Кондиционер для транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60H3/00 

Описание патента на изобретение SU887278A1

Кондиционер состоит из змеевика 1, заключенного в теплоизоляцию 2 и помещенного в кожух 3. Змеевик 1 соединен трубами 4 с нагревателем 5, установленном в испарителе 6, заполненном абсорбентом. С испарителем посредством магистрали 7 соединен насос 8, последовательно с которым на этой же магистрали установлены двухходовой вентиль 9, основной воздушный теплообменник 10 для кренкого раствора абсорбента и ресивер И. С насосом кинематически связан вентилятор 12 с приводом от электродвигателя 13. С испарителем посредством магистрали 14 через запорный вентиль 15 связан дополнительный воздушный теплообменник 16, который с другой стороны посредством магистрали 17 связан с воздухоохладителем 18.

Воздухоохладитель снабжен горизонтальной перегородкой 19, разделяющей его па две полости 20 и 21. В воздухозаборнике со стороны полости 20 выполнены жалюзи 22 для сообщения с салоном транспортного средства, а со стороны полости 21 выполнены жалюзи 23 для сообщения с атмосферой. На входе в воздухоохладитель установлен блок 24 осушки воздуха, связанный магистралью 25 с испарителем 6. В свою очередь, ресивер 11 связан с блоком осушки воздуха магистралью 26, которая посредством трубопровода 27 соединена с двухходовым вентилем 9. Змеевик 1 установлен коаксиально относительно выхлопной трубы 28, причем теплоноситель, находящийся в змеевике, имеет температуру кипения ниже температуры выхлопных газов, проходящих через выхлопную трубу. В перегородке 19 на выходе из полости 20 выполнено отверстие 29.

В летний период кондиционер работает следующим образом.

При нрохождении выхлопных газов через выхлопную трубу 28 тепло от них передается через змеевик 1 теплоносителю, который начинает кипеть, и пары его через трубки 4 поступают в нагреватель 5, погруженный в слабый раствор абсорбента, который заполняет емкость испарителя 6. Здесь теплоноситель конденсируется, отдавая свое тепло слабому раствору абсорбента, и далее конденсат по трубам 4 возвращается обратно в змеевик 1. Таким образом, змеевик 1, трубы 4 и нагреватель 5 образуют тепловую трубу, заполненную теплоносителем, которая эффективно переносит тепло от выхлопных газов к слабому раствору абсорбента.

Под действием этого тепла из слабого раствора абсорбента начинает выкипать вода и ее пары по магистрали 14, в этом случае вентиль 15 открыт, поступают в дополнительный воздушный теплообменник 16, где они конденсируются за счет охлаждения окружающим воздухом. Образовавщийся конденсат из дополнительного воздушного теплообменника 16 по магистрали i/ поступает в полость 21 воздухоохладителя 18.

После выпаривания влаги из слабого раствора абсорбента оставшийся крепкий раствор из испарителя 6 насосом 8 направляется через двухходовой вентиль 9, находящийся в «летнем режиме в положении, открывающем проход по магистрали 7,

в основной воздушный теплообменник 10. Здесь крепкий раствор абсорбента охлаждается окружающим воздухом и далее поступает в ресивер 11, откуда по магистрали 26 направляется в блок 24 осущки воздуха.

Сюда же вентилятором 12 нагнетается наружный воздух, который, контактируя с крепким раствором абсорбента, осущается, а раствор абсорбента, поглощая влагу, становится слабым и в таком состоянии по

магистрали 25 поступает в испаритель 6. В свою очередь, осушенный воздух из блока 24 поступает в полость 20 воздухоохладителя 18, на выходе из которой воздух, охладившись в пределе до температуры

точки росы без изменения влагосодержания, разделяется на два потока: основной и вспомогательный. Основной поток воздуха через жалюзи 22 направляется в салон кабины транспортного средства, а вспомогательный поток через отверстие 29 в перегородке 19 поступает в полость 21, где он смачивается водой, поступающей по магистрали 17. При этом во вспомогательном потоке воздуха испаряется влага, отбирая

скрытую теплоту парообразования. Таким образом, весь поток воздуха, находящийся в полости 20 воздухоохладителя, отдает свое тепло вспомогательному потоку, который движется в противоположном направлении в полости 21 за счет испарения воды с поверхности воздухоохладителя этой полости 21 в ее объем. При этом вспомогательный поток нагревается за счет охлаждения основного потока и увлажняется за

счет испарения воды и далее через жалюзи 23 выбрасывается наружу.

При зимнем режиме работы кондиционера раствор абсорбента выполняет функции только теплоносителя. Подвод тепла от выхлопных газов к раствору абсорбента, находящегося в испарителе 6, осуществляется так же, как и при летнем режиме работы кондиционера. Однако здесь не происходит отвода паров воды от раствора, т. к. запорный вентиль 15 закрыт. Таким образом, весь подогретый раствор из испарителя 6 абсорбента подается насосом 8 через двухходовой вентиль 9, находящийся в положении, открывающем проход по магистрали

7 и трубопроводу 27 в блок 24 осушки воздуха. Здесь раствор, отдав свое тепло проходящему воздуху, охлаждается и далее по магистрали 25 снова поступает в испаритель 6 абсорбента. В свою очередь, воздух, нагнетаемый вентилятором 12 в блок

24 осушки воздуха, после контакта с теплым раствором поступает далее в полость 20 воздухоохладителя 18. После прохождения полости 20 воздухоохладителя весь воздух через жалюзи 22 поступает в салон кабипы транспортного средства. При этом жалюзи 23 закрыты.

Таким образом, в кондиционере в летний период осуществляются осушка и охлал деиие воздуха, а в зимний период - его иагрев, причем энергоресурсом для этих процессов служит бросовое тепло выхлопных газов.

Кроме того, эффективность процесса охлаждения воздуха в описанном кондиционере велика, т. к. испарительный эффект суш,ественно возрастает в связи с предварительной осушкой воздуха раствором абсорбента, а полученная при этом вода используется в воздухоохладителе и блоке осушки воздуха.

Формула изобретения

Кондиционер для транспортного средства, содержащий воздухоохладитель, испаритель, внутри которого установлен нагреватель, связанный со змеевиком, соединенным с источником тепла, блок осушки воздуха, связанный магистралью с испарителем через основной воздушный теплообменник и регулируюший вентиль, и установленный в упомянутой магистрали насос, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения степени осушки и охлаждения воздуха, поступающего в салон транспортного средства, воздухоохладитель разделен перегородкой на две полости, одна из которых сообщена с атмосферой, другая - с салоном транспортного средства, на ее входе установлен указанный блок осушки воздуха, а на выходе из этой полости в перегородке выполнено отверстие, сообщающее упомянутые полости между собой, при этом кондиционер снабжен дополнительным воздушным теплообменником, связанным с испарителем через запорный клапан и с полостью воздухоохладителя, сообщающейся с атмосферой.

Источники информации, нринятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 586013, кл. В бон 3/00, 1976.

2.Патент США ДЬ 2839274, кл. 62-3, 1958 (прототип).

Похожие патенты SU887278A1

название год авторы номер документа
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ 2021
  • Буланов Николай Владимирович
  • Авксентьева Екатерина Ивановна
  • Бондаренко Виктор Григорьевич
RU2758018C1
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2022
  • Буланов Николай Владимирович
  • Авксентьева Екатерина Ивановна
  • Бондаренко Виктор Григорьевич
RU2787633C1
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ 2020
  • Буланов Николай Владимирович
  • Бондаренко Виктор Григорьевич
RU2743472C1
СУБАТМОСФЕРНАЯ СИСТЕМА ТЕПЛОХОЛОДОСНАБЖЕНИЯ 2016
  • Хан Антон Викторович
  • Ван Игорь Ву-Юнович
  • Хан Любовь Викторовна
  • Ван Татьяна Ву-Юновна
  • Хан Виктор Константинович
RU2652702C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Хохряков В.П.
  • Сирота Г.И.
  • Хохрякова Н.А.
RU2231453C1
КОНДИЦИОНЕР 1971
  • В. Д. Котенко, В. Н. Осипов, А. А. Чернецов, А. Г. Коровкин
  • Г. В. Резников
SU306319A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 1994
  • Емельянов Анатолий Леонович
RU2061198C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ МИКРОКЛИМАТА САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Аверьянов Юрий Иванович
  • Смирнов Дмитрий Васильевич
  • Кельдышев Владимир Анатольевич
  • Попова Анна Георгеевна
RU2537075C1
АВТОНОМНЫЙ КОНДИЦИОНЕР С ВОДЯНЫМ КОНДЕНСАТОРОМ 1999
  • Коптелов К.А.
  • Романов С.Ю.
  • Цихоцкий В.М.
RU2156923C1
Теплонасосная установка 2023
  • Шамаров Максим Владимирович
  • Жлобо Руслан Андреевич
  • Беззаботов Юрий Сергеевич
  • Шилько Денис Александрович
RU2808026C1

Иллюстрации к изобретению SU 887 278 A1

Реферат патента 1981 года Кондиционер для транспортного средства

Формула изобретения SU 887 278 A1

SU 887 278 A1

Авторы

Майсоценко Валерий Степанович

Цимерман Александр Бенционович

Зексер Михаил Гершович

Майорский Артур Рудольфович

Даты

1981-12-07Публикация

1979-11-11Подача