Контактное уплотнение Советский патент 1981 года по МПК F16J15/34 F16C33/66 

Описание патента на изобретение SU887855A1

(54) КОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ

Похожие патенты SU887855A1

название год авторы номер документа
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Пинус Иосиф Яковлевич
RU2437998C1
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1993
  • Завгородний П.Ф.
  • Смалько М.А.
  • Шинкаренко И.Т.
  • Стрелец В.Н.
  • Буняк Л.К.
RU2069804C1
Шаровой шарнир 1976
  • Дербаремдикер Анатолий Давидович
  • Осинкин Евгений Николаевич
  • Каледин Николай Емельянович
  • Альперович Марк Соломонович
SU580376A1
ПОДШИПНИК ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ 1971
  • Н. А. Кудр Вцев, В. А. Гусев, В. С. Богаев, В. В. Гусев, В. Угрюмов, В. П. Курков Р. И. Бекетов
SU288917A1
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПАР ГИДРО- И ПНЕВМОМАШИН 2004
  • Пинус И.Я.
RU2262022C1
Торцевое уплотнение 1972
  • Музыкин Юрий Дмитриевич
  • Харченко Виталий Петрович
  • Крамарев Олег Вячеславович
SU567879A1
Торцовое уплотнение 1972
  • Карл Шмидт
SU1472734A1
РАДИАЛЬНОЕ УПЛОТНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОВАНДЕР 2007
  • Овандер Валерий Борисович
RU2338106C1
УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА 2000
  • Бородко А.Е.
  • Бородко Е.Е.
  • Игнатьев Е.А.
  • Кулдышев А.К.
  • Пронин И.К.
  • Шмыров Е.И.
RU2170864C1
Шестеренная гидромашина 1975
  • Карпович Владимир Павлович
SU541046A1

Иллюстрации к изобретению SU 887 855 A1

Реферат патента 1981 года Контактное уплотнение

Формула изобретения SU 887 855 A1

Изобретение относится к области уплотнительной техники. Известнь контактные уплотнения для подшипников, выполненные в виде кольцеобразной диафрагмы из упругого материала, расположенной между торцами подшипников и деталями их крепления 1 . Недостатком их является малая долговечность из-за отсутствия компенсации износа. Цель изобретения - повышение долго вечности путем автоматической компенсации износа. Для этого диафрагма выполнена в ви де полого цилиндрического кольца, тор цы которого с одной стороны упираются в уплотняемые поверхности, а с другой стороны соединены между собой стенкой на которой выполнены V-образные рифле ные выемки или выступы, скользящие под действием момента трения по выступам или V-образным выемкам в крышке, причем диафрагма выполнена плавяющей относительно вала и подпшпника, причем рифления на откосах V-образных выемок имеют углы, обратные углам откосов, а торцовые поверхности диафрагмы могут быть снабжены контактными кольцами из самосмазывающихся пластмасс . На фиг. 1 показано контактное уплотнение; на фиг. 2 - сечение А-А фиг.1; на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 2; на фиг. 4-7 - варианты исполнения ушютнительных элементов; на фиг. 8 - пример применения контактного уплотнения для роликоопоры конвейера. Подшипниковый узел с контактным торцовым уплотнением состоит из антифрикционной втулки 1, корпуса 2, вала 3, крьш1ки 4 и уплотнительного элемента 5, выполненного в виде цилиндрического полого кольца, торцовые поверхности которого с одной стороны контактируют с уплотняемыми поверхнос-тями вала и подшипника, а с другой соединены между собой стенкой, на на3. 8 ружной боковой поверхности которой расположены выступы, взаимодействующие с рифлениями-упорами, выполненными на внутренней стороне крышки. Рифления на крышке 4 расположены в V-образной выемке, углы откоса которой У. Каждое рифление имеет впадину с углом vL , имеющим обратным знак по отношению к углу У . Уплотнит.ельный эле мент снабжен кольцами 6 из антифрикционного материала или выполнен из двух шайб 7 и 8, соединенных пружиной 9 (см. фиг. 5 и 7) . Уплотнение работает следующим образом. При вращении вала 3 между.торцом его уступа и торцом цилиндрического уплотнительного элемента возникает мо мент трения, действующий в направлении вращения вала и стремящийся провернуть уплотнительный элемент. Однако выступы уплотнительного элемента 5 находятся в зацеплении с рифлениями в выемках крьшки 4. Такое зацепление не позволяет уплотнительному элементу 5 свободно вращаться вместе с валом 3, а только провернуться под действием момента М F.- -г. При провороте уплотнительного элемента 5 его выступы, скользя по рифлениям V-образных выемок, перемещаются вдоль оси вращения. На фиг. 3 это перемещение условно обозначено, стрелкой Н. При перемещении выступав на один шаг рифления Н в осевом направлений в стенках уплотнительного элемента создаются дополнительные упругие деформации, обеспечивающие постоянный контакт в торцовой уплотнительной паре. При износе уплотняемых поверхностей уплотнительный элемент автоматически доуплотняет контакт на величину одного или более ДН. Автоматическое доуплотнение происходит до тех пор, пока выступы не достигнут последних ступенек в сопряженных с ними деталях. Величина предварительного натяга уплотнительного элемента рассчитывается таким образом, чтобы-поворот уплотнительной диафрагмы на 1 ступень ку происходил при величине крутящего момента, равного 0,3+0,6 от момента трения в торцовой уплотнительной пар В этом случае при уменьшении усилия прижима в уплотнительной паре, например, в результате.износа контакти рующих поверхностей, до величины (0,3+0,6)AHZ, (где Z - жесткость диафрагмы в кг/мм), произойдет проворот 5 на один шаг ЛН. Находясь на однол из ступеней рифления при остановке узла (остановке вращения вала), разуплотнение торцового контакта не происходит, так как этому препятствует обратный угол ei. . Таким образом обеспечивается стояночное уплотнение. При изменении направле ния вращения разуплотнение контакта также не происходит благодаря симметричности V-обратных выемок. Количество выступов и V-образных выемок, первоначальные усилия прижима уплотняющих элементов к уплотняемым поверхностям, величины углов JP и ot в каждом конкретном случае зависят от конструкции и габаритов узла трения, от свойств выбранных конструкционных материалов, от условий эксплуатации узла трения и других специальных требований, предъявляемых к узлу трения. Уплотнительные элементы могут быть изготовлены из различных материалов - металлов, пластмасс и др. Для увеличения степени герметичности, износостойкости и долговечности уплотнения контактные поверхности уплотйительных элементов могут быть снабжены кольцевыми вставками из самосмазывающихся композиционных материалов - графитопластов, металлополимерных композиций и т.п. На фиг. 4-7 изображены четыре варианта уплотнительных элементов для подшипниковых узлов. На фиг. 4 уплотнительный элемент 5 вьшолнен из упругой пластмассы и снабжен кольцевой вставкой (кольцом) 6 из самосмазывающегося материала; на фиг. 5 -. в виде тонкостенного, полого металлического кольца, снабженного контактными кольцами 6 из антифрикционного материала; на фиг. 6 - в виде фасонной монолитной детали (диафрагмы) из антифрикционной пластмассы, например полиамида; на фиг. 7 - уплотнительйыйалемент выполнен составным из двух фасонных шацйб 7 и 8, сопряженных между собой пружинами 9 для обеспечения начального и дополнительного стояночного прижима уплотнительного элемента к уплотняемым поверхностям под- . шипника. Возможные варианты конструктивного исполнения уплотнительного элемента не охватываются приведенными на фиг. 4-7 устройствами. Очевидно, что V-образные выемки с рифлениями могут быть выполнены на уплотнительном- элементе 5, выступы (упоры)

на крышке 4 или на корпусе иодшнпкнка 2. В этом случае уплотнительный узел может, быть выполнен более компактным, например без крышки 4. Для изготовления уплотнительного элемента могут быть применены самые разнообразные технологические процессы литье, прессование, точение и др.

Предложенное контактное уплотнение может быть применено как для подтипНИКОВ скольжения, так и для стандартных открытых подшипников качения. В качестве примера -применения контактного уплотнения на фиг. 8 изображена роликоопора ленточного конвейера. Роликоопора состоит из корпуса 10, крышки 11, уплотнительного элемента 1 шарикоподшипника 13, оси 14. Роликоопоры, снабженШ)1е контактными уплотнениями подшипников, испытаны в производственных условиях завода химических удобрений. Ресурс работы роликов при попадании на них кислот и щелочей возрос в четыре раза благодаря применению уплотнений.

Формула изобретения 1. Контактное уплотнение для подшипников, выполненное в виде кольцеобразной диафрагмы из упругого материала-, расположенной между торцами подшипников и деталями их крепления, о тличающееся тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматической компенсации износа, диафрагма выполнена в виде полого цилиндрического кольца, торцы которого с одной стороны упираются в уплотняемые поверхности, а с другой стороны соединены между собой стенкой, на которой выполнены V-образные рифленые выемки или выступы, скользящие под действием момента трения соответственно по выступам или V-образным выемкам, выполненным в ограничивакщих деталях подшипников, например в крышках, причем диафрагма выполнена плавающей относительно вала и подшипника.

2.Контактное уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что рифления на -откосах V-образных выемок имеют углы, обратные углам откосов V-образных выемок.3.Контактное уплотнение по пп. 1 и2, отличающееся тем, что торцовые поверхности диафрагмы снабжены контактными кольцами из самосмазывающихся пластмасс.

Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 807944. кл. F 163, опублик. 193/. М f///, ГУУ x/lx,,.

/

4

iftf

s

0(K.ff

SU 887 855 A1

Авторы

Михневич Анатолий Станиславович

Ратников Юрий Владимирович

Фрумкин Матвей Яковлевич

Даты

1981-12-07Публикация

1980-04-01Подача