Способ транспортирования высоковязкой жидкости по трубопроводу Советский патент 1981 года по МПК F17D1/16 

Описание патента на изобретение SU892112A1

Изобретение относится к транспорту вязкой жидкости, например нефти, по магистральным трубопроводам. Известен способ транспортирования высоковязкой жидкости по магистральному трубопроводу, например нефти, заключающийся в том, что для снижения вязкости нефть предварительно нагревают, а затем производят перекачку насосами по трубопроводу. Тг1м, где нефть охладится, ее вновь нагревают в огневых печах на пунктах подогрева, которые могут быть совмеще.нь1 с насосными станциями или располагаться отдельно. Пункты подогрева обычно распологаются черей 40-60 км по длине трубопровода, а перекачиваю щие станции через 80-120 км в зависи мости от вязкости нефти и местных условий перекачки Недостатком этогс способа является то, что на головной и промежуточных станциях давление нефти в начале трубопровода поднимают до 60-64 кг/с на концах перегонов оно падает до давления безкавитационной работы насосов или до давления, обусловленного высотой взлива нефти в резервуаре, что обеспечивает работу трубопровода на полную несущую способность только в голове участков. Основная часть трубопровода эксплуатируется на пониженных давлениях, т.е. механическая прочность используется не полностью, так как стенка трубопровода имеет одну и ту же толщину по всей его длине. Другой недостаток способа заключается в необходимости создания пунктов подогрева, громоздкости его оборудования, пожарной опасности огневого подогрева, большом количестве обслуживающего персонала. На каждом пункте подогрева и перекачивающей станции приходится использовать электрическую энергию для привода насоса и освещения, горячую воду или пар для отопления и других нужд и огне3вые печи для нагрева транспортируемой нефти, в которых в качестве.топлива используются перекачиваемая нефть, а в период пуска печей.в работу - дизельное топливо. Высокие температурные перепады в вызьшают местные перегревы, npditer труб, что приводит к быстрому износу и авариям. Кроме того, при местном нагреве труб огневых печей вода л солв, содёржац(йеся в нефти, оера.а1уют соляную кислоту, которая .разъедает внутреннюю полость магистрал ного трубопровода. Коррозия внешней стенки горячего трубопровода также усиливается. В результате горячий трубопровод довольно быстро выходит из строя. Один из основных недостатков известного способа заключается в необходимости сжигания )з печах нефти, являющейся ценным сырьем. Цель изобретения - улучшение технологии Процесса перекачки высоковяз .кой жидкости по трубопроводу. Эта цель достигается тем, что согласно способу транспортирования высоковязкой жидкости по трубопроводу путем ее подогрева и перекачки насосом, выходящую из насоса жидкость разделяют на два потока, каждь1й из которых дросселируют и один из них направляют в трубопровод, а другой - в npneMHyio часть насоса. На вьпсоде насоса создают давление больше, чем заданное давление в нача ле трзгбопровода, часть подачи насоса при повьшенном давлении перепускают в приемную линию насосов, другую часть, рдвиую производительности тру бопрЬв ода, подают в трубопровод. При этом происходит преобразование механической энергии насосов в тепловую. В результате нефть нагревается и перекачка ее происходит в подогретом состоянии. На следующей перекачивающей, станции процесс повторяется. Разность давлений в насосе и трубопроводе создают специально постановко между ню и трубопроводом дроссельного устройства, например регулятора давления после себя, который предохраняет трубопровод от повышения давления и разрушения. На обводной линии ставят дроссель нов устройство, поддерживающее заданное давление в насосе и заданный расход жидкости по обводной линии. 2 .4 На чертеже представлена схема реализации предлагаемого способа. Транспортировка высоковязкой жидкости по трубопроводу осуществляется следующим образом. Высоковязкая жидкость, например нефть, по трубопроводу 1 с расходом и при температуре i пу поступает в насос 2. ВьЬсодящую из насоса жидкость разделяют на два потока, каждый из ко-,,, то.рых, дросселируют через дроссельные устройства 3 и 4. После дроссельных устройств напор после насоса поднимается до Нц. Через дроссельное устройство 3 жидкость поступает с расходом с| в трубопровод 5. В результате дросселирования напор падает до П-р. Часть жидкости с расходом л cj, y -с},. через дроссельное устройство 4 по обводной линии 6 поступает в приемную линию насоса 2. При этом возможны схемы соединений насосов последовательно, параллельно и смешанное соединение. Перепуск жидкости из напорной части последнего насоса возможен на прием любого насоса или из напорной части каждого насоса на приеме этих же насосов. Выбор соединений насосов, перепуска жидкости и дросселирования определяют. исходя из конкретных условий-перекачки, на основание технико-экономических расчетов. Значения производительности пере качки, напора на насосе, перепадов напоров при дросселировании зависят от требуемой температуры перекачиваемой жидкости на входе в трубопровод. Так например, еслип насосов подключены последовательно, а к насосов работают до подключения обводной линии то температуру жидкости после последнего насоса определяют следующим образом. Количество тепла, которое могут передать насосы жидкости, равно где р - плотность жидкости; t -. механический эквивалент тепла;; A;jsM -Vi;.- перепад напоров между напорной и всасывающими частями каждого насоса; tt - число насосов; Ч - число насосов, работающих д подключения обводной линии; -- КПД насосов. Количество тепла, которое образу ется при движении жидкости по трубо проводу, определяют по формуле 4P(V«6) Разность уравнений U) и (2 пре ставляет собой количество тепла,кот рое идет на нагревание жидкости в н сосах k о-р ---S т T-i T-i ГДедН 7 падение напора по дл 4 не трубопровода. Разность тепла дО. идет на нагре ванне перекачиваемой жидкости. След вательно может записать ia cvTpcut, (А-) гдей1: tttB k b разность температ ры жидкости; С теплоемкость жидкости. Приравняв формулуЛЗ) и (4), пол чают тe шepaтypy жидкости после на соса „ fn ЛИ, i -4. А ау-( U Ё 14 Т т в/ . i () Т T-Tljsi Ч i.i VЧисловое значение с), задается пл ном поставки нефти потребителю. Зна чения Н„ и Н. обусловлены механичес кой прочностью трубопровода и цасо- са. Значения t gy t |, определяются технико-экономическими и гидравлическими рассчетами, при этом значение q, рассчитьшается по формуле л 6.Н. - ( -Ел T-i 2 . 6 Пример рассчета перекачки нефти по магистральному трубопроводу. Длина трубопровода 200 км. Объем перекачки составляет в год. Нефть на головной перекачивающей станции после операций обессиливания обезвоживания имеет темпе-ратуру . С этой температурой нефть закачивается в трубопровод. Для перекачки нефти на 200 км нс обходимо иметь два пункта подогрева, головную перекачивающую станцию и одну промежуточную, совмещенную с пунктом подогрева. Там, где нефть остынет, восполняют тепло за счет преобразования ме-. ханической работы насосов в тепловую. При расчетах перекачки нефти принято: напор насоса м; 1вх 22С; м; ,45;1, ,45; бс; 1; . При этих условиях полная подача насоса вычисляется по формуле 6). а 427 0,45 (36-22) 100. 0,45 1000 . 1530 MV4 Таким образом следует, что вместо трех пунктов подогрева и одной перекачивающей станции нужно установить ,, две перекачивающие станции. При этсм начальный напор на промежуточных перекачивающих станциях не 500, а 400м, что дает возможность уменьшить тодщину стенки трубопровода и снизить его стоимость. Кроме того, экономится большое количество топлива, расходуемого на электроэнергию. Формула изобретения Способ транспортирования высоковязкой жидкости по трубопроводу путем ее подогрева и перекачки насосом, отличающийся тем, что, с целью улучшения технологии процесса перекачки, выходящую из насоса жвдкость разделяют на два потока, каждый из которых дросселируют и один из них направляют в трубопровод, а другой - приемную часть насоса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Тугунов П. И. и др. Транспортирование вязких нефтей и нефтепродуктов по трубопроводам; М., Недра, 1973, с. 85-88.

fflki(lr;i

N

Похожие патенты SU892112A1

название год авторы номер документа
Способ транспорта вязких нефтей и нефтепродуктов по трубопроводу 1990
  • Беккер Леонид Маркович
  • Вдовин Герасим Александрович
  • Шутов Анатолий Анатольевич
  • Валеев Рустем Анварович
SU1786335A1
СПОСОБ ПОДОГРЕВА ПОТОКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ 1999
  • Карнаухов Н.Н.
  • Каменских И.А.
  • Гришин В.Г.
RU2171424C2
СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ ВЯЗКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ПО ТРУБОПРОВОДУ 2013
  • Яценко Владимир Владимирович
  • Яценко Игорь Владимирович
RU2569782C2
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НЕНЬЮТОНОВСКОЙ ПАРАФИНСОДЕРЖАЩЕЙ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ЖИДКОСТИ ПО ТРУБОПРОВОДУ 1998
  • Конради В.В.
  • Коротков В.П.
  • Прохоров А.Д.
  • Челинцев С.Н.
RU2124160C1
Способ транспортирования высокопарафинистой нефти и/или нефтепродуктов по трубопроводам 2018
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Несын Георгий Викторович
  • Зверев Федор Сергеевич
  • Жолобов Владимир Васильевич
  • Хасбиуллин Ильназ Ильфарович
RU2686144C1
СПОСОБ ПОДОГРЕВА НЕФТИ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ 2006
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Беккер Леонид Маркович
  • Забелинская Елена Николаевна
  • Смирнова Елена Николаевна
  • Свистухин Владимир Иванович
  • Маненков Владимир Алексеевич
RU2336456C2
Трубопроводная система для транспорта высоковязких высокозастывающих жидкостей 1988
  • Новоселов Виктор Федорович
  • Фролов Юрий Афанасьевич
  • Муфтахов Евгений Махмутович
SU1606802A1
СПОСОБ СБОРА И ТРАНСПОРТА МНОГОФАЗНОЙ СМЕСИ С УДАЛЕННЫХ КУСТОВ СКВАЖИН 2009
  • Горячев Александр Александрович
  • Туманов Александр Петрович
RU2411409C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ОБЪЕМА ОТЛОЖЕНИЙ В ТРУБОПРОВОДЕ 2021
  • Денисламов Ильдар Зафирович
  • Зейгман Юрий Вениаминович
  • Портнов Андрей Евгеньевич
  • Хакимов Джамиль Рустемович
RU2760283C1
СПОСОБ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА ВЫСОКОПАРАФИНИСТОЙ НЕФТИ 1995
  • Гумеров Асгат Галимьянович[Ru]
  • Чепурский Владимир Николаевич[Ru]
  • Касымов Тарас Мажитович[Kz]
  • Сальникова Светлана Николаевна[Ru]
  • Карамышев Виктор Григорьевич[Ru]
RU2111410C1

Иллюстрации к изобретению SU 892 112 A1

Реферат патента 1981 года Способ транспортирования высоковязкой жидкости по трубопроводу

Формула изобретения SU 892 112 A1

SU 892 112 A1

Авторы

Свиридов Виктор Петрович

Даты

1981-12-23Публикация

1978-01-04Подача