед. Необходимая частота вращения центробежного вентилятора больше частоты
вращения вала 3 тягового электродвигателя 1 и достираете я выбором соот-ветствующих передаточных отношений зубчатых колес 11-13 и шкивов 20 и 22.
Интенсификация охлаждения тяговых электродвигателей рудничных электровозов при помощи предлагаемого устройства дает возможность увеличить длительную мощность тяговых электродвигателей в 2 раза, что позволяет увеличить весовую норму состава багонеток по условиям нагревания тяговых электродвигателей и,следовательно, производительность электровозной отказной откатки. Кроме того, повышается эксплуатационная надежность тяговых электродвигателей за счет снижения их рабочей температуры .
Формула изобретения
Устройство для охлаждения электродвигателя, преимущественно тягового электродвигателя рудничного электровоза, содержащее центробежный вентилятор, выпускной патрубок которого посредством кожуха сообщен с внутренней полостью корпуса электродвигателя, а также привод вращения вентиляторного колеса, отличающееся тем, что, с целью улучшения охлаждения электродвигателя при его реверсировании, привод вращения вентиляторного колеса содержит две параллельные составные оси,части которых сопряжены между собой посредством обгонных муфт различного направления вращения, причем входные концы осей кинематически связаны с валом электродвигателя,а выходные друг с другом и с валом вентиляторного колеса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Германии 516747, кл. 2 d 57, опублик. 27.01.31 (прототип) .
J в П 15 П 13
гг
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для охлаждения электродвигателя | 1982 |
|
SU1032547A2 |
Устройство для охлаждения электрической машины | 1980 |
|
SU877715A1 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ СТАРТЕР | 1991 |
|
RU2009365C1 |
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА | 1997 |
|
RU2124638C1 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU838157A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО к ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ | 1972 |
|
SU357300A1 |
Лентопротяжный механизм | 1990 |
|
SU1790004A1 |
УСТРОЙСТВО для очистки РЕМИЗОК ТКАЦКИХ СТАНКОВ | 1970 |
|
SU271397A1 |
Транспортное средство с гибридной силовой установкой | 2016 |
|
RU2629648C1 |
Авторы
Даты
1981-01-30—Публикация
1979-03-21—Подача