Устройство для вырезки аварийноспасательного люка в летательном аппарате Советский патент 1981 года по МПК B64F5/00 

Описание патента на изобретение SU882834A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРЕЗКИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ЛЮКА В ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ

I

Изобретение относится к наземному обслуживанию летательных аппаратов, в частности к устройствам для вырезки люков при производстве аварийно-спасательных работ.

Известно устройство, содержащее источники рабочей среды и камеру сгорания (1.

Недостатком устройства является низкая эффективность процесса образования люка.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, включающее соединенный с источниками рабочих сред газогенератор, имеющий тороидальную по форме люка камеру сгорания с запальными свечами и закрепленный на ней захват для люка 2.

Однако при использовании устройства в аварийно-спасательных операциях на обитаемых летательных аппаратах, применение известных топливных композиций ограничено токсичноегью и, следовательно, опасностью для пассажиров. К тому же, из-за отсутствия охлаждения газогенератора исключается и возможность применения высокоэнергетических, нетоксичных компонентов топлива, типа кислород-водород, обеспечивающих генерацию высокотемпературных продуктов сгорания (3000°К) и их истечение с высокой скоростью, приводящей к значительной скорости резання материала обшивки и минимальному времени образования люка.

J Отсутствие охлаждения сокращает также время работы устройства и затрудняет повторное его применение. В этом устройстве не предприняты меры по предотвращению ожоговых травм пассажиров на заключительном этапе образования люка.

10 Цель изобретения - сокращение времени образования люка, обеспечение возможности многоразового применения устройства и повыщение безопасности пассажиров.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для вырезки люка камера сго раиия выполиеиа по противоточной схеме и снабжена коллекторами для горючего, образующими сопло с охлаждающими полостями и форсунками, и коллектором для окислителя с форсунками, расположеииы.. ми противоположно форсункам сопла, а захват для люка имеет в передней части канал - для подачи огиётущащего состава внутрь летательного аппарата.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вил; на фиг. 2 - разрез газогенератора с, захватом; на фиг. 3 - радиальное сечение камеры сгорания газогенератора.

Устройство содержит контейнер I, в котором расположены емкости с водородом 2- 4, соответственно, кислородом и огнетушащиМ составом, соединенные армированными шлангами 5 с газогенератором 6, имеющим занальные свечи 7 и захват 8.

Газогенератор 6 соответствует геометрии люка и имеет форму тора с кольцевым соплом 9, являющейся критическим сечеиием его тороидальной камеры 0 сгорания, которая выполнена по прогивоточной схеме и снабжена коллектором 11 и форсунками 12 для окислителя, расположенными по продольной оси радиальиого сечения прО тивоположно критическому сеченню, коллекторами 13 для горючего, полостями 14, охлаждающими область критического сечения, и щелевыми форсунками 15, образованными стенками камеры 10 сгорания и охлаждающих полостей 14.

Захват 8 закреплен на газогенераторе 6 и имеет канал 16 в передней части для подачи огнетущащего состава на внутреннюю поверхность кабины летательного аппарата. На захвате 8 смонтированы съемный пиропатрон 17, механизм 18 подрыва пиропатрона 17 и регулируемые щтыри 19. Для питания электроэнергией запальных свеч 7 и механизма (8 подрыва пиропатрона 17 служит аккумулятор 20, установленный на контейнере 1.

Устройство работает следующим образом.

Газогенератор 6 подводится к потерпевшему аварию летательному аппарату на расстояние, фиксируемое регулируемыми штырями 19. От аккумулятора 20 подается электропитание на механизм 18 подрыва пиропатрона 17 и приводится в действие захват 8, который зakpeпляeтcя в летательном аппарате. Из емкости 4 контейнера 1 по одному . из шлангов 5 в канал 16 захвата 8 поступает огнетуШащий состав, распыляющийся по внутренней поверхности кабины летательного аппарата, изолируя пассажиров от действия га.зовой струи.

Одиовременно с этим подается электропитание на запальные свечи 7, а водород и кислород начинают поступать нз емкостей 2 и 3 контейнера I по шлангам 5 в тороидальную камеру 10 сгорания газогенератора 6, где воспламеняются от запальных свечей. Прн этом водород поступает сначала в охлаждаемые полости 14 из коллекторов 13, а затем через щелевые фо сункн 15 подается в зону горения. Кислород же поступает.

в камеру 10 сгорания через форсунки 12

из коллектора П. Образуемая в тороидальиой камере сгорання высокотемпературная струя истекает через кольцевое сопло 9 и вырезает люк в летательном аппарате. Вырезанная часть летательного аппарата, удерживаемаЯ захватом 8, нзвлекается наружу за счет реактивной тяги газогенератора 6. Использование предлагаемого устройства позволит повысить эффективность и оперативность аварийно-спасательных работ

при авиационных катастрофах.

.Формула изобретения

Устройство для вырезки аварийио-спасательного люка в летательном аппарате,

содержащее соединенный с нсточникамн рабочих сред газогенератор, имеющий тороидальную по форме люка камеру сгорания с запальными свечами и закрепленный на камере сгорания захват для люка, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности использования устройства и безопасности пассажиров -при образовании люка, камера сгорания выполнена по протнвоточиой схеме и снабжена коллекторами для горючего, образующими сопло с охлаждающими полостями и форсуика ми, и коллектором для окислителя с форсунками, расположенными противоположно форсункам сопла, а захват для люка имеет в передней части канал для подачи огнетушащего состава внутрь летательного аппарата.

Источники ииформации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 220060, кл. В 64 F 5/00, 1968.

2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2326559/23, кл. В 64 F 5/00, 1976

(прототип).

Фиг.

Похожие патенты SU882834A1

название год авторы номер документа
Устройство для образования аварийно-спасательного выхода из летательного аппарата 1976
  • Буряков Валерий Михайлович
  • Заботин Виктор Григорьевич
  • Зайцев Константин Александрович
  • Караков Владимир Дмитриевич
  • Левин Виктор Яковлевич
  • Лукачев Виктор Павлович
  • Первышин Александр Николаевич
  • Тохунц Роман Драстаманович
  • Хасанов Борис Давлетдинович
  • Яковлев Владимир Сергеевич
SU874479A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ФОРСИРОВАНИЯ 2014
  • Цейтлин Дмитрий Моисеевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2562822C2
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОРСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ 2011
  • Болотин Николай Борисович
  • Нефедова Елена Николаевна
  • Болотина Марина Николаевна
RU2466056C1
ПЛАЗМЕННО-РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Болотин Николай Борисович
RU2733076C1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ, ВОЗВРАЩАЕМАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ЗАПУСКА ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ И СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТНОГО ПОДХВАТА ВОЗВРАЩАЕМОЙ СТУПЕНИ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2609539C1
ЗАПАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2008
  • Грязнов Александр Никифорович
  • Малышенко Станислав Петрович
RU2374560C1
Турбореактивный авиационный двигатель 2019
  • Егоров Игорь Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2724559C1
ЗАПАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1994
RU2084767C1
Система сжигания водорода для пароводородного перегрева свежего пара в цикле атомной электрической станции с закрученным течением компонентов и с использованием ультравысокотемпературных керамических материалов 2018
  • Байрамов Артем Николаевич
RU2709237C1
ИМПУЛЬСНЫЙ ГАЗОГЕНЕРАТОР 2016
  • Тартынов Игорь Викторович
  • Вагонов Сергей Николаевич
  • Варёных Николай Михайлович
  • Антонов Олег Юрьевич
  • Мухамедов Виктор Сатарович
RU2622137C1

Иллюстрации к изобретению SU 882 834 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для вырезки аварийноспасательного люка в летательном аппарате

Формула изобретения SU 882 834 A1

SU 882 834 A1

Авторы

Акулов Владислав Алексеевич

Буряков Валерий Михайлович

Заботин Виктор Григорьевич

Колотилов Николай Николаевич

Левин Виктор Яковлевич

Лукачев Виктор Павлович

Тохунц Роман Драстаманович

Первышин Александр Николаевич

Яковлев Владимир Сергеевич

Даты

1981-11-23Публикация

1976-06-21Подача