(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРЕЗКИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ЛЮКА В ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ
I
Изобретение относится к наземному обслуживанию летательных аппаратов, в частности к устройствам для вырезки люков при производстве аварийно-спасательных работ.
Известно устройство, содержащее источники рабочей среды и камеру сгорания (1.
Недостатком устройства является низкая эффективность процесса образования люка.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство, включающее соединенный с источниками рабочих сред газогенератор, имеющий тороидальную по форме люка камеру сгорания с запальными свечами и закрепленный на ней захват для люка 2.
Однако при использовании устройства в аварийно-спасательных операциях на обитаемых летательных аппаратах, применение известных топливных композиций ограничено токсичноегью и, следовательно, опасностью для пассажиров. К тому же, из-за отсутствия охлаждения газогенератора исключается и возможность применения высокоэнергетических, нетоксичных компонентов топлива, типа кислород-водород, обеспечивающих генерацию высокотемпературных продуктов сгорания (3000°К) и их истечение с высокой скоростью, приводящей к значительной скорости резання материала обшивки и минимальному времени образования люка.
J Отсутствие охлаждения сокращает также время работы устройства и затрудняет повторное его применение. В этом устройстве не предприняты меры по предотвращению ожоговых травм пассажиров на заключительном этапе образования люка.
10 Цель изобретения - сокращение времени образования люка, обеспечение возможности многоразового применения устройства и повыщение безопасности пассажиров.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для вырезки люка камера сго раиия выполиеиа по противоточной схеме и снабжена коллекторами для горючего, образующими сопло с охлаждающими полостями и форсунками, и коллектором для окислителя с форсунками, расположеииы.. ми противоположно форсункам сопла, а захват для люка имеет в передней части канал - для подачи огиётущащего состава внутрь летательного аппарата.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вил; на фиг. 2 - разрез газогенератора с, захватом; на фиг. 3 - радиальное сечение камеры сгорания газогенератора.
Устройство содержит контейнер I, в котором расположены емкости с водородом 2- 4, соответственно, кислородом и огнетушащиМ составом, соединенные армированными шлангами 5 с газогенератором 6, имеющим занальные свечи 7 и захват 8.
Газогенератор 6 соответствует геометрии люка и имеет форму тора с кольцевым соплом 9, являющейся критическим сечеиием его тороидальной камеры 0 сгорания, которая выполнена по прогивоточной схеме и снабжена коллектором 11 и форсунками 12 для окислителя, расположенными по продольной оси радиальиого сечения прО тивоположно критическому сеченню, коллекторами 13 для горючего, полостями 14, охлаждающими область критического сечения, и щелевыми форсунками 15, образованными стенками камеры 10 сгорания и охлаждающих полостей 14.
Захват 8 закреплен на газогенераторе 6 и имеет канал 16 в передней части для подачи огнетущащего состава на внутреннюю поверхность кабины летательного аппарата. На захвате 8 смонтированы съемный пиропатрон 17, механизм 18 подрыва пиропатрона 17 и регулируемые щтыри 19. Для питания электроэнергией запальных свеч 7 и механизма (8 подрыва пиропатрона 17 служит аккумулятор 20, установленный на контейнере 1.
Устройство работает следующим образом.
Газогенератор 6 подводится к потерпевшему аварию летательному аппарату на расстояние, фиксируемое регулируемыми штырями 19. От аккумулятора 20 подается электропитание на механизм 18 подрыва пиропатрона 17 и приводится в действие захват 8, который зakpeпляeтcя в летательном аппарате. Из емкости 4 контейнера 1 по одному . из шлангов 5 в канал 16 захвата 8 поступает огнетуШащий состав, распыляющийся по внутренней поверхности кабины летательного аппарата, изолируя пассажиров от действия га.зовой струи.
Одиовременно с этим подается электропитание на запальные свечи 7, а водород и кислород начинают поступать нз емкостей 2 и 3 контейнера I по шлангам 5 в тороидальную камеру 10 сгорания газогенератора 6, где воспламеняются от запальных свечей. Прн этом водород поступает сначала в охлаждаемые полости 14 из коллекторов 13, а затем через щелевые фо сункн 15 подается в зону горения. Кислород же поступает.
в камеру 10 сгорания через форсунки 12
из коллектора П. Образуемая в тороидальиой камере сгорання высокотемпературная струя истекает через кольцевое сопло 9 и вырезает люк в летательном аппарате. Вырезанная часть летательного аппарата, удерживаемаЯ захватом 8, нзвлекается наружу за счет реактивной тяги газогенератора 6. Использование предлагаемого устройства позволит повысить эффективность и оперативность аварийно-спасательных работ
при авиационных катастрофах.
.Формула изобретения
Устройство для вырезки аварийио-спасательного люка в летательном аппарате,
содержащее соединенный с нсточникамн рабочих сред газогенератор, имеющий тороидальную по форме люка камеру сгорания с запальными свечами и закрепленный на камере сгорания захват для люка, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности использования устройства и безопасности пассажиров -при образовании люка, камера сгорания выполнена по протнвоточиой схеме и снабжена коллекторами для горючего, образующими сопло с охлаждающими полостями и форсуика ми, и коллектором для окислителя с форсунками, расположенными противоположно форсункам сопла, а захват для люка имеет в передней части канал для подачи огнетушащего состава внутрь летательного аппарата.
Источники ииформации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 220060, кл. В 64 F 5/00, 1968.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2326559/23, кл. В 64 F 5/00, 1976
(прототип).
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для образования аварийно-спасательного выхода из летательного аппарата | 1976 |
|
SU874479A1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ФОРСИРОВАНИЯ | 2014 |
|
RU2562822C2 |
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОРСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ | 2011 |
|
RU2466056C1 |
ПЛАЗМЕННО-РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2019 |
|
RU2733076C1 |
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ, ВОЗВРАЩАЕМАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ЗАПУСКА ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ И СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТНОГО ПОДХВАТА ВОЗВРАЩАЕМОЙ СТУПЕНИ | 2015 |
|
RU2609539C1 |
ЗАПАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2008 |
|
RU2374560C1 |
Турбореактивный авиационный двигатель | 2019 |
|
RU2724559C1 |
ЗАПАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1994 |
|
RU2084767C1 |
Система сжигания водорода для пароводородного перегрева свежего пара в цикле атомной электрической станции с закрученным течением компонентов и с использованием ультравысокотемпературных керамических материалов | 2018 |
|
RU2709237C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ГАЗОГЕНЕРАТОР | 2016 |
|
RU2622137C1 |
Авторы
Даты
1981-11-23—Публикация
1976-06-21—Подача