Изобретение относится к составам для обеспыливания грунтовых покрытий аэродромов и может быть использовано на грунтовых азгродромах классов Д, Е МВЛ и ПАНХ, а также иа грунтовых автомобильных дорогах. Известен состав для обесшлливания грунтовых покрытий дорог и аэродромов, представляющий собой 30-50%-ную эмульсию нефтяного битума, приготовленную на Мзше древесного дегтя l. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является состав дпя обеспы ливания грунтовых дорог и аэродромов, включающий сырую нефть с высоким содержанием смолистых и асфальтовых веществ l . Недостатком известных составов яв ляется высокая хрупкость корки закрепленно о грунта, слабое сопротивле ние ее ветровой эрозии и малый срок эффективного действия. Целью изобретения является повьшение противоэрозионной стойкости и увеличение срока эффективного действия состава. Поставленная цель достигается тем, что состав для обеспыливания грунтовых аэродромов, включакщий сырую нефть, дополнительно содержит бутадиен-стирольный латекс при следующем соотношении компонентов, вес.%: Сырая нефть 95-99 Бутадиен-стирольный латекс1-5 Введение в известный состав дополнительного латекса уменьшает жесткость структурных связей закрепленного грунта и препятствует быстрому окислению и старению смолистых веществ, входящих в состав нефти. Обеспыливание грунтовых аэродромов предлагаемым составом может быть осуществлено как способом смешения его с грунтом, так и путем пропитки грунта составом. 38 Способ смешения применяют в тех случаях, когда грунтовое покрытие подвергается интенсивной эксплуатации. В этом случае расход состава достигает 3-5% от веса грунта, а слой обрабатываемого грунта должен быть толщиной 10 см. Пропитку осуществляют.тогда, когда требуется лишь защита грунтового покрытия от эрозионного воздействия ветра и газоструйных потоков от двигателей летательных аппаратов. В данном случае расход состава не превышает 1% от веса грунта при толщине слоя пропитки 10-20 мм. Состав для обеспыливания грунтовых аэродромов готовят непосредственно на месте производства работ путем введения в нефть определенного количества латекса и смешивания их либо на лопастной мешалке, либо в автогудронаторе. Для приготовления состава пригодны любые некондиционные сорта нефти, а также- сливы железнодорожных цистерн. Единственным критерием пригодности сырой нефти для приготовления состава является ее вязкость, которая должна быть в пределах 20-30 с. Пример. Готовили три состава для обеспыливания грунтовых аэродромов, соотношения компонентов которых представлены в табл. 1.
Состав Критическая скорость воздушного потока, м/с, в образцах при количестве состава,
Таблица 2 % от веса грунта Т а б л и ц а 1 Предлагаемым составом и составомпрототипом (сырая нефть Желновского месторождения. Татарская АССР путем смешения обрабатывали песок, супесь и суглинок из расчета 1, 3 и 5% состава от веса грунта. Спустя 10 суток после обработки грунт помещали в установку для определения пилимости типа аэродинамической трубы. В этой установке производили продувку образцов грунта воздутпным потоком со все возрастающими скоростями. Испытания заканчивали при появлении эолового материала в ловушке установки. Скорость воздушного потока, при которой отмечалось появление в ловушке эолового материала, принимали за критическую. Результаты сравнительных испытаний образцов закрепленного предлагаемым и известным составами грунта представлены в табл. 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Состав для обеспыливания грунтов | 1980 |
|
SU941388A1 |
Состав для обеспыливания грунтов | 1979 |
|
SU834083A1 |
Состав для укрепления грунтов | 1979 |
|
SU791765A1 |
Состав для обеспыливания грунтов | 1978 |
|
SU770156A1 |
Вяжущее для дорожных покрытий | 1978 |
|
SU833726A1 |
Состав для обеспыливания грунтовыхаэродромов | 1974 |
|
SU509551A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ, ГИДРОФОБИЗАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ГРУНТА И СПОСОБ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ, ГИДРОФОБИЗАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ГРУНТА | 1997 |
|
RU2120457C1 |
Обеспыливающая эмульсия | 1981 |
|
SU971859A1 |
Состав для подавления пыли | 1978 |
|
SU744020A1 |
Вяжущее | 1977 |
|
SU642411A1 |
2126131722 620 21
15
18
2526172325 1824 24
24
2626212626 2326 26 10 172181319 1115 18
Определение срока эффективного действия состава для обеспыливания грунтовых аэродромов выполняли в зависимости от периода времени, прошедшего с момента обработки грунта предлагаемым и известным составами. При
Критическая скорость потока, м/с, в образСоставцах грунта через время после обработки, 26 26 25 21 26 26 Предлагаемый 21 19 17 13 20 17 Известный Уменьшение критических скоростей у грунтов, обработанных предлагаем ш составом,, происходит медленнее,чем у грунтов, обработанных нефтью. Так, для .предлагаемого состава даже в 30- суточном возрасте критическая скорост воздушного потока превьш1апа 20 м/с, а для известного она составляла 1013 м/с. Так как двигатели самолетов на грунтовых аэродромах не создают га зоструйных потоков со скоростью более 20 м/с, эта скорость и может быть при нята за предельно допустимую при оцен ке эффективности обработки грунтовых аэродромов предлагаемым составом. Таким образом, срок эффективного действия обработки грунта предлагаемым составом превышает 30 суток, а по прототипу - в течение недели. Формула изобретения Состав для обеспыливания грунтовых аэродромов, включающий сырую
этом определяли также критическую скорость воздушного потока, при которой происходил вынос частиц закрепленного грунта и улавливание их ловушкой (м/с. Сравнительные результаты этих испытаний представлены в табл. 3. ТаблицаЗ сутки 23 22 26 26 24 21 13 10 23 19 15 12 нефть, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения противоэроэионной стойкости и увеличения срока эффективного действия, состав дополнительно содержит бутадиен-стИрольный латекс при следующем соотношении компонентов, вес.%: Сырая нефть95-99 Бутадиен-стиральный латекс1-5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Никишина М. Ф. и др. Дорожные эмульсии , М,, Транспорт, 1964, с. 90 и 152. 2, Перпшн М. Н. и др. Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов. ., Транспорт, 1973, с. 123.
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-04-16—Подача